Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:13, контрольная работа
Цели:
1.Максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды.
2.Изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей м
Введение…..…..……………………………………………………………………………………….2
Глава I Характеристика наследственных болезней…………………………...3-4
Главa II Факторы, влияющие на развитие наследственных заболеваний (таблица)…………………………………………………….…………………………………………..5
2.1Генетические факторы…..……………..…………………………………………………6-7
2.2Состояние окружающей среды…….…………………………………………………7-9
2.3Медицинское обеспечение…….…………..…………………………………………..10
2.4Условия и образ жизни…………………………………………………………………11-13
Заключение……..……………….………………………………………………………………….…14
Список литературы.…….………………………………………
Отчетливые воздействия измененной среды обитания на здоровье человека привели к появлению новой науки – экологии. Одним из важнейших ее направлений является экологическое образование, имеющее задачами:
1. Воспитание осознания того, что человек является частью природы, и механизмы его жизнедеятельности подчиняются ее законам.
2. Обучение бережному отношению к природе.
3. Овладение приемами и методами поведения в изменившейся экологической обстановке.
Таким образом, не вызывает
сомнения все возрастающая роль изменений
окружающей человека среды на его
здоровье. Выход можно искать в
разработке долговременных государственных
социально-экономических
2.3 Медицинское обеспечение
В настоящее время структура инфекции составляет в статистике заболеваемости лишь около 10 %. В то же время неинфекционные соматические болезни, функциональные расстройства психики, алкоголизм, наркомания составляют до 40 % заболеваемости. Из многих сотен известных болезней в 85 % случаев смертельных исходов причинами являются лишь десять (атеросклероз, гипертоническая болезнь, ожирение, иммунодепрессия, аутоиммунные болезни, метаболические нарушения, психические депрессии, злокачественные болезни). Но вот средств и методов предупреждения патологии именно такого характера медицина не имеет.
Отдельного разговора заслуживает лечебная деятельность медицины. Еще Авиценна отмечал: «В арсенале врача три орудия: слово, лекарство, нож…». В лечении врач, как правило, использует не стратегический подход – достижение здоровья, а тактический – устранение острых явлений. При этом игнорируются отдаленные последствия подобного лечения (или, что еще страшнее, врач знает об этих трагических последствиях, выражающихся в далеко зашедших формах заболевания, но продолжает «лечить» теми же средствами). Не зря поэтому один из основоположников научной медицины Гиппократ подчеркивал: медицина часто успокаивает, иногда – облегчает, редко – лечит. А выдающийся философ Ф. Бэкон отмечал: «…Лечение болезней составляет ту часть медицины, на которую было затрачено много труда, хотя результаты его оказались весьма скудными»
При этом следует
учесть, что предупреждение заболевания
почти в 25 раз дешевле, чем лечение
уже возникшей патологии.
2.4 Условия и образ жизни
Интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Это не в последнюю очередь обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство продлить жизнь – это искусство не укорачивать ее.
Подавляющая часть заболеваний современного человека обусловлена прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. Именно поэтому в настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как принципиальная основа профилактики заболеваний. Например, в США снижение показателей детской смертности на 80 % и смертности всего населения на 94 %, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85 % связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. С сожалением приходится отметить, что в нашей стране 78 % мужчин и 52 % женщин ведут нездоровый образ жизни.
Можно выделить следующие основные компоненты образа жизни:
1. Двигательная активность. Движение является основным условием обеспечения жизни. Физическая тренировка способствует росту функциональных резервов организма, благодаря чему он оказывается более адаптированным к тем чрезмерным мышечным нагрузкам, которые ему приходится порой выполнять.
2. Обеспечение психического здоровья. Современному человеку приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Они связаны со многими обстоятельствами: с учебной или производственной работой, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации и т. д. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Такие нарушения часто приводят к развитию многих заболеваний, которыми страдают наши современники. Поэтому так важно выйти из сложных обстоятельств с наименьшим уроном для своей психики и здоровья.
3. Рациональное питание. Питание позволяет человеку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел. Но чтобы оно действительно и в полной мере выполняло эти функции, питание должно отвечать определенным требованиям, среди которых главными являются следующие условия: а) оно должно быть максимально натуральным; б) соответствовать анатомо-физиологическим особенностям данного человека и выполняемой им работе; в) не превращаться в культ, а оставаться прежде всего потребностью, а лишь затем – удовольствием. При несоблюдении указанных требований у человека нарушается деятельность не только пищеварительной системы, но страдают практически все функции организма. В результате снижается уровень здоровья, сопротивляемость инфекции, работоспособность; развиваются многие заболевания, в том числе и такие, как ожирение, диабет, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы и многие другие.
4. Закаливание и тренировка иммунитета. В настоящее время большинство пропусков занятий школьниками и случаев заболеваемости у людей трудоспособного возраста связано с простудными и простудно-инфекционными заболеваниями. К сожалению, такое положение связано не с тем, что человек вообще от рождения столь чувствителен к низким температурам, а с тем, что в процессе жизни он не тренирует свою устойчивость к ним, а наоборот, стремится к температурному комфорту. С другой стороны, известно, что люди, систематически занимающиеся закаливанием, страдают простудными и простудно-инфекционными заболеваниями гораздо реже, а само заболевание у них протекает легче.
5. Четкий режим жизни. Все поведение человека, выполнение им своих обязанностей, как и досуг, сон должны подчиняться определенной закономерности, которая бы соответствовала требованиям:
– любая нагрузка (включая мышечные, психические, умственные и даже прием пищи) должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма;
– в режиме человека должны найти отражение все стороны его жизнедеятельности: учеба (работа) и сон, занятия своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку (выполнение домашних заданий), встречи с друзьями и т. п.
Только при выполнении этих условий жизнь человека будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени.
6.
Отказ от вредных привычек, к которым
относят регулярное употребление веществ
и продуктов, наносящих вред здоровью
человека. К таким веществам относят алкоголь,
табак, наркотические продукты, токсические
вещества и др. Каждое из них не только
при систематическом, но порой и при однократном
употреблении вызывает серьезные нарушения
в деятельности организма.
8.
Выполнение гигиенических
требований. Для обеспечения хорошего
здоровья человеку необходимо поддерживать
чистоту своего тела. Это касается не только
кожных покровов, но и волос, ротовой полости,
дыхательного аппарата, половых органов,
то есть всех тех частей тела, которые
непосредственно контактируют с внешней
средой.
9.
Умение предупреждать
опасные ситуации и правильно вести
себя при их возникновении. Находясь в
постоянном контакте с окружающей средой
и с другими людьми, человек порой оказывается
в таких ситуациях, которые грозят не только
его здоровью, но и жизни. В быту, на улице,
в транспорте, на природе, в отношениях
с опасными людьми, животными мы испытываем
на себе множество неблагоприятных воздействий.
Поэтому очень важно каждому человеку
знать, с одной стороны, как предупредить
их возникновение, а с другой, если опасная
ситуация возникла, то как себя вести в
ней с наименьшим ущербом для здоровья.
Заключение
Таким образом, жизненные
доминанты и установки человека
во многом детерминированы
Следовательно, в определении оптимального для человека образа жизни, профессии, партнеров при социальных контактах и для создания семьи, выбора средств и методов лечения, наиболее подходящего вида нагрузок и т. д. необходимо учитывать его наследственные особенности. Однако довольно часто общество или сам человек формируют такую среду жизнедеятельности, которая вступает в противоречие с его генной программой, что закономерно ведет к нарушению механизмов его адаптации и развитию тех или иных заболеваний. Последствия таких противоречий оказываются тем значительнее, чем моложе организм. Именно поэтому наиболее часто наследственные нарушения обусловливаются образом жизни будущих родителей или беременной.
Заслуживает особого
внимания то обстоятельство, что в
структуре наследственной патологии,
свойственной почти двум процентам
населения Земли, преимущественное
место принадлежит
Таким образом, в
обеспечении здоровья человека не вызывает
сомнения заметная роль, которую имеют
наследственные факторы. Поэтому учет
этих факторов в повседневном образе
жизни может сделать жизнь
человека здоровой, счастливой и долговечной,
а их игнорирование делает его
беззащитным и уязвимым для действия
неблагоприятных условий и
Список литературы
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 2007
2.Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2008
3.Жизнь и здоровье женщины: Энциклопедия. М.: АСТ, 2007.
4.Жизнь и здоровье мужчины: Энциклопедия. М.: АСТ, 2007.
5. Козлова С.И. наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. – М., 2006..
6. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. М.: Просвещение, 2005
7. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: Учеб. пособие. М.: Вентана-Граф, 2005.
Информация о работе Наследственные болезни, среда и образ жизни человека