Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:42, реферат

Описание работы

Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экологическая безопасность……………………………………………4
2. Охрана труда……………………………………………………………..8
3. Чрезвычайные ситуации……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………..…

Работа содержит 1 файл

БЖД.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

      Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

      Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

      Федеральное собрание Российской Федерации утверждает ассигнования на финансирование мероприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Правительство устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных Органов государственной власти по их ликвидации.

      Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.

      Для осуществления Государственного управления и Координации органов исполнительной власти создан федеральный орган - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и Ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), который Создает подведомственные ему территориальные Органы. Эти органы в свою очередь, организуют работу в 'области защиты населения и территории от ЧС в своей сфере Деятельности и порученных им отраслях экономики.

      Федеральные органы исполнительной власти:

      - разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в ЧС;

      - утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от ЧС;

      - обеспечивают разработку и реализацию  мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственно. го и социального назначения;

      - финансируют и обеспечивают мероприятия  по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ,ситуациях;

      - по отношению к другим организациям  осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

      Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно федеральными органами Исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления. Постановлением от 24 июля 1995 года. О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС. Определены основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Подготовка  населения осуществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоятельного Изучения действий в чрезвычайных ситуациях согласно рекомендуемым программам с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.

      В целях проверки подготовленности населения  в области защиты от ЧС регулярно  проводятся командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки. Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с формированиями предприятий один раз в три года, с формированиями повышенной готовности - один раз в год.

      Комплексные учения продолжительностью до двух суток  проводятся один раз в три года в органах местного самоуправления, на предприятиях и в учреждениях, имеющих численность работников более 300 человек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов.

      Тренировки  с учащимися и студентами должны проводиться ежегодно. Подготовка осуществляется в учебное время. по общеобразовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

      Подготовка  руководителей федеральных органов исполнительной власти субъектов федерации осуществляется на ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых начальником гражданской обороны Российской Федерации - Председателем Правительства РФ.

      Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу. Непосредственное руководство ГО в городах, поселках, селах осуществляется руководителями органов исполнительной власти. Ответственность за организацию и состояние обороны на объекте экономики несет его руководитель, он является начальником ГО на объекте. При начальнике ГО объекта создается штаб ГО - орган управления начальника ГО, организатор всей практической деятельности на объекте по вопросам ГО. Он комплектуется в зависимости от величины и важности объекта штатными работниками ГО и из должностных лиц, не освобожденных от основных обязанностей. Начальник штаба ГО является первым заместителем начальника ГО объекта. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать· приказы и распоряжения по вопросам ГО на объекте.

      На объектах экономики создаются также службы ГО: оповещения и связи, медицинская, противопожарная, аварийно-техническая, противорадиационной и противохимической защиты, убежищ и укрытий, энергоснабжения, светомаскировки, охраны общественного порядка, транспортная, материально-технического снабжения. На объектах сельскохозяйственного производства создаются, кроме того, служба защиты сельскохозяйственных животных и растений.

      Предназначение  служб - подготовка необходимых сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и руководство этими силами при выполнении ими указанных работ. Службы возглавляются руководителями соответствующих отделов, цехов, бригад и других подразделений объектов, на базе которых они создаются.

      Силами  ГО объектов обычно являются невоенизированные формирования ГО. На большинстве объектов комплектуются спасательные отряды, команды или группы, состоящие соответственно из команд, групп и звеньев, а также санитарных дружин. На эти формирования возлагаются розыск пострадавших, извлечение их из-под завалов, из разрушенных зданий и заваленных защитных сооружений, вынос пораженных и оказание им первой медицинской помощи. Формирования оснащаются необходимой техникой.

      Сводные отряды (команды, группы) - наиболее мобильные  и хорошо оснащенные формирования предприятий. Они предназначены для решения задач, как в военное, так и в мирное время и всегда должны находиться в готовности к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и к ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

      Кроме формирований общего назначения на объектах создаются формирования служб: разведывательные группы (звенья), посты радиационного и химического наблюдения, группы связи, отряды санитарных дружин и санитарные посты, противопожарные команды, аварийно-технические команды, команды противорадиационной и противохимической защиты, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, группы охраны общественного порядка, подразделения общественного питания и торговли.

      Силы  гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

      За  последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 3 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 100 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

      В 1971году Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет ВОЗ по оказанию медицинской помощи при Стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его Составе постоянно функционирует сектор здравоохранения в ЧС и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям.

      В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. МККК занимается организацией и осуществлением экстренной помощи при антропогенных катастрофах, включая вооруженные конфликты.

      В 1975 году в Женеве создано Международное  общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 30 государств. Задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.

      Руководство России принимает меры по объединению усилии всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий.

 

       Заключение

      В данной работе были рассмотрены и  проанализированы основные направления  правовых, нормативно-технических и организационных основ обеспечения безопасности жизнедеятельности. В результате проделанного изучения можно сделать следующие выводы:

      Во-первых, обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка регулируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Экологические  требования предъявляются всем хозяйственным субъектам независимо от форм собственности и подчиненности. Механизм реализации выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды.

      Во-вторых, законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

      Основные  направления государственной политики в области охраны труда:

      - признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий.

      - установление единых нормативных  требований по охране труда  для предприятий всех форм  собственности независимо от  сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности

      - защита интересов работников, пострадавших  в результате несчастных случаев  на  производстве и другие.

      В-третьих, Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для РФ огранизационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а так же окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

      Основные  цели закона: предупреждение возникновения  и  развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы 

1. П.Г. Белов, АФ. Козьяков, С.В. Белов, Г.П. Павлихина, Д.М. Якубович, Б.Г. Давыдов, БА. Еременко. Безопасность жизнедеятельности, ч. 2. - М.: 1995.

2. Ю.Д.  Жилов,·Г.Н. Куценко. Справочник по медицине труда и Экологии. - М.: ВШ, 1995.

3. Энциклопедия по безопасности и Гигиене труда (в 4 т.). Пер. с англ. - М.: 1985.

4. Ю.Н. Богоявленский, Т.Н. Улиссова и др. Биология. - М.: 1982.

5. ЕА. Воробьева и др. Анатомия и физиология человека. - М.: 1975.

6. Основы законодательства РФ об охране труда. Человек и труд, 1994, № 5.

7. З.А. Нечаев, М.Н. Фаршатов. Военная медицина и катастрофы мирного времени. М., 1994.

Информация о работе Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности