Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:19, контрольная работа
В условиях становления рыночной экономики и социальной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на нормальные условия и охрану труда. В Российской Федерации в последние годы практически во всех отраслях народного хозяйства наблюдалась тенденция ухудшения условий труда, увеличения числа аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, сокращения продолжительности жизни. Например, уровень смертельного травматизма на производстве в России превышал аналогичные показатели развитых стран мира:
* Российская Федерация - 0,139 (на 1000 работающих),
* США - 0,054 (в 3 раза меньше);
* Финляндия - 0,038 (в 4 раза меньше);
Введение……………………………………………………………………….………………………………………………..3
Законодательные основы охраны труда…………………………………………………..……………….4
Ответственность за нарушение по охране труда.……………………...................................7
Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда…………….…..9
Особенности охраны труда женщин и молодёжи…………………………………………………..11
Заключение ……………………………………………………………………………………...………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………………….............................15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Эффективный и безопасный труд возможен только в том случае, если производственные условия на рабочем месте отвечают всем требованиям международных стандартов в области охраны труда.
В условиях становления
рыночной экономики и социальной
нестабильности обостряется проблема
соблюдения прав работников на нормальные
условия и охрану труда. В Российской
Федерации в последние годы практически
во всех отраслях народного хозяйства
наблюдалась тенденция
* Российская Федерация - 0,139 (на 1000 работающих),
* США - 0,054 (в 3 раза меньше);
* Финляндия - 0,038 (в 4 раза меньше);
* Япония - 0,02 (в 7 раз меньше);
* Великобритания - 0,016 (в 10 раз меньше).
Причем уровень травматизма на предприятиях частного сектора, в кооперативах, товариществах с ограниченной ответственностью в 2 и более раза выше, чем на предприятиях государственного сектора.
В настоящее время ситуация несколько меняется в связи с тем, что внесены существенные изменения в основные нормативно-законодательные акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве.
В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены ...".
В "Кодексе законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы:
- в главе Х - "Охрана труда";
- в главе XI - "Труд женщин";
- в главе XII - "Труд молодёжи".
Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности:
- признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
- государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;
- обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
- обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;
- гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.
Дополнительные условия
охраны труда рассматриваются при
составлении коллективного
Правительством Российской
Федерации 12 августа 1994 года принято
постановление N937 "О государственных
нормативных требованиях по охране
труда в Российской Федерация",
которым утверждён перечень видов
нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные
Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.
Предприятия, учреждения и
организации разрабатывают и
утверждают стандарты предприятия
системы стандартов безопасности труда
(СТП ССБТ), инструкции по охране труда
для работников и на отдельные
виды работ (ИОТ) на основе государственных
нормативных правовых актов и
соответствующих нормативных
Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.
В зависимости от характера
нарушения и последствий
В некоторых случаях возможна и МАТЕРИАЛЬНАЯ ответственность, которая имеет два вида:
- материальная ответственность работника за нанесённый им ущерб предприятию (работодателю);
- материальная ответственность предприятия (работодателя) перед работником за нанесённый ему ущерб на работе.
В основе государственного
надзора и общественного
Общий надзор за исполнением законов о труде и охране труда в Российской Федерации осуществляет прокуратура.
Указом Президента РФ N850 от 4 мая 1994 года государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда возложен на Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ. В настоящее время Федеральная инспекция труда действует в соответствии с "Положением о Федеральной инспекции труда", утвержденным постановлением Правительства РФ N78 от 28 января 2000 года.
В соответствии с данным "Положением", государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда имеют право:
- беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях;
- получать информацию, приостанавливать работу;
- выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания и налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
Постановлением Министерства
труда РФ N58 от 30 октября 1995 года утверждено
"Примерное положение о
-беспрепятственно посещать предприятия всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинённости;
- получать необходимую информацию.
Общественный контроль осуществляют профсоюзы или иные представительные органы коллектива и, в соответствии с федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (ст. 22) и "Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" (утверждёнными Постановлением Минтруда РФ N30 от 8 апреля 1994 года), имеют право:
- контролировать выполнение работодателем законодательства по охране труда;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, получать информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии;
- предъявлять требования о приостановке работ при угрозе жизни и здоровью работников, выдавать работодателю обязательные к рассмотрению представления по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда;
Информация о работе Особенности охраны труда женщин и молодёжи