Организация и проведение ПАСР в условиях ЧС природного и техногенного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 17:12, реферат

Описание работы

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Содержание

1.Введение

2. Классификация чрезвычайных ситуаций

3. Управление при ликвидации чрезвычайных ситуаций

4. Проведение ПАСР

5. Заключение

6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

УПРАВЛЕНИЕ  ПРИ ЛИКВИДАЦИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ  СИТУАЦИЙ 

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Управление при ликвидации ЧС заключается в руководстве силами РСЧС при проведении спасательных и других неотложных работ в зонах (очагах) поражения (заражения). Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения, в результате чего работы в зонах ЧС должны быть выполнены в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств. Управление работами начинается с момента возникновения ЧС и завершается после ее ликвидации. Управление осуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает:

– сбор данных об обстановке;

– анализ и оценку обстановки;

– подготовку выводов  и предложений для решения  на проведение работ;

– принятие (уточнение) решения и доведение задач  до исполнителей;

– организацию  взаимодействия;

– обеспечение  действий сил и средств.

Содержание функций  управления и их цикличность характерны для планомерного проведения спасательных работ; в случаях резких изменений обстановки они могут быть изменены, и органы управления будут действовать в соответствии с конкретной

обстановкой.

Данные об обстановке поступают в органы управления в  виде срочных и внесрочных донесений. Срочные донесения представляются в определенное время, как правило, в формализованном виде; внесрочные – по мере необходимости в произвольной форме. Основными источниками получения наиболее полных и обобщенных данных об обстановке являются подчиненные разведывательные формирования (подразделения) и органы управления; значительная часть информации может поступать от вышестоящих органов управления и их средств наблюдения и контроля. Для повышения оперативности сбора данных об обстановке, их обобщения и оценки используются средства автоматизации.В зависимости от последовательности развития ЧС подчиненные органы управления представляют донесения: о вероятности возникновения ЧС, о факте ее возникновения, об обстановке в районе бедствия, о ходе спасательных и других неотложных работ, о резком изменении обстановки, о результатах работ (по периодам).

Донесения о вероятности и факте возникновения ЧС представляются немедленно; в них допустимо ограниченное количество данных для принятия экстренных мер и постановки задач силам постоянной готовности, а также для принятия предварительного решения на приведение в готовность сил и средств, выдвижение их в район ЧС и ведение спасательных работ. Более детальные донесения об обстановке представляются после проведения разведки, рекогносцировки и на начальном этапе работ. Они содержат данные, обеспечивающие уточнение предварительного или принятие нового решения на проведение работ основными силами. Донесения о ходе спасательных работ включают сведения о количестве спасенных (извлеченных из под завалов) людей, об изменениях обстановки, выполненных аварийных работах, потерях, состоянии и обеспеченности формирований. Эти данные необходимы для уточнения ранее поставленных задач, а также для принятия решений в случаях резкого изменения обстановки. Формы, содержание и сроки представления донесений определяются нормативными документами; при необходимости они могут быть изменены в ходе организации и проведения работ.

Обстановку в  полном объеме анализирует руководитель органа управления и его заместители (помощники), а другие должностные  лица – каждый в пределах своей  компетенции и ответственности.

Обстановка анализируется  по элементам, основными из которых  являются:

– характер и  масштаб развития ЧС, степень опасности  для производственного персонала  и населения, границы опасных  зон (пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения;

– виды, объемы и условия неотложных работ;

– потребность  в силах и средствах для  проведения работ в возможно короткие сроки;

– количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода в зону ЧС для развертывания работ.

В процессе анализа  данных обстановки специалисты сопоставляют потребности в силах и средствах  для проведения работ с конкретными  их наличием и возможностями, производят расчеты, анализируют варианты их использования  и выбирают наилучший (реальный). Выводы из оценки обстановки и предложения по использованию сил и средств докладываются руководителю органа управления; предложения специалистов обобщаются и используются в процессе принятия решений.

Решение на проведение спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС является основой управления; его принимает и организует выполнение руководитель органа управления.

Решение включает следующие основные элементы:

– краткие выводы из оценки обстановки;

– замысел действий;

– задачи подчиненным  формированиям, частям и подразделениям;

– меры безопасности;

– организацию  взаимодействия;

– обеспечение  действий формирований.

Краткие выводы из оценки обстановки включают основные сведения о характере и масштабах  ЧС, объемах предстоящих работ  и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях.

В замысле действий отражаются цели, стоящие перед данным органом управления и его силами, главные задачи и последовательность проведения работ, объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий, порядок  создания группировки сил и средств.

Задачи руководителям  подчиненных органов управления и их формированиям определяют старшие  начальники в зависимости от их возможностей и развития обстановки. При постановке задачи указываются район работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения работ, объекты сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств, меры безопасности и обеспечения непрерывности работ. Взаимодействие между подчиненными формированиями, между ними и специальными подразделениями других ведомств, а также между подчиненными силами и соседями (силами других

районов, городов) организуется при принятии решения  и осуществляется в ходе работ  в первую очередь при спасении людей, локализации и тушении  пожаров, ликвидации аварий на коммунально-энергетических системах, подготовке объездных путей (дорог) для ввода сил и эвакуации пострадавших (пораженных).

При организации  взаимодействия:

– уточняются границы  объектов работ каждого формирования;

– устанавливается  порядок действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;

– согласовывается  по времени и месту сосредоточение усилий при совместном выполнении особо важных и сложных работ;

– определяется система обмена данными об изменениях обстановки и о результатах работ на смежных участках;

– устанавливается  порядок оказания экстренной взаимной помощи.

Взаимодействие  подчиненных органов управления и формирований с другими силами, выполняющими специальные задачи по обеспечению спасательных работ, организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил; при этом руководитель органа управления информирует подчиненных о работах, выполняемых на их объектах, сроках их начала и (ориентировочно) завершения. Одновременно руководители подчиненных органов управления (командиры формирований) и представители взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, обмениваются данными об обстановке, местах расположения пунктов управления, способах связи и порядке информирования о ходе выполнения задач.

Обеспечение действий сил и средств в районах  ведения работ организуется с целью создания им необходимых условий для успешного выполнения поставленных задач. Основными видами обеспечения являются: разведка, транспортное, инженерное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное и медицинское. Непосредственное руководство обеспечением действий формирований и использованием специальных средств осуществляют начальники служб и должностные лица органа управления в соответствии с их обязанностями.

Организация обеспечения  включает уяснение задачи, оценку обстановки в рамках своей ответственности, подготовку специальных сил и средств и их своевременный ввод в зону ЧС, постановку задач подчиненным и их уточнение в ходе работ, контроль выполнения поставленных задач.

При организации  разведки указываются цели, районы,(участки, объекты) и время ведения разведки, порядок наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, и изменениями обстановки в местах ведения работ, система подачи сигналов и представления донесений.

Транспортное  обеспечение включает определение  характера и объема перевозок, учет всех видов транспорта, время и  места погрузки, маршруты следования, контрольные рубежи и сроки их прохождения, районы (пункты) и сроки разгрузки, создание резерва транспортных средств и порядок его использования.

Инженерное обеспечение  решает задачи по выполнению специальных  инженерных работ, использованию средств  механизации работ, оборудованию пунктов водоснабжения, доставке воды в места ведения работ.

Дорожное обеспечение  предусматривает создание дорожно-мостовых отрядов (отрядов обеспечения движения), каждому из которых определяется маршрут и сроки его подготовки к пропуску транспорта и техники, поддержание маршрутов в проезжем состоянии, оборудование объездов на случай невозможности использования отдельных участков или дорожных сооружений на обслуживаемом маршруте.

Гидрометеорологическое  обеспечение включает

установление  объема и порядка передачи органам управления и командирам формирований данных об элементах погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

Техническое обеспечение  предусматривает организацию работы ремонтно-эвакуационных предприятий и специальных формирований по своевременному проведению технического обслуживания машин и механизмов, ремонту на месте и доставку неисправной техники на ремонтные предприятия и ее использование после ремонта, а также порядок снабжения ремонтных предприятий и формирований запасными частями и агрегатами.

При организации  материального обеспечения устанавливается  порядок снабжения формирований, ведущих работы, продовольствием  и питьевой водой, техническими средствами, имуществом противорадиационной и противохимической защиты, медицинским имуществом, обменной и специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами для транспортных и инженерных средств; в задачу материального обеспечения входит также оборудование мест (пунктов) приема пищи, отдыха и специальной обработки.

Медицинское обеспечение  предусматривает проведение конкретных мер по сохранению здоровья и работоспособности  личного состава формирований и  органов управления, свое временному оказанию помощи пострадавшим (пораженным) и больным, их эвакуации в лечебные учреждения, а также по предупреждению инфекционных заболеваний.

При подготовке решения начинается планирование спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ; оно завершается после принятия решения и постановки задач подчиненным. План проведения работ оформляется текстуально с приложением карт, схем, графиков и расчетов. Он подписывается руководителем органа управления и утверждается старшим начальником. Выписки из плана работ доводятся до подчиненных в части, их касающейся. В план могут вноситься коррективы в течение

всего периода  работ в зоне ЧС

  ПАСР характеризуются  большим объемом и ограниченностью  времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до стабилизации положения. Это обеспечивается высокой боевой готовностью подразделений, высокой выучкой и психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным управлением подчиненными подразделениями и приданными формированиями и всесторонним их обеспечением.

  ПАСР  включают в себя:

  розыск  пострадавших и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений  или завалов;

  вскрытие  разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасание находящихся  в них людей;

  подача  воздуха в заваленные помещения  для обеспечения жизни находящихся  там людей;

  оказание  первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре;

  организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;

Информация о работе Организация и проведение ПАСР в условиях ЧС природного и техногенного характера