Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 17:12, реферат
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
1.Введение
2. Классификация чрезвычайных ситуаций
3. Управление при ликвидации чрезвычайных ситуаций
4. Проведение ПАСР
5. Заключение
6. Список литературы
УПРАВЛЕНИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Управление при ликвидации ЧС заключается в руководстве силами РСЧС при проведении спасательных и других неотложных работ в зонах (очагах) поражения (заражения). Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения, в результате чего работы в зонах ЧС должны быть выполнены в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств. Управление работами начинается с момента возникновения ЧС и завершается после ее ликвидации. Управление осуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает:
– сбор данных об обстановке;
– анализ и оценку обстановки;
– подготовку выводов и предложений для решения на проведение работ;
– принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей;
– организацию взаимодействия;
– обеспечение действий сил и средств.
Содержание функций управления и их цикличность характерны для планомерного проведения спасательных работ; в случаях резких изменений обстановки они могут быть изменены, и органы управления будут действовать в соответствии с конкретной
обстановкой.
Данные об обстановке поступают в органы управления в виде срочных и внесрочных донесений. Срочные донесения представляются в определенное время, как правило, в формализованном виде; внесрочные – по мере необходимости в произвольной форме. Основными источниками получения наиболее полных и обобщенных данных об обстановке являются подчиненные разведывательные формирования (подразделения) и органы управления; значительная часть информации может поступать от вышестоящих органов управления и их средств наблюдения и контроля. Для повышения оперативности сбора данных об обстановке, их обобщения и оценки используются средства автоматизации.В зависимости от последовательности развития ЧС подчиненные органы управления представляют донесения: о вероятности возникновения ЧС, о факте ее возникновения, об обстановке в районе бедствия, о ходе спасательных и других неотложных работ, о резком изменении обстановки, о результатах работ (по периодам).
Донесения о вероятности и факте возникновения ЧС представляются немедленно; в них допустимо ограниченное количество данных для принятия экстренных мер и постановки задач силам постоянной готовности, а также для принятия предварительного решения на приведение в готовность сил и средств, выдвижение их в район ЧС и ведение спасательных работ. Более детальные донесения об обстановке представляются после проведения разведки, рекогносцировки и на начальном этапе работ. Они содержат данные, обеспечивающие уточнение предварительного или принятие нового решения на проведение работ основными силами. Донесения о ходе спасательных работ включают сведения о количестве спасенных (извлеченных из под завалов) людей, об изменениях обстановки, выполненных аварийных работах, потерях, состоянии и обеспеченности формирований. Эти данные необходимы для уточнения ранее поставленных задач, а также для принятия решений в случаях резкого изменения обстановки. Формы, содержание и сроки представления донесений определяются нормативными документами; при необходимости они могут быть изменены в ходе организации и проведения работ.
Обстановку в полном объеме анализирует руководитель органа управления и его заместители (помощники), а другие должностные лица – каждый в пределах своей компетенции и ответственности.
Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:
– характер и
масштаб развития ЧС, степень опасности
для производственного
– виды, объемы и условия неотложных работ;
– потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие сроки;
– количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода в зону ЧС для развертывания работ.
В процессе анализа
данных обстановки специалисты сопоставляют
потребности в силах и
Решение на проведение спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС является основой управления; его принимает и организует выполнение руководитель органа управления.
Решение включает следующие основные элементы:
– краткие выводы из оценки обстановки;
– замысел действий;
– задачи подчиненным формированиям, частям и подразделениям;
– меры безопасности;
– организацию взаимодействия;
– обеспечение действий формирований.
Краткие выводы из оценки обстановки включают основные сведения о характере и масштабах ЧС, объемах предстоящих работ и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях.
В замысле действий отражаются цели, стоящие перед данным органом управления и его силами, главные задачи и последовательность проведения работ, объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий, порядок создания группировки сил и средств.
Задачи руководителям подчиненных органов управления и их формированиям определяют старшие начальники в зависимости от их возможностей и развития обстановки. При постановке задачи указываются район работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения работ, объекты сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств, меры безопасности и обеспечения непрерывности работ. Взаимодействие между подчиненными формированиями, между ними и специальными подразделениями других ведомств, а также между подчиненными силами и соседями (силами других
районов, городов) организуется при принятии решения и осуществляется в ходе работ в первую очередь при спасении людей, локализации и тушении пожаров, ликвидации аварий на коммунально-энергетических системах, подготовке объездных путей (дорог) для ввода сил и эвакуации пострадавших (пораженных).
При организации взаимодействия:
– уточняются границы объектов работ каждого формирования;
– устанавливается порядок действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;
– согласовывается по времени и месту сосредоточение усилий при совместном выполнении особо важных и сложных работ;
– определяется система обмена данными об изменениях обстановки и о результатах работ на смежных участках;
– устанавливается порядок оказания экстренной взаимной помощи.
Взаимодействие подчиненных органов управления и формирований с другими силами, выполняющими специальные задачи по обеспечению спасательных работ, организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил; при этом руководитель органа управления информирует подчиненных о работах, выполняемых на их объектах, сроках их начала и (ориентировочно) завершения. Одновременно руководители подчиненных органов управления (командиры формирований) и представители взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, обмениваются данными об обстановке, местах расположения пунктов управления, способах связи и порядке информирования о ходе выполнения задач.
Обеспечение действий сил и средств в районах ведения работ организуется с целью создания им необходимых условий для успешного выполнения поставленных задач. Основными видами обеспечения являются: разведка, транспортное, инженерное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное и медицинское. Непосредственное руководство обеспечением действий формирований и использованием специальных средств осуществляют начальники служб и должностные лица органа управления в соответствии с их обязанностями.
Организация обеспечения включает уяснение задачи, оценку обстановки в рамках своей ответственности, подготовку специальных сил и средств и их своевременный ввод в зону ЧС, постановку задач подчиненным и их уточнение в ходе работ, контроль выполнения поставленных задач.
При организации разведки указываются цели, районы,(участки, объекты) и время ведения разведки, порядок наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, и изменениями обстановки в местах ведения работ, система подачи сигналов и представления донесений.
Транспортное обеспечение включает определение характера и объема перевозок, учет всех видов транспорта, время и места погрузки, маршруты следования, контрольные рубежи и сроки их прохождения, районы (пункты) и сроки разгрузки, создание резерва транспортных средств и порядок его использования.
Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, использованию средств механизации работ, оборудованию пунктов водоснабжения, доставке воды в места ведения работ.
Дорожное обеспечение
предусматривает создание дорожно-мостовых
отрядов (отрядов обеспечения движения)
Гидрометеорологическое обеспечение включает
установление объема и порядка передачи органам управления и командирам формирований данных об элементах погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.
Техническое обеспечение предусматривает организацию работы ремонтно-эвакуационных предприятий и специальных формирований по своевременному проведению технического обслуживания машин и механизмов, ремонту на месте и доставку неисправной техники на ремонтные предприятия и ее использование после ремонта, а также порядок снабжения ремонтных предприятий и формирований запасными частями и агрегатами.
При организации
материального обеспечения
Медицинское обеспечение предусматривает проведение конкретных мер по сохранению здоровья и работоспособности личного состава формирований и органов управления, свое временному оказанию помощи пострадавшим (пораженным) и больным, их эвакуации в лечебные учреждения, а также по предупреждению инфекционных заболеваний.
При подготовке решения начинается планирование спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ; оно завершается после принятия решения и постановки задач подчиненным. План проведения работ оформляется текстуально с приложением карт, схем, графиков и расчетов. Он подписывается руководителем органа управления и утверждается старшим начальником. Выписки из плана работ доводятся до подчиненных в части, их касающейся. В план могут вноситься коррективы в течение
всего периода работ в зоне ЧС
ПАСР характеризуются
большим объемом и
ПАСР включают в себя:
розыск
пострадавших и извлечение их из поврежденных
и горящих зданий, загазованных,
задымленных и затопленных
вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасание находящихся в них людей;
подача
воздуха в заваленные помещения
для обеспечения жизни
оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре;
организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;
Информация о работе Организация и проведение ПАСР в условиях ЧС природного и техногенного характера