Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики перед исследователями и промышленниками, перед муниципальными властями выдвигается необходимость обеспечить максимально возможную безвредность технологических процессов и полное использование всех отходов производства.
Сложность решения всех этих проблем утилизации твердых промышленных и бытовых отходов (ТП и БО) объясняется отсутствием их четкой научно-обоснованной классификации, необходимостью применения сложного капиталоемкого оборудования и отсутствием экономической обоснованности каждого конкретного решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Классификация отходов………………………………………………………….4
2. Современное состояние проблемы отходов в России………………………….6
3. Основные методы переработки отходов………………………………………...9
3.1 Сбор и промежуточное хранение отходов……………………………….....9
3.2 Захоронение отходов………………………………………………………..10
3.3 Сжигание…………………………………………………………………….12
3.4 Рециклинг…………………………………………………………………...13
4. Современные способы утилизации отходов в Омске………………………...14
Заключение ……………………………………………………………………..….16
Библиографический список…………………………………………………….…17

Работа содержит 1 файл

нац.без.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

    Сжигание  позволяет примерно в 3 раза уменьшить  вес отходов, устранить некоторые  неприятные свойства: запах, выделение  токсичных жидкостей, бактерий, привлекательность для птиц и грызунов, а также получить дополнительную энергию, которую можно использовать для получения электричества или отопления.

    Серьезные проблемы возникают также с захоронением золы от мусоросжигания, которая по весу составляет до 30% от исходного веса отходов и которая в силу своих физических и химических свойств не может быть захоронена на обычных свалках. Для безопасного захоронения золы применяются специальные хранилища с контролем и очисткой стоков.

    В России мусоросжигательные заводы серийно  не производятся. Говоря о социально- экономических аспектах мусоросжигания, следует отметить, что обычно строительство и эксплуатации МСЗ не по карману городскому бюджету.

    Именно  МСЗ, по заключению специалистов, являются основными источниками суперядов - диоксинов.

3.4 Рециклинг

    Рециклинг - информационно-аналитический журнал. Зарегистрирован в 2005 году, как российское специализированное информационно-аналитическое в области сбора, транспортировки, переработки, утилизации и захоронения отходов. Издается раз в два месяц. Способ захоронения, с экономической точки зрения, является неэффективным, требуя колоссальных бюджетных затрат. И эти издержки ничем не оправданы с экологической точки зрения: происходит безвозвратная потеря невосполнимых природных ресурсов. Варианты сбора вторичного сырья в разных странах и территориях могут быть различными в зависимости от местных условий: мусоросборники вблизи дома, специализированные центры сбора вторичного сырья, платные центры сбора. В зависимости от варианта сбора мусора выбирается транспорт для его перевозки.

    Следующий этап - выбор типа и мощности перерабатывающего предприятия: ряд небольших локальных заводов, крупная компания территориальной единицы или транспортировка сырья на крупное региональное перерабатывающее предприятие. После разделения ТБО на фракции, каждая из фракций поступает на последующую технологическую стадию - стадию переработки в конечный продукт.

    Стекло  обычно перерабатывают путем измельчения  и переплавки (желательно, чтобы исходное стекло было одного цвета). Стеклянный бой низкого качаства после измельчения используется в качестве наполнителя для строительных материалов (например, т.н. «глассфальт»). Стальные и алюминиевые банки переплавляются с целью получения соответствующего металла. Бумажные отходы различного типа уже многие десятки лет применяют наряду с обычной целлюлозой для изготовления пульпы – сырья для бумаги. Из смешанных или низкокачественных бумажных отходов можно изготовлять туалетную или оберточную бумагу и картон. К сожалению, в России только в небольших масштабах присутствует технология производства высококачественной бумаги из высококачественных отходов (обрезков типографий, использованной бумаги для ксероксов и лазерных принтеров и т.д.). Переработка пластика в целом – более дорогой и сложный процесс. Нужно отметить, что для вторичной переработки используются не все типы полимеров, а лишь некоторые. В России переработка пластика производится в незначительных количествах.

    Основной  проблемой в переработке вторсырья  является не отсутствие технологий переработки – современные технологии позволяют переработать до 90% от общего количества отходов – а отделение вторсырья от остального мусора (и разделение различных компонент вторсырья). Существует множество технологий, позволяющих разделять отходы и вторсырье. Самая дорогая и сложная из них – извлечение вторсырья из уже сформировавшегося общего потока отходов на специальных предприятиях. Организацию заготовительного процесса следует начинать с работы с населением. В то же время, без участия частных компаний реализация проектов сбора и последующей утилизации ТБО представляется маловероятной.

    Обязательное условие - четкая организация процесса сбора и постепенное, ступенчатое выделение вторичного сырья, а также замкнутость цепочки, т.е. полученное продукции из отобранных отходов. При этом, решающим моментом в определении стратегии привлечения жителей к селективному сбору будет экономический фактор: цена приема вторичного сырья на перерабатывающем предприятии. Роль федерального центра должна заключаться в подготовке условий для их успешной реализации проектов селективного сбора и рециклинга ТБО и формировании нормативно - правовой и налоговой базы, способствующей становлению рынка вторичного сырья.

    4. Современные способы утилизации отходов в Омске

    В связи с тем, что в Омске  сконцентрировано большое количество крупных производств, которые сильно загрязняют окружающую среду, в городе сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. Недостаточно развит контроль над изменениями геохимического фона вследствие воздействия техногенных факторов.

    По словам начальника Управления государственного контроля Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Анатолия Погорелова, 58 % загрязнения атмосферного воздуха в городе приходится на автотранспорт. Из промышленных предприятий наиболее проблемное в плане экологии — Омская ТЭЦ-5, работающая на угле (в то же время и на ней была проведена установка двух фильтров очистки дыма)[6]. В воздухе города периодически обнаруживают диоксиды, формальдегиды и, чаще всего, бензапирен (вырабатываемый автотранспортом). На особом контроле в связи с охраной атмосферы деятельность таких омских предприятий, как «Омскшина», «Омскагрегат» и ПО Полет.

    Согласно  отчёту администрации города за 2009 год, с 2004 года уровень загрязнения атмосферного воздуха благодаря комплексу проводимых природоохранных мероприятий удалось снизить более чем на 30 %. И с 2005 года Омск исключён из списка городов России с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Значение индекса загрязнения атмосферы выше 14 говорит об экологическом неблагополучии населённого пункта. В 1998 году индекс был 17, в 2005 - 10, в 2009 - 8. Таким образом, Омск покинул «группу риска» по экологической безопасности, в которой находился в 70-90 годы XX века. Этому способствовало внедрение новых технологий очистки, усиление контроля со стороны государственных органов и остановка некоторых заводов.

    По  вышедшей в 2011 году федеральной статистике «Россия в цифрах», в 2010 году Омск по-прежнему занимает первое место среди городов-миллионеров России по выбросам в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников -198,2 тыс. тонн, на жителя. Далее в списке миллионщиков идут Красноярск - 148,6; Уфа - 134,1; Челябинск - 117,8; Новосибирск - 101,7; Москва - 62,9 тыс. тонн, на жителя, и т. д.

    Экологию  и охрану окружающей среды в целом  финансируют в основном из областных  бюджетов региональные власти. Инвестиции в экологию городов составляют незначительные суммы, которых недостаточно даже для  организации на современном уровне простой переработки отходов и мусора (эффективного сжигания), а не то чтобы для финансирования строительства современных экологически чистых предприятий по утилизации отходов.

    Дважды  в год проходит генеральная уборка города с участием горожан. В Ленинском, Кировском и Советском административных округах действуют полигоны по захоронению твёрдых бытовых отходов. В 2010 году на полигоне начала работу линия по сортировке и переработке мусора. В дальнейшем это позволит отказаться от необходимости выделять дополнительную территорию для размещения свалок.

    В Омске будет построен завод по утилизации энергосберегающих ламп, заявил мер города Виктор Шрейдер. «Сейчас мы нашли инвестора, завершаем оформление необходимого пакета документов, отводим территорию. И этот инвестор готов за счет своего финансового ресурса построить завод по переработке энергосберегающих лампочек», - заявил. По его словам, завод будет покупать лампы у горожан. Также, отметил мэр, завод будет перерабатывать другие приборы, содержащие ртуть. 

    В Омской области начнут внедрять современный  способ захоронения твердых бытовых  отходов, гарантирующий санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Для изоляции и обезвреживания мусора появятся специально оборудованные территории с ограждением для захоронения промышленных и бытовых отходов – полигоны. Они будут расположены за чертой населенных пунктов и оснащены специальной системой гидроизоляции, которая защитит почву и подземные воды от проникания в них вредных веществ и загрязнений. Отходы, хранящиеся на полигонах, будут пересыпаться специальным материалом, что предотвратит их самовозгорание.

    Строительство полигонов на территории региона  будет реализовываться поэтапно. В следующем году в Омском районе планируется ввести в эксплуатацию полигон для бытовых отходов рядом с поселком Ачаирский. На сегодняшний день проведены изыскательские работы и разработана проектно-сметная документация полигона. На территории Омского муниципального района с целью улучшения санитарной очистки населенных пунктов и снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду к 2014 году за счет строительства полигонов для твердых бытовых отходов количество мусорных свалок сократится почти в два раза. Поэтапное строительство полигонов связано с тем, что существующие свалки твердых коммунальных отходов находятся в границах населенных пунктов, а это прямо запрещает Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». 

Заключение

    Приведенные исследования позволили сделать  следующие выводы, в России слабо развита перерабатывающая промышленность, слабо ведется работа по подготовке и воспитанию населения по раздельному сбору отходов, не организована система сбора вторичных ресурсов, не везде налажена система вывоза образующихся отходов, слабый контроль над их образованием. Это влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды, негативное воздействие на здоровье человека.Очевидно, что ни одна технология сама по себе проблемы ТБО не решит и полигоны являются источниками выбросов полиароматических углеводородов, диоксинов и других опасных веществ. Эффективность технологий можно рассматривать лишь в общей цепочке жизненного цикла предметы потребления – отходы. Полигоны еще длительное время останутся в России основным способом удаления (переработки) отходов. Основная задача – обустройство существующих полигонов, продление их жизни, уменьшение их вредного воздействия.

    С целью дальнейшего сокращения загрязнения окружающей среды отходами и экономии природных ресурсов за счет использования отходов, необходимо: проведение паспортизации отходов любого природопользователя с четким определением их опасности и сертификации; создание необходимых условий для сокращения объемов образования отходов, повышение уровня их использования путем совершенствования правовых, экономических, организационно-управленческих и других регуляторов образования, использования и размещения отходов; использование существующего промышленного потенциала округов для переработки образования отходов, участие в финансировании программ направленных на снижение образования отходов, их переработки. 
 

Библиографический список:

  1. А.А. Дрейер, А.Н. Сачков, К.С. Никольский, Ю.И. Маринин, А.В. Миронов. Учебник «Твердые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка», 1997.
  2. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC%D1%81%D0%BA
  3. Всероссийский экологический сервер www.ecology.ru.
  4. Омская Губерния http://www.omskportal.ru/ru/government/Newsml.ru.
  5. Сайт Гринпис. Российское отделение www.greenpeace.ru.
  6. Сайт Национального информационного агентства "Природные ресурсы" (НИА-Природа)  www.priroda.ru.

Информация о работе Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности