Правовые основы БЖД

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:12, реферат

Описание работы

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

Содержание

Введение.......................................................................................... 2
1. Правовые основы БЖД............................................................. 3
1.1.Законы и подзаконные акты................................................... 3
1.2. Нормативно-техническая документация............................ 4
2. Управление ЧС......................................................................... 12
3. Международное сотрудничество.......................................... 15
Заключение.................................................................................... 17
Список использованной литературы........................................ 18

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 37.86 Кб (Скачать)

Требования безопасности устанавливают применительно к  производственному, а не технологическому оборудованию, к производственным, а не технологическим процессам. Так, требования ГОСТ 12.2.009–80* «ССБТ. Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности» относятся к станкам  всех типов (токарным, сверлильным, шлифовальным, заточным и т. п.); ГОСТ 12.3.025–80* «ССБТ. Обработка металлов резанием. Требования безопасности» относится ко всем видам металлообработки резанием. 

Стандарты предприятий  по безопасности труда разрабатываются  непосредственно на предприятии  и согласовываются с профсоюзным  комитетом. Они регламентируют принципы работ по обеспечению безопасности труда: организацию контроля условий  труда; надзора за установками повышенной опасности; обучение работающих безопасности труда; аттестации лиц, обслуживающих  установки повышенной опасности, проведение аттестации рабочих мест на предприятии  и т. д. 

Основные нормативно-технические  документы по чрезвычайным ситуациям  объединены в комплекс стандартов «Безопасность  в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). 

Основные цели комплекса: 

– повышение эффективности  мероприятий по предупреждению и  ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения  безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и  военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС; 

– эффективное использование  и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий  по предупреждению и ликвидации ЧС. 

Задача комплекса  – установление: 

·     терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации  ЧС, источников ЧС, поражающих факторов; 

·     основных положений по мониторингу, прогнозированию  и предотвращению ЧС, по обеспечению  безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного  хозяйства в ЧС, по организации  ликвидации ЧС; 

·      уровней  поражающих воздействий, степеней опасности  источников ЧС; 

·     методов  наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС; 

·     способов обеспечения безопасности населения  и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей. 

Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит  из индекса (ГОСТ Р), номера системы  по классификатору (ГСС–22), номера (шифра) группы (табл. 9.2), порядкового номера стандарта в группе и года утверждения  или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р 22.0.01–94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения. 

Стандарты группы 0 устанавливают: 

·     основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов; 

·     основные термины и определения в области  обеспечения безопасности в ЧС; 

·     классификацию  ЧС; 

  

Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧСНомер группы Группа стандартов Кодовое наименование

0 Основополагающие стандарты Основные положения

1 Стандарты в области мониторинга и прогнозирования Мониторинг и прогнозирование

2 Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства Безопасность объектов народного хозяйства

3 Стандарты в области обеспечения безопасности населения Безопасность населения

4 Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов Безопасность продовольствия

5 Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений Безопасность животных и растений

6 Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения Безопасность воды

7 Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения Управление, связь, оповещение

8 Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций Ликвидация чрезвычайных ситуаций

9 Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей Аварийно-спасательные средства

10,11 Резерв  
 

·     классификацию  продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени  их опасности; 

·      номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС; 

·     предельно  допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС; 

·     основные положения и правила метрологического контроля состояния технических  систем в ЧС. 

Содержание остальных  групп стандартов определяется их кодовым  наименованием.

2. Управление ЧС  

Управление ЧС обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой Правительством РФ 21.11.95 г. РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровйей, различные  общественные организации, в "компетенцию  которых входят функции, связанные  с обеспечением; безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием  и действиями в ЧС. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств  этих органов управления и организаций  по предупреждению ЧС, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении  аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником  современных средств пора­жения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

РСЧС включает территориальные  и функциональные подсистемы и имеет  пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный. 

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) состоят  из звеньев, соответствующих принятому  административно-территориальному делению.     

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил  и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению бедствий и ликвидации последствий ЧС.     

Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные  комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов  исполнительной власти субъектов РФ, комиссия по ЧС органов местного самоуправления и объектные комиссии по ЧС. Силы и средства РСЧС в рамках ее подсистем  подразделяются на силы и средства:   

—  наблюдения и  контроля; 

— ликвидации ЧС.       

Первые из них  состоят из сил следующих органов: 

— контрольно-инспекционной  службы Минприроды РФ; 

—   служб и  ведомств РФ, осуществляющих контроль и наблюдение за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой  на потенциально опасных объектах и  прилегающих к ним территориях, а также проводящих анализ их воздействия  на уровне населения; 

—    службы мониторинга опасных процессов  Минстроя РФ; 

—   сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской  обороны (ГО); 

—  службы предупреждения о стихийных бедствиях Минприрод-ресурсов и АН РФ; 

—      космических  средств наблюдения. 

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя: 

—  военизированные  и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные  формирования министерств, ведомств, организаций  РФ; 

— учреждений и формирований экстренной медицинской помощи Минздрава  РФ; 

—  частей и подразделений  служб противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ; 

—  соединений и  воинских частей, территориальных и  объектовых формирований ГО РФ; 

—  соединений и  воинских частей химических и инженерных войск вооруженных сил; 

—  сил и средств  поискового и аварийно-спасательного  обеспечения Минтранса РФ; 

—  отрядов, служб  и специалистов Ассоциации спасательных формирований, а также служб некоторых  других ведомств. 

Координация планов и мероприятий гражданской обороны  и по ликвидации ЧС в целом с  экономическими планами производится в рамках бюджетов РФ, субъектов  федерации, а также федеральных  органов исполнительной власти. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС производится также за счет средств организаций, находящихся в зоне ЧС, страховых  фондов и других источников. 

Важным элементом  систем управления в области защиты от ЧС является учет инженерных сооружений ГО и паспортизация их состояния. К такого рода объектам относятся  убежища, противорадиационные укрытия,' специализированные складские помещения, станции обеззараживания одежды и транспорта и некоторые другие объекты. В их паспортах кроме  ведомственной принадлежности и  месторасположения указывается  тип сооружения, степень его защиты, площадь, кубатура, вместимость, количество выходов, тип воздухозаборов, на­личие и состояние систем канализации, вентиляции, энергоснабжения и аварийного освещения и некоторые другие данные. Паспорт составляется владельцем сооружений. Контроль за паспортизацией осуществляют инженерные подразделения  территориальных органов МЧС. 

Другим направлением контроля в РСЧС являются целевые  и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС. Они осуществляются по линии департамента инспекций  и контроля МинЧС. В рамках целевых  проверок осуществляется либо контроль документации (например, штабов ГО), либо состояния убежищ или других инженерных сооружений, либо обученное™ формирований постоянной готовности. При комплексной  проверке контролируется общая готовность организации (производственного объекта) к действиям в ЧС.

3. Международное  сотрудничество 

Россия участвует  и в международном сотрудничестве, проводимом по линии ООН, ЮНЕСКО и  других организаций. С 1973 г. действует  специализированное учреждение «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЭП). 

Ученые и специалисты  России принимают участие в осуществлении  специальной международной программы  «Человек и биосфера», Международном  совете охраны птиц (СПО), Международной  федерации молодежи по исследованию и охране окружающей среды Научного комитета по проблемам окружающей среды, Международного совета научных союзов (СКОПЕ). Примером плодотворного межгосударственного  сотрудничества в области охраны природы служит деятельность Международного союза охраны природы (МСОП). 

В области охраны окружающей среды двустороннее сотрудничество осуществляется между нашей страной  и США и включает 11 научно-исследовательских  программ и 30 проектов. Оно ведется  по следующим направлениям: предотвращение загрязнения воздуха, охрана вод  и морской среды от загрязнения; предотвращение загрязнения окружающей среды, связанного с сельскохозяйственным производством; организация заповедников, изучение биологических и генетических последствий загрязнения окружающей среды и др. Сотрудничество с США  ведется путем обмена учеными  и специалистами, научно-технической  информацией, результатами исследований, проведения двусторонних конференций, симпозиумов и совещаний, совместной разработки проектов, программ и др. Аналогичная работа ведется Германией, Англией, Францией, Финляндией, Канадой, Швецией и некоторыми другими  странами. 

Информация о работе Правовые основы БЖД