Обязанности населения при сигналах ГО ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:32, реферат

Описание работы

Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Работа содержит 1 файл

ОБЯЗАННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА И НАСЕЛЕНИЯ ПО СИГНАЛАМ ГО ЧС.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

 

СТРУКТУРА РСЧС И ГО

  

 Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

       Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению. Их руководящие органы на местах — комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или органы, выполняющие родственные функции. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий.

       Рабочими  органами КЧС всех уровней являются управления (отделы) по делам ГО и ЧС.

       Функциональные  подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС. Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

       Ведомственные подсистемы создаются в министерствах и ведомствах, межотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассоциациях в целях предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственных им объектах.  

       Российская  система чрезвычайных ситуаций имеет три  уровня управления:

       - федеральный, - региональный, - местный (территориальный).

 

ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ РСЧС

 

       Одна  из главнейших задач  РСЧС — проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении — защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

       Следующая задача — сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

       Центральная задача — проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры.

       Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ.

       Ликвидация  чрезвычайных ситуаций. Эта задача одна из самых емких и  решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

       Мероприятия гражданской обороны. Они должны обеспечивать защиту населения России в военное время.

       Оказание  гуманитарной помощи. Эта задача новая, в современных условиях она приобретает все большее значение.

       Подготовка  руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

       Используя все имеющиеся  средства, организовать пропаганду среди  граждан России социально-экономической  значимости, места  и роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

       Выполнение  данной задачи включает распространение  знаний, практического опыта и  достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

 

 

ОПОВЕЩЕНИЕ  О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ОСНОВА  СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

  

 Оповестить население — значит предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

СИГНАЛ  «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

  

 В случае опасности  людей надо быстро предупредить, где  бы они ни находились. Для этого  было решено использовать сирены. Поэтому  с тех пор завывание сирен, прерывистые гудки предприятий  означают новый сигнал «Внимание всем!», а не «Воздушная тревога», как это предусматривалось прежде.

       Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор  радиотрансляционной сети и слушать  сообщение местных органов власти или штаба по делам гражданской  обороны и чрезвычайным ситуациям.

       На  весь период ликвидации последствий  стихийных бедствий или аварий все  эти средства необходимо держать  постоянно включенными. Местные  радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного  хозяйства переводятся на круглосуточную работу.

РЕЧЕВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  

 На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами по делам  ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых  сообщений, приближенные к своим  специфическим условиям. Они заранее  прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

       К примеру, произошла авария на химически  опасном объекте. Какую информацию должно получить население? Возможен такой вариант: «Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора — сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в... (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают... (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах... (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах... (таких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы... (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

       Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.

       Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных  лавин.

       Отсутствие информации или ее недостаток способствуют возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы «очевидцев». Все это — среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

       Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и  из нее сделаны разумные выводы.

       При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также  сначала звучат сирены, то есть сигнал «Внимание всем!», затем следует информация. К примеру: «Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!» И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.

       Таким образом, принятая и ныне действующая  система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность  сразу привлечь внимание всего населения  города, района, области. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время — при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

       Решается  это с помощью создаваемых  систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи и  проводного вещания (радиотрансляционной  сети), специальной аппаратуре П-164 и  электросиренах. Речевая информация передается по сетям проводного вещания, через квартирные и наружные громкоговорители.

ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

  

 Чтобы оперативно оповещать население об авариях  на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где  особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.

       Вместе  с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время  являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного  оповещения. 

ДЕЙСТВИЯ  ПРИ СТИХИЙНЫХ  БЕДСТВИЯХ, АВАРИЯХ  И КАТАСТРОФАХ

 

 

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

 

 

       Это опасные природные явления или  процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.

       Подлинным бичом человечества являются землетрясения, наводнения, массовые лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы, обледенения. Они только за последние 20 лет унесли более 3 млн. человеческих жизней. Почти 1 млрд. жителей нашей планеты, по данным ООН, за этот период испытал последствия стихийных бедствий. 

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

 

       Это подземные удары (толчки) и колебания поверхности земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.

       Проекция  центра очага землетрясения на поверхности  земли называется эпицентром. Очаги землетрясения возникают на различных глубинах, большей частью в 20-30 км от поверхности. По своей интенсивности (проявлению сил природы па поверхности) землетрясения подразделяются на 12 градаций — баллов.

       Как правило, они охватывают обширные территории. Часто нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выходят из строя водопровод, канализация, линии связи, электро- и газоснабжения, имеются человеческие жертвы. Это одно из наиболее страшных стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и числу человеческих жертв.

       Когда землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны — цунами. Порой их высота достигает 60 м (16-этажный  дом), вызывая огромные разрушения на суше.

       Возникают землетрясения неожиданно, и хотя продолжительность главного толчка не превышает нескольких секунд, его последствия бывают трагическими. 

Действия при землетрясении.

 

       Если  первые толчки вас застали дома (на первом этаже), надо немедленно взять  детей и как можно скорее выбежать на улицу. В вашем распоряжении не более 15 — 20 сек. Тем, кто оказался на втором и последующих этажах, встать в дверных и балконных проемах, распахнув двери и прижав к себе ребенка. Или чтобы не пораниться кусками штукатурки, стекла, посуды, картин, светильников, спрячьтесь под стол, кровать, в платяной шкаф, закрыв лицо руками. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опорных колонн, т.к. эти места наиболее прочны. Здесь больше шансов остаться невредимыми. Ни в коем случае не прыгать из окон и с балконов.

Информация о работе Обязанности населения при сигналах ГО ЧС