Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:42, реферат

Описание работы

Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экологическая безопасность……………………………………………4
2. Охрана труда……………………………………………………………..8
3. Чрезвычайные ситуации……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………..…

Работа содержит 1 файл

БЖД.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

      Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро  единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

      Российской  Федерацией приняты к исполнению, в частности:

      Протокол 1985 года о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, Протокол 1988 года об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков.

      Россия  стала членом многосторонних конвенций, таких как конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992г.), об охране морской среды Балтийского моря (1992г.), конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Охрана труда 

      Основы  законодательства Российской Федерации  об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений  в области охраны труда между  работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе· трудовой деятельности и в связи с ней.

      Охрана  труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

      Законодательство  РФ об охране труда состоит из соответствующих  норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

      Основные  направления государственной политики в области охраны труда [17]:

      - признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

      - установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

      - государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов об охране труда;

      - общественный контроль за соблюдением  законных прав и интересов работников в области охраны труда, осуществляемый через профессиональные союзы и иные представительные органы;

      - защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

      - проведение эффективной налоговой  политики, стимулирующей создание  здоровых и безопасных условий  труда, разработку и внедрение  безопасной техники и технологий, средств коллективной. и индивидуальной защиты;

      - применение экономических санкций  в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда.

      Каждый  работник имеет право на охрану труда, в том числе:

      - на рабочее место, защищенное  от воздействия вредных или  опасных производственных факторов;

      - на возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

      - на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.

      Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контакту) с работодателем. Условия трудового договора (контакта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.

      В 1994г. была создана межведомственная комиссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности министерств и ведомств РФ, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.

      На  федеральном уровне установлено, что  в РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:

      - государственные стандарты (ГОСТы) РФ;

      - система стандартов безопасности труда (ССБТ);

      - отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;

      - санитарные правила СП;

      - гигиенические нормативы ГН;

      - правила безопасности ПБ;

      - инструкция по безопасности ив;

      - правила по охране труда отраслевые ПОТО;

      - типовые отраслевые инструкции  по охране труда ТОИ. 

      Органы  государственной власти субъектов  РФ на основе государственных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

      Предприятия, учреждения и организации разрабaтывают и утверждают стандарты предприятия. системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных, правовых актов.

      Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

      ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

      ССБТ  устанавливает требования и нормы  по видам опасных и вредных производственных факторов:

      - требования безопасности к производственному оборудованию;

      - требования безопасности к производственным  процессам; 

      - требования к средствам защиты  работающих. Система стандартов  безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные_ техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

      Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов  должно достигаться при ведением их в соответствие с требованием ССБТ.

      Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стандарт предприятия регламентирует организацию работы по обеспечению безопасности труда на предприятии.

      Инструкция  по охране труда (ИОТ) является нормативным  документом, устанавливающим требования безопасности при выполнении работ в производственных помещениях и в иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работающих отдельных профессий, так и для отдельных видов работ. Инструкции должны включать только те требования, которые касаются безопасности труда и выполняются самими работающими.

      Инструкции  разрабатываются на основе типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной документации используемых технических средств, а так же с учетом конкретных условий работы.

      Требования  ИОТ являются обязательными для  работающих. Невыполнение их рассматривается  как нарушение производственной дисциплины.

      Для организации работы по охране труда  на предприятии создаются в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

      Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается  на работодателя. В обязанности работодателя входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов, выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности, организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процесс е работы.

      Оценка  фактического состояния условий  труда производится на основании  данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в карте условий труда на рабочем месте.

      Превышение  ПДК и ПДУ на рабочих местах считается нарушением норм и правил по охране труда.

      Государственное управление ОТ, надзор и контроль осуществляет государственный орган, полномочия которого определяются Президентом РФ и по его поручению Правительством РФ. Нормы и правила ОТ, утверждаемые этим государственным органом управления ОТ, обязательны для исполнения на территории рф предприятиями всех форм собственности.

      Правовые нормы в области защиты населения всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей при родной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Основные  цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

      Единая  государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

      Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

      Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

      Федеральное собрание Российской Федерации утверждает ассигнования на финансирование мероприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Правительство устанавливает  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Чрезвычайные ситуации 

      Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного» характера (1994 г.) определяет общие для Российской Федерации правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и Социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Основные  цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, Снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

      Единая  государственная Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Информация о работе Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности