Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:12, реферат
Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.
Введение.......................................................................................... 2
1. Правовые основы БЖД............................................................. 3
1.1.Законы и подзаконные акты................................................... 3
1.2. Нормативно-техническая документация............................ 4
2. Управление ЧС......................................................................... 12
3. Международное сотрудничество.......................................... 15
Заключение.................................................................................... 17
Список использованной литературы........................................ 18
Требования безопасности
устанавливают применительно к
производственному, а не технологическому
оборудованию, к производственным,
а не технологическим процессам.
Так, требования ГОСТ 12.2.009–80* «ССБТ. Станки
металлообрабатывающие. Общие требования
безопасности» относятся к
Стандарты предприятий
по безопасности труда разрабатываются
непосредственно на предприятии
и согласовываются с
Основные нормативно-
Основные цели комплекса:
– повышение эффективности
мероприятий по предупреждению и
ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном,
региональном, местном) для обеспечения
безопасности населения и объектов
народного хозяйства в
– эффективное использование
и экономия материальных и трудовых
ресурсов при проведении мероприятий
по предупреждению и ликвидации ЧС.
Задача комплекса
– установление:
· терминологии
в области обеспечения
· основных
положений по мониторингу, прогнозированию
и предотвращению ЧС, по обеспечению
безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных
животных и растений, объектов народного
хозяйства в ЧС, по организации
ликвидации ЧС;
· уровней
поражающих воздействий, степеней опасности
источников ЧС;
· методов
наблюдения, прогнозирования, предупреждения
и ликвидации ЧС;
· способов
обеспечения безопасности населения
и объектов народного хозяйства,
а также требований к средствам,
используемым для этих целей.
Обозначение отдельного
стандарта в комплексе состоит
из индекса (ГОСТ Р), номера системы
по классификатору (ГСС–22), номера (шифра)
группы (табл. 9.2), порядкового номера
стандарта в группе и года утверждения
или пересмотра стандарта. Например,
ГОСТ Р 22.0.01–94. Безопасность в чрезвычайных
ситуациях. Основные положения.
Стандарты группы 0 устанавливают:
· основные
положения (назначение, структуру, классификацию)
комплекса стандартов;
· основные
термины и определения в
· классификацию
ЧС;
Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧСНомер группы Группа стандартов Кодовое наименование
0 Основополагающие стандарты Основные положения
1 Стандарты в области мониторинга и прогнозирования Мониторинг и прогнозирование
2 Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства Безопасность объектов народного хозяйства
3 Стандарты в области обеспечения безопасности населения Безопасность населения
4 Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов Безопасность продовольствия
5 Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений Безопасность животных и растений
6 Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения Безопасность воды
7 Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения Управление, связь, оповещение
8 Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций Ликвидация чрезвычайных ситуаций
9 Стандарты в области
технического оснащения аварийно-спасательных
формирований, средств специальной защиты
и экипировки спасателей Аварийно-
10,11 Резерв
· классификацию
продукции, процессов, услуг и объектов
народного хозяйства по степени
их опасности;
· номенклатуру
и классификацию поражающих факторов
и воздействий источников ЧС;
· предельно
допустимые уровни (концентрации) поражающих
факторов и воздействий источников
ЧС;
· основные
положения и правила
Содержание остальных групп стандартов определяется их кодовым наименованием.
2. Управление ЧС
Управление ЧС обеспечивается
единой государственной системой предупреждения
и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой Правительством
РФ 21.11.95 г. РСЧС объединяет органы государственного
управления РФ всех уровйей, различные
общественные организации, в "компетенцию
которых входят функции, связанные
с обеспечением; безопасности и защиты
населения, предупреждением, реагированием
и действиями в ЧС. РСЧС обеспечивает
координацию сил и средств
этих органов управления и организаций
по предупреждению ЧС, защите населения,
материальных и культурных ценностей,
окружающей среды при возникновении
аварий, катастроф, стихийных бедствий
и применении возможным противником
современных средств пора
РСЧС включает территориальные
и функциональные подсистемы и имеет
пять уровней: объектовый, местный, территориальный,
региональный и федеральный.
Территориальные подсистемы
(республик в составе
Функциональные подсистемы
состоят из органов управления, сил
и средств министерств и
Координирующими органами
РСЧС являются межведомственные и ведомственные
комиссии по предупреждению и ликвидации
ЧС, региональные центры аналогичного
назначения, комиссии по ЧС органов
исполнительной власти субъектов РФ,
комиссия по ЧС органов местного самоуправления
и объектные комиссии по ЧС. Силы
и средства РСЧС в рамках ее подсистем
подразделяются на силы и средства:
— наблюдения и
контроля;
— ликвидации ЧС.
Первые из них
состоят из сил следующих органов:
— контрольно-инспекционной
службы Минприроды РФ;
— служб и
ведомств РФ, осуществляющих контроль
и наблюдение за состоянием окружающей
природной среды, за обстановкой
на потенциально опасных объектах и
прилегающих к ним территориях,
а также проводящих анализ их воздействия
на уровне населения;
— службы
мониторинга опасных процессов
Минстроя РФ;
— сети наблюдения
и лабораторного контроля гражданской
обороны (ГО);
— службы предупреждения
о стихийных бедствиях
— космических
средств наблюдения.
Силы и средства
ликвидации чрезвычайных ситуаций включают
в себя:
— военизированные
и невоенизированные
— учреждений и формирований
экстренной медицинской помощи Минздрава
РФ;
— частей и подразделений
служб противопожарных и
— соединений и
воинских частей, территориальных и
объектовых формирований ГО РФ;
— соединений и
воинских частей химических и инженерных
войск вооруженных сил;
— сил и средств
поискового и аварийно-спасательного
обеспечения Минтранса РФ;
— отрядов, служб
и специалистов Ассоциации спасательных
формирований, а также служб некоторых
других ведомств.
Координация планов
и мероприятий гражданской
Важным элементом
систем управления в области защиты
от ЧС является учет инженерных сооружений
ГО и паспортизация их состояния.
К такого рода объектам относятся
убежища, противорадиационные укрытия,'
специализированные складские помещения,
станции обеззараживания одежды
и транспорта и некоторые другие
объекты. В их паспортах кроме
ведомственной принадлежности и
месторасположения указывается
тип сооружения, степень его защиты,
площадь, кубатура, вместимость, количество
выходов, тип воздухозаборов, наличие
и состояние систем канализации,
вентиляции, энергоснабжения и аварийного
освещения и некоторые другие
данные. Паспорт составляется владельцем
сооружений. Контроль за паспортизацией
осуществляют инженерные подразделения
территориальных органов МЧС.
Другим направлением контроля в РСЧС являются целевые и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС. Они осуществляются по линии департамента инспекций и контроля МинЧС. В рамках целевых проверок осуществляется либо контроль документации (например, штабов ГО), либо состояния убежищ или других инженерных сооружений, либо обученное™ формирований постоянной готовности. При комплексной проверке контролируется общая готовность организации (производственного объекта) к действиям в ЧС.
3. Международное
сотрудничество
Россия участвует
и в международном
Ученые и специалисты
России принимают участие в
В области охраны
окружающей среды двустороннее сотрудничество
осуществляется между нашей страной
и США и включает 11 научно-исследовательских
программ и 30 проектов. Оно ведется
по следующим направлениям: предотвращение
загрязнения воздуха, охрана вод
и морской среды от загрязнения;
предотвращение загрязнения окружающей
среды, связанного с сельскохозяйственным
производством; организация заповедников,
изучение биологических и генетических
последствий загрязнения