Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:59, реферат
В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Решения и материалы данной Конференции стали основой национальной политики стран, входящих в ООН, по вопросу планирования и осуществления государственных программ в области охраны окружающей среды, гармоничного и устойчивого развития как отдельных стран, так и всего мирового сообщества.
Введение ……………………………………………………… 2
1. Понятие устойчивого развития и его объективная
необходимость ………………………………….……………… 3
Задачи, направления и условия перехода к
устойчивому развитию…………………………………………… 5
Критерии принятия решений и показатели устойчивого
развития …………………………………………………………… 8
Заключение …………………………………………………….. 12
Список использованной литературы …………………………... 13
1. Понятие устойчивого развития и его объективная
необходимость ………………………………….……………… 3
устойчивому
развитию……………………………………………
развития …………………………………………………………… 8
Список
использованной литературы …………………………...
13
В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Решения и материалы данной Конференции стали основой национальной политики стран, входящих в ООН, по вопросу планирования и осуществления государственных программ в области охраны окружающей среды, гармоничного и устойчивого развития как отдельных стран, так и всего мирового сообщества.
Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, и руководствуясь ими, Российская Федерация как член международного сообщества сочла необходимым и возможным осуществить последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
Основы политики России в области охраны окружающей среды и последовательному переходу к устойчивому развитию нашли свое законодательное отражение в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, которая была утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440.
Данный документ
имеет важнейшее как
Социально-экономическое развитие общества в ХХ веке, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда окружающей природной среде.
Человечество
Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила, по сути, ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества.
Устранение сложившихся противоречий возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Лишь выполнение этих условий гарантирует сохранение нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей.
Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.
Однако переход к устойчивому развитию осуществить нельзя, сохраняя нынешние стереотипы мышления, пренебрегающие возможностями биосферы и порождающие безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.
Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований.
Вывод Конференции ООН по окружающей среде и развитию о том, что на пороге XXI века "человечество переживает решающий момент своей истории", особенно актуален для России, освобождающейся от старых идеологических догм и выходящей на новый путь развития.
К началу экономических
реформ российская экономика оказалась
структурно деформированной и
Вместе с тем в России сохранился крупнейший на планете массив естественных экосистем (8 млн.кв. километров), который служит резервом устойчивости биосферы.
Груз накопленных
в прошлом проблем и специфика
переживаемого переходного
Изменение характера
участия государства в
Демократизация
Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде для субъектов хозяйственной деятельности.
Характер происходящих
процессов свидетельствует о
реальных возможностях формирования в
России социально-экономической системы,
способной осуществить переход к устойчивому
развитию.
Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.
При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач:
в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;
добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.
Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:
создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
оценка хозяйственной
емкости локальных и
формирование
Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.
Важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований будет принадлежать науке.
В соответствии с принципами устойчивого развития, выработанными на Конференции ООН по окружающей среде и развитию и последующих международных форумах, должна предусматриваться реализация комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, борьбу с преступностью, искоренение бедности, изменение структуры потребления и уменьшение дифференциации в доходах населения.
Одним из основных условий перехода к устойчивому развитию является обеспечение прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытого общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.
Важным фактором
обеспечения устойчивого
В создании условий,
обеспечивающих заинтересованность граждан,
юридических лиц и социальных
групп в решении задач
Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. При этом одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия "центр - регионы".
Информация о работе Основные положения концепции перехода РФ к устойчивому развитию