Национальная безопасность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:16, реферат

Описание работы

Концепция национальной безопасности представляет собой основополагающий документ, который отражает систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Работа содержит 1 файл

национальная безопасность рф.docx

— 42.55 Кб (Скачать)

В настоящее время, к сожалению, площадь Российской Федерации продолжает сокращаться. Япония претендует на все острова  Курильской гряды, выпуская в своей  стране карты, на которых Курилы уже  – часть Японии. Мы передали часть  земли Китаю, более того, жители Поднебесной  и безо всяких юридических оснований  преспокойно ассимилируют незаселённый Дальний Восток. Не стоит также  недооценивать и проблемы потенциально сепаратистских территорий: от планов Литвы по установлению безвизового  режима с Калининградской областью до неформализованного желания того же Татарстана отделиться от РФ. Можно возразить, что в настоящее время регионы России не артикулируют своего желания выйти из РФ, но о наличии центробежных тенденций косвенно свидетельствует тот факт, что всё большее число государств СНГ, например,  пытается выйти из зоны влияние РФ. Причём, руководствуясь преимущественно экономическими соображениями и зачастую не делая большой разницы в вопросе последующего присоединения между НАТО, ЕС или «Восточным партнёрством».

Примечательно, что  часть российских политиков одобрительно относится к вопросу передачи российских земель. В ходе визита в Финляндию 21 апреля 2009 года Д.Медведеву задали вопрос о возможности покупки земли в Карелии иностранными гражданами. Президент ответил, что функционирует механизм аренды земель. А председатель комитета ГД по собственности В.Плескачевский заявил, что мысль о продаже весьма привлекательна, поскольку «у нас много земли не используется, в том числе в приграничных территориях. Новые собственники будут обрабатывать землю, платить налоги, это полезно государству. Мы готовы быстро принять соответствующие поправки к законодательству». 
 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Одним из важнейших  критериев экономической безопасности является устойчивость функционирования финансовой системы страны. Например, нынешний кризис мог бы не так сильно сказаться на России, не будь столько  нашей валюты вложено в доллары (ЦБ – 30%, ранее В.Путин – около 50%). То есть, несмотря на то, что Россия – страна с открытой экономикой, всё же представляется более целесообразным развивать собственное производство внутри страны, а не заниматься вывозом денег и оттоком капитала.

Также важным моментом является то, что наиболее экономически рациональным решением является ориентация на выпуск максимально готовой диверсифицированной  продукции. Особенно если речь идёт об экспорте, то есть следует стремиться не к  поставке каких-либо материалов в «сыром» виде, а перерабатывать их до стадии максимальной приближенности к готовности.

Многие экономисты и предприниматели возражают, что  в России не было и нет возможности и условий для развития бизнеса, тем более, прозрачного и легального. Но власть не считает необходимым идти на снижение налогов даже в условиях кризиса, о чём в очередной раз заявили премьер В.Путин и министр финансов А.Кудрин.

Также очевидно, что  необходимо всё же обозначить долю государственного регулирования в  экономике. На сегодняшний день нет  однозначной позиции относительно протекционизма. До наступления кризиса  в качестве ориентира была обозначена саморегуляция рынка как основа либеральной экономики, теперь же всё чаще государство прибегает к механизмам оказания помощи в виде финансовых влияний в ряд отраслей и сфер.

Также всё чаще в  обсуждениях стала всплывать  тема приватизации государственной  собственности. Министр экономического развития Э.Набиуллина считает, что нужно распродавать все государственные предприятия, за исключением стратегических. Похожий подход озвучивался и в 90-ых, в результате мы получили разворованную страну, криминализированную власть, конвейер новообразованных ФПГ, массовую безработицу, нищету и «откат» экономики до уровня феодального строя. Можно предположить, будто министр полагает, что либеральный принцип саморегуляции универсален, но она не может не знать о классических принципах рейганомики и необходимости вмешательства государства в экономику во время кризиса.

Ещё одним пластом  для обеспечения экономической  безопасности в стране может и  должна служить разработка нормативно-правовой базы, касающейся, прежде всего, деятельности госкорпораций и вопросов лоббизма. В противном случае ни вывод активов, ни коррупцию не удастся победить.

Что касается непосредственно  рубля, то в идеале он должен быть обеспечен  золотом, а не являться просто напечатанными  бумажками (24 апреля 2009 года «Полит.Ру» с ссылкой на департамент внешних и общественных связей Банка России сообщил о том, что за неделю, с 20 апреля, объём денежной базы повысился на 53,7 млрд.руб.). Речь идёт не об амбициях руководства сделать из рубля региональную резервную валюту, поскольку в существующих условиях, когда Россия по уровню развития экономики находится чуть ли не среди третьих стран, это несколько утопично. А о том, чтобы рубль был обеспечен внутри своей страны. Также можно проводить дальше ту финансовую политику, которую мы начали с Белоруссией, то есть переход на рубли в двусторонней торговле. Далее, возможно, будет оправданным отрабатывать подобный механизм и с другими странами. То есть практиковать это сначала в двусторонних отношениях, постепенно расширяя список таких стран, а не сразу делать громкие заявления, отчётливо понимая, что тот же член ШОС в лице Китая вряд ли пойдёт на этот шаг, логично лоббируя собственные экономические интересы и не будучи заинтересованным в развитии России. 
 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ

Россия, будучи сырьевой державой, тотально зависит от ресурсов и их цен на мировом рынке. Большая  часть федерального бюджета формируется  исключительно за счёт дивидендов от продажи. И эта зависимость будет  сохраняться, во всяком случае, в среднесрочной  перспективе, несмотря на то, что в  период кризиса цена на нефть рухнула  и продолжает падать (по оценкам  некоторых аналитиков, если произойдёт крах финансовой системы Китая, то стоимость  барреля снизится до 10 долларов).

Наша страна является одной из мировых лидеров по запасам  природного газа. По прогнозам некоторых  экспертов, основными экспортёрами газа к 2030 году будут Россия, Иран и  Катар. Как известно, газ является возобновляемым природным ресурсом, поэтому освоение и разработка газовых  месторождений, безусловно, перспективное  направление развития российской энергетики.

Другое дело, что  Россия не всегда отстаивает свои интересы на внешнеэкономическом рынке. Вплоть до того, что ряд среднеазиатских  стран, для которых мы являемся транзитёрами, продают нам газ по среднеевропейским ценам. А мы передаём даром газовые хранилища Украине. Украина договаривается о допуске третьих лиц к ним в лице ЕС. А наше руководство тем временем планирует повысить цену на газ для внутренних потребителей до той же среднеевропейской.

Мы хотим соответствовать  западным ожиданиям, ожиданиям «цивилизованного мира», поэтому нам и в голову не придёт декларировать нечто такое, о чём говорит президент Туркмении. В частности, что цену на энергию  должна устанавливать та страна, которая  продаёт ресурс, поскольку общемировое  ценообразование – слишком субъективно: в разных странах требуется разный уровень затрат для разработки, добычи и.т.д.

После газовых конфликтов с Украиной и возможных «бунтов» Европы российские энергетики решили подстраховаться, диверсифицируя поставки на Восток. В настоящее время заключено  соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере между Россией и Китаем. Но схема поставки по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» вновь предполагает лишь этап добычи на российской территории, а переработку  планируется осуществлять в Китае.

Планы об инновациях и переходе на альтернативные источнике  энергии, безусловно, заманчивы. Но нужно  реалистично оценивать временной  интервал, который потребуется нашей  стране для прохождения от этапа  идеи к этапу реализации. Пока солнечные  батареи в Подмосковье представить  трудно, не говоря уже о повсеместных ветряных мельницах, особенно, если учесть, что в ряде регионов России отопление  как таковое отсутствует из года в год вне зависимости от наличия  кризиса. Пока ряд населённых пунктов  отапливается за счёт древесного угля.

Возможно, в сложившейся  ситуации нам стоит перестать  оглядываться на Запад, а объединяться в картели, в «газовую тройку»  и уже корпоративно отстаивать свои интересы на внешнем рынке. Возможно, тогда мы станем хозяевами ситуации, несмотря на то, что подавляющее  большинство западных газет на следующее  же утро напишет о том, как Россия пытается монополизировать весь мировой  газ и помогает разработать ядерное оружие Ирану. 
 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В настоящее время  в России забота об экологической  безопасности выражается в основном в том, что существует перечень требований к промышленным предприятиям. То есть государство осуществляет проверку наличия/отсутствия очистных сооружений для контроля выбросов. Но помимо соблюдения требований Киотского протокола  необходимо заниматься и другими  проблемами.

При первом приближении  ситуация не кажется катастрофической: мы больше не делаем бизнес на захоронении  на своей территории ядерных отходов. Но, с другой стороны, сброс количества химический веществ в водоёмы  и атмосферу невероятно высок. Остро  стоит вопрос о свалках бытового мусора, вплоть до того, что они стали  появляться даже на таких территориях  как охраняемый ЮНЕСКО Байкал!

Почему-то забота об экологии воспринимается рядовыми гражданами как нечто второстепенное. По мере разрастания урбанизации и всё  большей оторванности человека от природы  мы всё реже задумываемся о последствиях нашего потребления. Экологическое  воспитание необходимо внедрять на уровень  культуры, активно пропагандировать. А вопросы вроде вырубки и  экспорта сырого леса, утилизации отходов, нерационально-варварской эксплуатации тех же нефтяных месторождений необходимо просто более жёстко законодательно регулировать.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В России проблема демографии становится всё более острой. Причём, у нас причины её существования  и возникновения несколько специфичны. Это не просто вымирание нации  из-за превышения смертности над рождаемостью как в странах демографической  «зимы» вроде той же Германии (российские социологи применительно к РФ приводят обратные цифры). Проблема носит  более комплексный характер.

Существуют, конечно, и объективные причины сложившейся  ситуации: недоступность качественного  медицинского обслуживания, социальная незащищённость, сложности с жилищными  условиями, климатически неблагоприятные  для освоения и жизни регионы РФ, миграция, ассимиляция.

В то же время, нужно  осознавать и то, что уничтожение  российского народа и русского этноса осуществляется целенаправленно. Проблемы, которые уже стали имманентными, в действительности привнесены извне  и являются сгенерированным результатом, прежде всего – результатом информационной войны. К таковым относятся: рост наркомании, алкоголизации, табакокурения, увеличение числа сирот, беспризорников, рост преступности, увеличение пенсионного возраста. 
 

ЭТНИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ

В настоящее время  руководство страны в контексте  этнической безопасности наибольшее внимание уделяет вопросам неконтролируемой миграции и защите прав соотечественников  за рубежом. Но комплекс проблем, требующих  решений, гораздо шире.

Этническая безопасность во многом зависит от демографического фактора, например, вопрос ассимиляции  населения на территории Дальнего Востока  и Сибири обусловлен, в числе прочих, незаселённостью территорий, а приток мигрантов – ещё и социально-экономическими причинами.

Существует пласт  территориальных угроз, таких как  сепаратистские настроения в некоторых  регионах. Причины их возникновения  зачастую обусловлены не столько  экономическим, сколько этническим фактором. В первую очередь, это касается моноэтнических республик, что потенциально (но не обязательно) является предпосылкой для возникновения национального  шовинизма и расовой дискриминации, а также экстремизма.

В существующей концепции  национальной безопасности нет такого понятия как религиозная безопасность. Это обусловлено существующей юридической  базой, так как в Конституции  Россия объявлена многоконфессиональным  государством. Казалось бы, всё закреплено нормативно-правовым способом и нет  повода для беспокойства, но необходимо иметь в виду следующие нюансы:

 1) Этническая и религиозная составляющие, как правило, тесно связаны между собой, зачастую взаимообусловлены. Если учесть, что существует ряд внешних сил, которые напрямую заинтересованы в дестабилизации России, то можно предположить, что универсальной и наиболее мощной «бомбой» может служить форматирование, придание нужного конфронтационного направления и использование как раз связки «этничность-религия». Поэтому подобные вопросы нам следует постоянно и очень внимательно отслеживать. Это то, на что реагирование постфактум недопустимо.

2) Религиозная составляющая также порой жизненно необходима в международном аспекте, наиболее ярким примером может служить роль христианства в отношениях народов России и Грузии после августовских событий. То есть религия своеобразным способом «страхует» от возникновения межэтнических конфликтов. Сейчас предпринимается попытка перевести в состояние антагонизма отношения России и Ирана, в данном случае мы можем не допустить этого, апеллируя к исламу как связке народов России и Ближнего Востока. А, как известно, зачастую для населения исламских стран религия значительно важнее, чем политические вопросы.

Информация о работе Национальная безопасность РФ