Проблемы терроризм в Современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:42, реферат

Описание работы

Работу над своим рефератом я начала с изучения истории терроризма, без знания которой, как мне кажется, невозможно постичь его смысл и определить истоки. В свою очередь, только четкое представление о том, что же являет собой терроризм, в чем состоят причины, порождающие его, и каковы мотивы, заставляющие людей заниматься террористической деятельностью, может стать основой для разработки мер по предупреждению действий террористов и определения эффективных методов борьбы с этим сложнейшим и опаснейшим явлением.
Терроризм -- это форма войны, и притом очень эффективная ее форма. Далеко не каждый удар врага можно отбить без особых потерь. Существуют поражения, вызванные грубыми ошибками одной из сторон. Но гораздо чаще к поражению приводит тонкая и неочевидная "игра" противника, который сумел накопить силы, найти слабое место в обороне, нанести внезапный удар, захватить инициативу. Перефразируя морское торговое право: «поражение вследствие непреодолимой силы врага и неизбежных на войне случайностей».
Терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.
Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Различные преступные группировки совершают террористические акты для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Жертвой террористического акта может стать каждый - даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт.
Уровень терроризма и конкретные формы его проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой - эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности, по профилактике и пресечению самого терроризма.
К сожалению, терроризм является весьма действенным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием жизни, нравственными нормами, культурой. А за последние несколько лет проблема терроризма приобрела во всем мире глобальные масштабы и имеет тенденцию к устойчивому росту (если в 80-х годах зафиксировано до 800 крупных террористических актов, то в 90-х - уже более 900№).

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Проблемы терроризм в Современной России………………….....6
2. Терроризм в Италии и Испании……………………………………..11
Заключение……………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………..20

Работа содержит 1 файл

террирозм.docx

— 38.67 Кб (Скачать)

     "Использование  государственного репрессивного  аппарата против терроризма может  на время сбить температуру,  но излечить болезнь оно не  в состоянии", - подчеркивает аналитик. По его мнению, главной причиной  набирающего обороты "кавказского"  террора является не коррупция  и провалы в милицейской работе (хотя и они сыграли свою  роль), а отсутствие адекватной  национальной политики (не фольклорной  политики, а стратегии формирования  политической идентичности)". России, считает Сергей Маркедонов, стоит  использовать опыт борьбы с  терроризмом в Северной Ирландии  или в стране Басков, "где  жесткость государственной позиции  сочеталась с поиском механизмов "мягкой силы" и убеждением  рядовых ирландцев или басков  в том, что тротил и автомат  – плохой и бесперспективный  путь для молодого человека, ведущий  в никуда. И что "взрывчатое" понимание патриотизма приносит  Родине один только вред. 

2.  Терроризм в Италии и Испании

Особая  процедура расследования и рассмотрения дел о террористических преступлениях  также существует в Италии и Испании.

Так, в  целях эффективной борьбы с террористической деятельностью и мафиозной преступностью  в Италии законодатель предусматривает  регламентированное уголовно-процессуальным и административным правом использование  особых способов расследования. Такими способами могут быть как использование  агентов-провокаторов, так и отсрочка вынесения в отношении их постановления  о задержании или об аресте их имущества  с целью наибольшего сбора  материалов для расследования. В  любом случае, ввиду чрезвычайной деликатности такого рода операций, законность их проведения определяется целым рядом  недвусмысленных условий, предусмотренных  законом. Среди них в первую очередь  следует назвать предварительное  согласие магистрата. Подобные меры предусмотрены  исключительно для определенной категории преступлений и исчерпывающим  образом перечислены в Законе. Это - вымогательство, незаконное лишение  свободы лица с целью вымогательства выкупа, торговля оружием и наркотиками, а также отмывание денег.

Касаясь процессуальных вопросов, следует отметить, что в последнее время намечается тенденция к централизации расследования  дел о терроризме и организованной преступности. Создаются полицейские  и прокурорские органы, наделенные особой компетенцией по их расследованию. Наряду с Департаментом общественной безопасности Министерства внутренних дел функционирует Дирекция антимафиозных  расследований (DIA). Ее основная задача - обеспечение координированного  с судебной полицией развития расследований  и профилактики совершения мафиозных  преступлений. Речь в данном случае идет о новом "межсиловом" органе, представляющем объединение трех национальных полицейских структур.

Кроме того, в настоящее время в структуру  прокуратуры Италии входят антимафиозные  дирекции округов и Национальная антимафиозная дирекция. Первые существуют в каждой прокуратуре каждого  округа Республики и состоят из судей, имеющих специальный профессиональный опыт работы с террористическими  и мафиозными преступлениями. Таким  образом, всякое расследование, касающееся террористических и мафиозных преступлений, не распылено по 161 обычной прокуратуре, а сконцентрировано в 26 прокуратурах, находящихся в центре каждого  округа. Национальная антимафиозная  дирекция образована в рамках Генеральной  прокуратуры при Кассационном суде Рима. Возглавляет ее Национальный антимафиозный прокурор. Он координирует действия 26 антимафиозных окружных прокуроров, не занимаясь самостоятельным  расследованием. Но в случае невозможности  или неэффективности такой координации  он может сам непосредственно  осуществлять расследование, передав  дела для изучения из прокуратуры  какого-либо округа в вышестоящую  инстанцию. Кроме того, судьи Национальной антимафиозной дирекции при необходимости  могут быть командированы в округа с целью успешного проведения расследования.

Процессуальная  особенность расследования и  рассмотрения дел о террористических актах в Испании предусматривается  Органическим законом от 26 декабря 1984 г. "О борьбе с вооруженными бандитскими формированиями и террористическими  элементами", состоящим из четырех  глав.

В частности, третья глава содержит нормы процессуального  характера, часть которых касается деятельности и прерогативы трибуналов. В компетенцию их входит рассмотрение дел о преступлениях, совершенных  вооруженными бандитскими формированиями и террористическими группами. Другая часть посвящена применяемым  нормам о возможности (она предусмотрена  положениями ст.55-2 гл.5 "О приостановлении  прав и свобод", раздела первого "Об основных правах и обязанностях" Конституции 1978 года) временного ограничения некоторых основных прав граждан, вовлеченных в сферу расследования преступлений, совершенных вооруженными бандитскими формированиями и террористическими группами. Согласно ст.55-2 Конституции "органический закон может определить форму и случаи, когда в индивидуальной форме при обязательном судебном вмешательстве и соответствующем парламентском контроле в п.2 ст.17 и п.2 и 3 ст.18 права могут быть приостановлены в отношении определенных лиц в связи с проведением соответствующего расследования деятельности вооруженных банд или террористических элементов".

В соответствии с п.2 ст.17 Конституции предварительное  заключение не может длиться дольше, чем это необходимо для выяснения  всех обстоятельств дела, и в любом  случае - не более 72 часов, по истечении  которых задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям. Но при совершении террористических преступлений или преступлений, совершенных  бандитскими формированиями, срок предварительного заключения, на основании ст.13 Закона от 26 декабря 1984 г., может быть продлен  до семи суток.

При аналогичных  обстоятельствах, на основании судебного  постановления и в интересах  следствия, возможны проникновение  правоохранительных органов в жилище или его обыск с целью задержания подозреваемых лиц или обнаружения  вещественных доказательств. В этих же целях может осуществляться контроль со стороны следственных органов  за корреспонденцией, в том числе  почтовой, телеграфной и телефонной, причастных к преступлению лиц. Судебный контроль за ней может быть введен сроком до трех месяцев (ст.16 и 17 Закона). Данные положения являются законными, несмотря на то, что п.2 и 3 ст.18 Конституции  декларируют, что жилище является неприкосновенным и гарантируется тайна корреспонденции.

Органами, расследующими и рассматривающими дела о преступлениях, предусмотренных  этим же Законом, являются Центральный  следственный орган и Национальный суд (ст.11 Закона). Это специальные  органы, находящиеся в системе  судов общей юрисдикции и расположенные  в Мадриде. Центральный следственный орган и Национальный суд, состоящий  из трех судей, привлекаются к работе во всех случаях, касающихся упрощенного (ускоренного) производства, предусмотренного уголовно-процессуальным законом.

Упрощенная  процедура заключается в том, что дела о терроризме являются первоочередными  и должны быть рассмотрены в суде через 90 дней после возбуждения уголовного дела. Если преступление совершено  с использованием полиграфических  средств, радиовещания или любого другого  средства, облегчающего публикацию, судья  по жалобе прокурора должен вынести  постановление о предварительном  закрытии виновных учреждений, изданий, а если этого требуют обстоятельства, - о конфискации и опечатывании орудий преступления (помещения, механизмы  и т.п.). Окончательное решение  должно быть им утверждено или отменено в трехдневный срок, прокурор и  заинтересованные стороны должны быть об этом извещены. Решение может  быть обжаловано в пятидневный срок (ст.21 Закона).

Это положение  весьма важно. Статья 20 Конституции  позволяет единственное покушение  на свободу прессы: секвестр на публикацию на основании судебного распоряжения. Отличная от закрытия средств распространения, эта мера, по мнению испанского юриста Арройо Запатеро, конституционно сомнительна. Статьи 19, 20 и 22 Закона расширяют область  применения норм, касающихся предварительного заключения и не предусмотренных  Конституцией. Предварительное приостановление  деятельности организаций и автоматизм временного приостановления осуществления  служебной или государственно-служебной  деятельности обвиняемого предвосхищают наказание и предшествуют привлечению к уголовной ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Заключение

    Поскольку терроризм, как было сказано ранее, порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами, то и борьба с терроризмом представляет собой исключительно сложную  задачу. Надо полагать, что указанные  причины и должны быть объектом профилактического  вмешательства, но сделать это на практике очень трудно, так как  основная часть этих причин связана  с обладанием государственной властью, распределением собственности, торжеством той или иной идеологии, изменением национальной и социальной структуры  общества. Кроме того, на фоне постоянно  организующихся совещаний властей, посвященных мерам по усилению борьбы с терроризмом, наблюдается явная  неспособность, несогласованность  и неорганизованность действий правоохранительных органов и спецслужб по борьбе с террористической деятельностью, а также их недостаточная информированность  и техническая оснащенность.  
     
    К сожалению, приходится констатировать факт, что терроризм неискореним, так как является частью извечного и неумирающего спутника человечества – преступности. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы. Также невозможно представить, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства.  
     
    Тем не менее, цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться этому злу и вовремя выявлять террористическую угрозу. Сегодня совершенно очевидной является необходимость определить и проанализировать причины, проблемы, сущность и тенденции терроризма, как можно скорее разработать формы, методы и эффективные средства борьбы с ним. Главные направления предупреждения терроризма должны включать:  
    1.  прогнозирование террористической активности с определением ее возможных субъектов;  
    2.  воздействие на основные явления и процессы в обществе, способствующие росту терроризма;  
    3.  пресечение совершающихся террористических актов в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду, причем крайне важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов, и вдохновителей террора, а также тех, кто занимается финансированием террористической деятельности;  
    4. предупреждение и пресечение сходных с терроризмом преступлений (захват заложников, геноцид, диверсия и др.);  
    5. сотрудничество международных организаций в предупреждении и пресечении террористической деятельности.  
    Как уже было изложено в данной работе, в российском уголовном законодательстве существует немало недостатков и упущений. Такие пробелы не только позволяют террористам и их “спонсорам” уходить от ответственности, но и ослабляют борьбу с преступностью в целом. Со всей определенностью можно утверждать, что не изменив уголовно-правовой основы борьбы с терроризмом, не исправив дефектов уголовного закона в этой сфере, невозможно создать качественный закон по борьбе с терроризмом. Правовая регламентация – одна из важнейших составляющих всего комплекса мер по борьбе с терроризмом, она должна иметь единую четкую концепцию, быть ясной и понятой, способной к эффективному применению на практике, а также должна служить гарантией от произвола субъектов антитеррористической деятельности. Помимо того, необходимо привести национальное законодательство в соответствие с международным, а также с учетом тенденций современного терроризма модернизировать Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы РФ, Федеральный закон “Об оружии”, Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, которые позволят расширить возможности правоохранительных органов по выявлению, пересечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности.  
    Важное значение имеет объединение усилий в противодействии терроризму всех сил государства и общества. Это и верхние эшелоны представительной власти, и законодатели, и спецслужбы, и правоохранительные органы, и средства массовой информации, религиозные и иные общественные объединения.  
    Все чаще в последнее время звучат высказывания о том, что было бы правильным применять к террористам правила об ответственности соучастников, которые применялись в отношении нацистских военных преступников, т.е. каждый участник террористической организации должен нести ответственность за всю ее преступную деятельность. Похожую мысль высказал 9 мая 2002 г. и президент страны В.Путин после взрыва в г. Каспийск во время праздничного парада, в результате которого погибло более 40 ни в чем не повинных людей, в том числе дети, женщины, ветераны. Президент заявил, что подобные бесчеловечные акции дают нам все основания относиться к террористам, как к нацистам. Как мне кажется, такое отношение, действительно, было бы оправданным и справедливым.  
     
    В заключение еще раз отмечу, что борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов. Но ни для кого не секрет, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня.  
     
       
     
                                                                        
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список  используемой литературы  
 
Нормативно-правовые акты:  

    1.   "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

    (ред.  от 07.12.2011)

    (с  изм. и доп., вступающими в силу  с 06.01.2012)

 
       2.               Международная конвенция “О борьбе с бомбовым терроризмом” от 15.12.1997  
       3.                Постановление Правительства РФ от 06.11.1998 N 1302 
(ред. от 16.06.2000) "О Федеральной антитеррористической комиссии"  
 
Научная литература:  
 
1.                  Антонян Ю.М. “Терроризм. Криминологическое и угловно-правовое исследование”. М., 1998 г.  
2.                  Большая Советская Энциклопедия. М, 1976 г.  
3.                  Видяпина В.И. “Бакалавр экономики”. 2002 г. (Internet)  
5.                  Гушер А.И. “Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества”. 2002 г.  
6.             Спецпроект NTVru.com. “Законы США о борьбе с терроризмом”. 22 мая 2002 г. (Internet). 

Информация о работе Проблемы терроризм в Современной России