Мошенничество на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:40, реферат

Описание работы

Мошенничество - это вид предпринимательства, в котором личностные качества предпринимателя направлены на обман и самооправдание обмана; рыночная среда с её широкими возможностями сводится к действиям в сфере, где возможен обман; предпринимательская этика сводится к поведению, инициирующему обман партнера или конкурента.

Работа содержит 1 файл

мошенничество на предприятии.docx

— 52.15 Кб (Скачать)
 

     Большинство  людей, уличенных в мошенничестве  на работе, это люди, которые имели  положительную характеристику со  стороны сослуживцев и руководителей.  Всегда можно определить прямую  связь между уровнем доверия  работнику и размером, нанесенного  им ущерба. Чем жестче контроль, тем уже возможности для злоупотреблений.  Чем прозрачнее система контроля, тем шире поле для служебных  правонарушений. В момент, когда  эти три элемента (потребность,  возможность и оправдание) сходятся  в одной точке, - это свидетельство  повышенной вероятности совершения  служебного преступления. С того  момента, когда совершено первое  преступление и получена ожидаемая  выгода, но не последовали санкции  и наказание - дорога к последующим  попыткам открыта. После двух, трех удачных попыток это превращается  в привычку, а привычка превращается  в образец поведения. Как показывает  практика «отнять от груди  вора» это весьма трудное решение  для организации. Правонарушитель  будет слёзно утверждать, что это было в первый и последний раз. Однако привычка воровать формируется постепенно. Человек формирует мировоззрение, в котором соседствует преступление и убеждение в честности и правоте его поступков. Он формирует систему оправдания в своём сознании и в глазах близких. Такой человек будет по своему интерпретировать социальные и экономические условия, он будет развивать в себе систему двойной морали: одну, чтобы оправдать свои действия и вторую для взаимоотношений в других областях жизни.

     Кадровая  безопасность является одной из составляющих экономической безопасности организации, наряду с другими - финансовой, силовой, информационной, технико-технологической, правовой, экологической. Однако бесспорно, что она занимает доминирующее положение  по отношению к другим элементам  системы безопасности, так как, каких  бы ее составляющих мы не касались, практически  всегда, возвращаемся к надежности конкретного работника организации. Убедительна в этом отношении  статистика, приведенная Ковровым А. В. в книге "Лояльность персонала" (Москва, Бератор, 2004 г). "…по результатам проведенного Национальным институтом Правосудия США анонимного опроса 9000 работников различных американских фирм каждый третий сотрудник в течение года хотя бы раз своровал деньги или материальные ценности у своей компании. Две трети из опрошенных сообщили об иных нелояльных действиях.   Согласно опубликованному в 2000 году отчету ассоциации профессиональных следователей по делам о мошенничествах (АПСМ), ежегодные потери организаций США от воровства и злоупотребления должностным положением собственных служащих составляют более 400 млрд. долл., или 6% ВВП. В среднем, каждое американское предприятие теряет из-за мошенничества своих сотрудников 6% годового дохода или более 9 долл. в день на каждого работника. При этом темпы роста воровства среди персонала составляют: 13% на производстве, 10% в сфере обслуживания, 6% в розничной торговле. …Не радужнее картина и в Европейском Союзе. По оценкам консультационной фирмы "САЛАДИН" в вопросах безопасности, в среднем, каждый четвертый сотрудник любой компании обманывает своего работодателя. Половину работников можно легко убедить пойти на обман, если шансы быть уличенными незначительные. По данным этой фирмы, мошенничество и злоупотребления собственных служащих ежегодно наносит европейским корпорациям ущерб от 2 до 7 процентов годового оборота…" 
     Это официальные масштабы ущерба по кадровой составляющей в экономически развитых и благополучных странах. Каковы же реальные размеры потерь в нашей стране от различных злоупотреблений персонала, воровства и мошенничества, утечки коммерческой информации, можно только догадываться.    

       Будучи обеспокоенными вышеприведенными  кадровыми проблемами, вопрос: "Что  же необходимо предпринять, чтобы  снизить убытки организации, связанные  с нелояльностью персонала?", становится  очень уместным.

 

     

Методы  и меры борьбы с мошенничеством на предприятии.

  

     Согласно проведенным исследованиям, эксперты Информационно-аналитического агентства «Разведка в сфере бизнеса» утверждают, что:

    1. Не следует недооценивать эту проблему. Необходимо понять и принять как факт, что для подавляющего числа сотрудников (90%!!!) необходимо создать специальные условия (схемы и меры контроля), только при соблюдении которых, работодатель может быть относительно спокоен в отношении сохранения безопасности своего бизнеса.
    2. Необходимо обладать специальными знаниями для создания вышесказанных схем и мер контроля.
    3. К решению кадровых проблем нужно подключить современные методы и средства.

      
     Риски и угрозы со стороны  персонала, возникая в организации  и трансформируясь, иногда приобретают  угрожающие формы, но, абсолютно  всегда влияют на ее экономическую деятельность. Поэтому главная цель, которая преследуется при создании комплекса мероприятий кадровой безопасности - это максимально минимизировать риски и угрозы, связанные с персоналом.

     Опыт  показывает, что итоговый результат  в разрешение данной проблемы лучше, если она решается системно, в трех основных направлениях: при приеме кандидатов на работу, при профилактических и контролирующих мероприятиях в работе с персоналом.

     Эксперты  считают, что организация, в которой  царит атмосфера открытости и  доверия, гораздо меньше подвержена риску мошеннических действий со стороны сотрудников, чем та, в  которой господствуют секретность, страх, недоверие и авторитарность. «Дело в том, что в компании, где сотрудники испытывают давление, нет уверенности в завтрашнем дне, – поддерживает экспертов генеральный директор фармацевтической компании «ОНИКС фарм» Елена Шмидт. – В таких компаниях велик риск того, что сотрудники начнут приворовывать на черный день».

       Нужно сформулировать политику  компании в отношении мошенничества.  Необходим официальный письменный  документ, отражающий отношение  компании к мошенническим действиям, а также план действий при подозрении в мошенничестве, содержащий рекомендации, как компания должна вести себя при первых появлениях подозрения на мошенничество, кто и как должен вести расследование, что предпринимать в отношении «подозреваемого», как информировать персонал и СМИ.

     Подобные  документы дают понять сотрудникам, что компания контролирует ситуацию, что мошенничество будет обнаружено и, что будут приняты меры, которые  могут оказаться весьма серьезными

МОНИТОРИНГ  КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С МОШЕННИЧЕСТВОМ

 

     За  последние пятнадцать лет количество только зарегистрированных преступлений по ст. 159 УК РФ возросло в 11 раз. Нет  объективной статистики, надежной информации о жертвах мошенничества, отсутствует  классификация, конкретные данные по полу и возрасту потерпевших, формам виктимного поведения и т.д. Нет данных об ущербе (материальном, морально-психологическом), наносимом жертве и ее близким. Указанные обстоятельства не позволяют судить о реальных тенденциях в изменении количественных и качественных признаков исследуемого вида преступлений.

     Предупреждение  мошенничества является одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов, государственных  и общественных организаций, однако, их усилий недостаточно. Для этого  вида преступлений в сфере экономики  справедливо замечание А.Л. Репецкой, по мнению которой, «совершенствование профилактики правонарушений и преступлений через «фактор жертвы» сделает ее более действенной, позволит приблизиться к искоренению преступности»[2]. Подразделениям МВД, специализирующимся на выявлении и раскрытии мошенничеств, необходимо в полной мере проводить комплекс профилактических мер, направленных на снижение риска стать жертвой мошенников путем выступлений сотрудников правоохранительных органов в СМИ, рассказывая о новых способах действий мошенников, способах защиты и противодействия мошенникам, приводя наглядные поучительные примеры из практики борьбы с этими преступлениями. СМИ уделяют определенное внимание этой проблеме. На ряде телевизионных каналов есть даже специальные передачи, в которых подробно рассказывается о новых способах и методах действий мошенников, о том, как следует поступать при попадании в криминогенную ситуацию. Среди них можно назвать такие циклы передач, как «Дежурная часть», «Чрезвычайное происшествие», «Петровка 38», «Досье 02», «Перехват» и некоторые другие. В ряде периодических изданий имеются рубрики, в которых знакомят читателя с новыми способами мошенничества (например, «Уголок О. Бендера» в «Аргументах и фактах»).

     Известно, что из-за юридической неосведомленности  граждан о специфике некоторых  видов мошенничества в значительной мере снижается уровень их профилактики. О полезности своевременной информированности  населения в целях предупреждения этих антиобщественных посягательств свидетельствует то, что в последнее время значительно уменьшилось число «наперсточников», «карточных шулеров», «лохотронщиков». Местная и центральная печать по инициативе прокуратуры, органов внутренних дел стали публиковать статьи, разоблачающие мошенников. Некоторые результаты этой правовой пропаганды через средства массовой информации имеются, но в то же время мы не можем не заметить совершенствования данного вида преступлений, возникновения новых форм его совершения.

     Государство, помимо заботы об информировании граждан  обо всех известных (и даже ожидаемых) способах обмана и злоупотребления  доверием, которые используются для  завладения имуществом, должно заботиться также и об экономическом воспитании населения, предполагающем ясное и  четкое понимание меры рисков, которые  несут граждане, занимаясь тем  или иным видом экономической  деятельности. Необходимо кардинально улучшать правовую осведомленность и юридическую грамотность широких слоев населения, что позволит участникам экономической деятельности и гражданам при заключении сделок с потенциальными мошенниками поступать со знанием дела, приобрести необходимые знания о том, как вести себя в опасных криминогенно-виктимогенных ситуациях, умение критически их оценить и выбрать невиктимный вариант поведения, сформировать у потенциальных жертв чувства осмотрительности и разумной недоверчивости.

     Нельзя  не видеть того, что нередко своевременно сделанные предупреждения ученых-криминологов, даже оформленные в виде документов концептуального значения, игнорируются законодателями и практикой. Это происходит и потому, что для оперативного и опережающего реагирования на новые криминальные угрозы и на глубокие научные исследования, вносящие существенный вклад в предупреждение преступлений, всегда не хватает средств, и потому, что по-прежнему сохраняют силу и влияние руководящие чиновники и законодатели, лоббирующие интересы мошенников и других криминальных элементов, и потому, что отсутствует правовой механизм, обязывающий внедрять результаты научных исследований в законодательство, нормативно-правовую практику и предупредительную деятельность.

     Необходима  криминологическая экспертиза нормативно-правовых актов, обязательность проведения которой  признается не только учеными, но и  законодателями, которые давно уж обсуждают проект Федерального закона «О криминологической экспертизе нормативно-правовых актов» в соответствующих комитетах Государственной Думы РФ. Пора переходить к принятию этого важного закона, имеющего важное профилактическое значение.

     Если  появляется новый вид мошенничества, который угрожает причинением ущерба, более чем 1% населения (действующий, например, по типу «финансовых пирамид»), либо оно совершается в нескольких субъектах РФ, в составе преступного  сообщества или носит транснациональный  характер (например, компьютерное мошенничество, совершаемое по сговору с банковскими  служащими других государств), необходимо принимать соответствующие меры по выявлению, раскрытию и предотвращению таких преступлений, задействовать  в таких случаях международно-правовые связи.

     При достаточно развитой службе мониторинга  за мошенничеством невозможны были бы хищения денежных средств в таких  поражающих воображение размерах с  использованием фиктивных платежных  документов, как это было в начале 90-х годов прошлого века, и мошенническая  деятельность трастовых и финансовых компаний - «финансовых пирамид» не процветала бы так долго и успешно. Количество пострадавших граждан от таких видов мошенничества, по различным оценкам, колеблется от 3 до 10 миллионов человек. При совершении таких преступлений часто использовались заведомо невыполнимые договоры займа, страхования, продажа акций, ваучеров. Многие финансовые компании собирали и продолжают собирать денежные средства под строительство жилья, коттеджей, для приобретения автомашин и др. и также безнаказанно исчезают с этими средствами или объявляют себя банкротами, либо осуществляют другие мошеннические деяния.

     Общее ослабление государства и его  неспособность обеспечить регулирование  экономики привели к столь  высокому уровню мошеннических посягательств  в современной России.

     Необходимо  наладить службу мониторинга за мошенничеством как особо массовым и опасным  видом преступности для более  быстрого реагирования и синхронного развития правовой базы борьбы с мошенничеством, постоянно изменяющимся и приспосабливающимся к новым изменениям в законодательстве, технологии и психологии людей.

 

Заключение

 

     Мошенничество - традиционный вид преступления, который  отличается необычным динамизмом форм его проявления. Специфика современной  проблематики борьбы с мошенничеством определяется, наряду с коренным обновлением  форм мошенничества, чрезвычайно быстрым  ростом его зарегистрированного  объема, а также, что вызывает особое опасение, чрезвычайно быстрым ростом латентного мошенничества.[1]    

 Мотив мошенничества часто кроется в неудовлетворенности сотрудника – неповышении по службе, низкая зарплата, несправедливо большая нагрузка. Чтобы определить это, надо дать сотрудникам возможность высказывать свои претензии и обсуждать проблемы. То, что человек долго работает в компании, вовсе не является гарантией его честности. Самые крупные мошенничества, как показывает исследование, совершаются руководством компании (55%) или ее сотрудниками (30%), многие из которых имеют многолетний стаж работы в компании, пользуются доверием и располагают большими полномочиями. 

Информация о работе Мошенничество на предприятии