Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:06, практическая работа
Атмосферный воздух представляет собой элемент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепловой баланс на планете, определяет климат и т. д. Наряду с экологическими функциями атмосферный воздух выполняет важнейшие экономические функции, так как выступает незаменимым элементом производственных процессов, энергетической, транспортной и другой деятельности человека.
1 Правовые основы охраны атмосферного воздуха. Органы надзора и
контроля за состоянием воздушного бассейна.…………………………………3
2 Классификация природных ресурсов и их использование.………………….8
3 Нормирование вредных веществ в атмосферном воздухе. Рассеивание загрязняющих веществ в атмосфере……………………………………………..11
4 Охрана и рациональное использование земель………………………………14
5 Задача № 6………………………………………………………………………19
6 Задача № 8………………………………………………………………………20
В борьбе за чистоту атмосферного воздуха в настоящее время решающее значение имеет степень оснащенности предприятий и транспорта очистными устройствами и приспособлениями.
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха. Предприятия и организации, деятельность которых оказывает отрицательное воздействие на атмосферу, должны быть оснащены сооружениями и оборудованием для очистки выбросов в атмосферу, а также средствами контроля за их количеством и составом (п. 7 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха).
Определение мест и проекты строительства предприятий и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами по контролю за охраной атмосферного воздуха.
При проектировании предприятий и других объектов, при создании и совершенствовании технологических процессов и оборудования должны также предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.
В целях борьбы с производственными и иными шумами проводятся мероприятия по внедрению малошумных технологических процессов; улучшению конструкций транспортных средств и их эксплуатации, а также содержания железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий; размещению аэродромов и аэропортов, промышленных и других сооружений, являющихся источниками шума, на необходимом расстоянии от населенных пунктов и районов жилой застройки; улучшению планировки и застройки городов и других населенных пунктов; организационные меры по предупреждению и снижению бытовых шумов. В частности, граждане обязаны соблюдать требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в квартирах, во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах.
Учитывая актуальность экологических проблем, связанных с изменением климата в результате антропогенных выбросов, и в целях выполнения обязательств по реализации Конвенции ООН об изменении климата и предотвращения отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения и экономики страны в Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий»*.
Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха
Действенным средством обеспечения соблюдения экологических требований по охране атмосферного воздуха призвана быть административная, уголовная, гражданско-правовая и иная ответственность, предусмотренная за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха (ст. 31, 32 Закона об охране атмосферного воздуха).
Перечни правонарушений в сфере охраны атмосферного воздуха содержатся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.
2 Классификация природных ресурсов и их использование.
Существуют различные подходы к изучению и классификации природных ресурсов. Экологический подход базируется на понятии «интегральный ресурс» (по Ремерсу). Интегральный ресурс включает все природные, трудовые и материальные ресурсы. Естественные ресурсы (природные блага) включают:
• энергетические ресурсы;
• газо-атмосферные ресурсы;
• водные ресурсы;
• почвенно-геологические ресурсы;
• ресурсы продуцентов (растительность);
• ресурсы консументов (животный мир);
• ресурсы редуцентов (микроорганизмы).
Каждый из перечисленных типов ресурсов имеет более подробное деление. Так, энергетические ресурсы делятся:
• на солнечную радиацию;
• космические лучи;
• энергию морских приливов и отливов, океанических течений;
• геотермальную энергию;
• потенциальную и кинетическую энергию воздуха, воды (льда) и горных пород (в том числе энергию давления и разности давлений, сейсмоэнергию и т.п.);
• атмосферное электричество;
• земной магнетизм;
• энергию естественного атомного распада и спонтанных химических реакций;
• биоэнергию;
• термально-энергетические, радиационные и электромагнитные загрязнения;
• нефть, природный газ, уголь, сланцы, торф, энергию искусственного атомного распада и ядерного синтеза.
Понятие «комплексная ресурсная группа» включает:
• климатические ресурсы;
• рекреационные ресурсы;
• антропоэкологические ресурсы;
• познавательно-информационные природные ресурсы;
• ресурсы пространства и времени.
Существует классификация природных ресурсов по естественно-типологическому и хозяйственному принципу, которая ориентирована, в основном, на их хозяйственное использование.
Энергетические ресурсы, в зависимости от источника энергии, могут быть отнесены к возобновимым (энергия солнца, фотосинтеза, гидроэнергия, энергия приливов, волн, ветровая, геотермальная, энергия процессов испарения и выпадения осадков и т.д.) и невозобновимым (газ, нефть, уголь, торф, сланцы, ядерное топливо и т.д.).
По данным Всемирного фонда защиты природы за 25 лет (1970—1995) люди уничтожили более 30% природных ресурсов планеты. И давление глобального потребления на окружающую среду продолжает увеличиваться, поскольку люди все больше используют такие ресурсы Земли как рыбу, растения, древесину, воду, выбрасывают в атмосферу углекислый газ и другие загрязнители. Мировая добыча основных видов минерального сырья за последние 25 лет превысила ее объем за предыдущие 100 лет, что привело к возникновению сложных экологических проблем.
Наша страна всегда занимала одно из первых мест в мире по разведанным запасам и добыче целого ряда полезных ископаемых. На территории бывшего СССР сосредоточены, примерно, 50% мировых прогнозных угольных ресурсов. Разведанные запасы железных руд составляют, примерно, 40% мировых запасов, а марганцевых — свыше 75%. В целом на территории бывшего СССР разведаны более 20 тысяч месторождений полезных ископаемых.
Национальное богатство России оценивается почти в 400 трлн долларов (расчеты Госкомстата и РАН по разным методикам дают разброс от 340 до 380 трлн долларов). В национальное богатство входят все накопленные ресурсы экономики — как возобновляемые, так и невозобновляемые. Доля последних природных ресурсов достигает 80—85% от всего национального богатства, но только 10—12% приходятся на производственный капитал.
На территории России к настоящему времени разведаны несколько тысяч месторождений нефти, газа и конденсата. На Россию приходятся 11% мировой добычи нефти, 30% — газа, 10% — каменного угля, 14% — товарной железной руды, 10—15% — цветных и редких металлов. Валовая потенциальная ценность разведанных запасов оценивается в 28,6 трлн долл, а прогнозный потенциал составляет 140 трлн долл. Однако российские месторождения отличаются от зарубежных более сложными условиями разработки, удаленностью и худшим качеством ископаемых. Другой проблемой становится истощение месторождений. Поэтому реализация сырьевого потенциала становится все более сложной и дорогой задачей.
Особое место среди природных ресурсов занимают водные ресурсы — та часть запасов воды на Земле, которая технически доступна и экономически целесообразна для удовлетворения потребностей общества. Оценку водных ресурсов проводят по среднегодовому стоку.
Вековые запасы пресных вод в бывшем СССР составляют 40 900 км3 и распределены следующим образом: озера — 26 900 км3, ледники — 11 400 км3, болота — 3 000 км3. На территории бывшего СССР протекают около 3 млн рек (табл. 4.3.).
Земельные ресурсы (земельный фонд) России составляет 1 709,6 млн гектаров, но это не значит, что он безграничен и неисчерпаем. Более 60% площади страны занимает вечная мерзлота, 13% — сельскохозяйственные угодья и лишь 7,7% — пашня. По данным агрохимического обследования, 16,5 млн гектаров российских пашен имеют очень низкое содержание гумуса, 21 млн гектаров — низкое. «Питательность» черноземов центральных областей за последние 100 лет снизилась почти вдвое. Многие гектары земли в России повреждены: загрязнены пестицидами, тяжелыми металлами и фтором. По данным аэрокосмической съемки, ареалы распространения техногенных выбросов вокруг промышленных комплексов охватывают площадь, равную 1% от общей площади Российской Федерации.
В результате эрозии (разрушение под действием воды) и дефляции (разрушение под действием ветра) почвы в мире потеряны 1,6—2 млн км2 (в настоящее время в хозяйстве используют 1,4—1,6 млн км2). Эрозией и дефляцией ежегодно разрушаются около 3% пашней. Всего в России эродированы 35% всех земель.
В связи с вышесказанным для прогнозирования социально-экономического развития общества наибольший интерес представляет классификация природных ресурсов по степени их исчерпаемости:
• ресурсы практически неограниченные (неисчерпаемые), т.е. непрерывно пополняемые извне и не нуждающиеся в их воспроизводстве человеком (солнечная энергия, энергия ветра, приливов и отливов и т.д.);
• исчерпаемые ресурсы, в том числе:
- возобновляемые (ресурсы биосферы), но нуждающиеся в мерах по охране и воспроизводству;
- невозобновляемые и не имеющие заменителей (большинство видов минерально-сырьевых ресурсов);
- исчезающие ресурсы животного и растительного мира, требующие особой защиты.
Природные ресурсы служат для удовлетворения потребностей общества в продуктах питания, тепле, энергии и конструктивных материалах. Кроме того они используются в экологических, лечебно-оздоровительных, духовно-эстетических и культурно-просветительных целях. Природные ресурсы подразделяются на материальные и экологические.
Главной особенностью всех видов природных ресурсов является их ограниченность. Человечество сможет выжить при условии, что его потребности в ресурсах биосферы, идущих на создание жизненных благ населения, не будут превышать предельные возможности биосферы в отдаче этих благ, при которых будет сохранена ее устойчивость.
Информация о природных ресурсах России сосредоточена в ведомственных кадастрах, являющихся одним из инструментов экономического регулирования охраны окружающей среды (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Основные инструменты экономических механизмов охраны окружающей природной среды
Кадастры природных ресурсов - это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей.
3 Нормирование вредных веществ в атмосферном воздухе. Рассеивание загрязняющих веществ в атмосфере.
В соответствии со статьей 12 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.
Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции и другие показатели.
Предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух. Он устанавливается для каждого стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы специально уполномоченного органа в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы.
Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. План уменьшения выбросов разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей природной среды.
В соответствии с требованиями федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и Постановления Правительства РФ «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ» от 02.03.2000 N 182, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается предприятием, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При определении нормативов выбросов применяются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе.
Разработка предельно допустимых и временно согласованных вы-бросов обеспечивается:
на основе проектной документации в отношении вводимых в экс-плуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;