Мошенничество на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:40, реферат

Описание работы

Мошенничество - это вид предпринимательства, в котором личностные качества предпринимателя направлены на обман и самооправдание обмана; рыночная среда с её широкими возможностями сводится к действиям в сфере, где возможен обман; предпринимательская этика сводится к поведению, инициирующему обман партнера или конкурента.

Работа содержит 1 файл

мошенничество на предприятии.docx

— 52.15 Кб (Скачать)

Введение.

 

     Мошенничество-это преступление, в результате которого его жертва добровольно передает часть своих материальных средств, в какой либо форме мошеннику.

     В свободной же рыночной экономике, предпринимательство - это тип инновационного поведения, направленного на организацию и осуществление в условиях неопределённости и конкуренции рискованных проектов и мероприятий с принятием на себя ответственности за результаты и последствия принятых решений.

     Исходя  из такого толкования предпринимательства, можно сформулировать один из вариантов  определения мошенничества через  характеристики предпринимательства.

     Мошенничество - это вид предпринимательства, в котором личностные качества предпринимателя направлены на обман и самооправдание обмана; рыночная среда с её широкими возможностями сводится к действиям в сфере, где возможен обман; предпринимательская этика сводится к поведению, инициирующему обман партнера или конкурента.

     Таким образом, получается, что предпринимательская  деятельность становится мошенничеством, когда личностные знания предпринимателя состоят в знании, как совершить обман.

     Предпринимательские функции в случае маскировки мошенничества  под предпринимательство осуществляются в следующих сегментах рынка:

  1. Поиск экономических ресурсов
  2. Изобретение новых экономических ресурсов
  3. Накопление и концентрация ресурсов
  4. Формирование благоприятной рыночной конъюнктуры
  5. Оперативный поиск информации

     Мошенничество на предприятии является основным, трудно прогнозируемым риском, перестраховаться от которого очень сложно. В соответствии со статистикой, в среднем, каждая организация теряет от мошенничества более $9 в день на каждого работника и приблизительно 6% годового дохода от мошенничества всех своих, нечистых на руку, сотрудников.  
 
 
 
 
 
 
 

 

Объект  и субъект мошенничества.

 

     Под субъектом мошенничества понимают человека или группу людей, сознательно  осуществляющих обман других людей  с целью незаконного получения  ценностей объекта мошенничества. Жертва мошенничества является объектом мошенничества и стороной в результате мошеннического действия.

     Успешным  мошенником, т.е. таким, которого следует опасаться, может быть, человек, имеющий определенный набор интеллектуально-психологических и этических качеств.

       В самой общей форме модель  таких свойств содержит 6 элементов:

  1. Стремление быстро обогатиться
  2. Природой данная привлекательность
  3. Мощный комбинаторный интеллект
  4. Эмпатия, т.е. способность чувствовать
  5. Высокоразвитое чувство превосходства
  6. Установка на нарушение законов

     Объектом  мошенничества в принципе может оказаться любой человек, но наибольшая вероятность у того, кто:

  • Быстро и без лишних усилий обогатиться
  • Предрасположенный к роли жертвы человек
  • Жертва мошенничества - это, как правило, невежественные люди
  • Жертва мошенничества - это человек, в высшей степени наделенный потребностью жить с верой в людей
  • Человек, у которого чрезвычайно выражена зависимость в принятии любых решений от позиций, мнений, точек зрения других людей и внешних обстоятельств.

Виды  мошенничества на предприятии.

 

     Как правило, мошенники действуют по обычным, накатанным, опробованным и  хорошо зарекомендовавшим себя схемам. Меняют алгоритм своих действий весьма редко и только в целях подстроиться к изменениям, происходящим в компании. Внутреннее мошенничество на предприятии  весьма развито. Оно является лакмусовой бумажкой политики предприятия, начиная  от социальных условий, заканчивая внутренним контролем своих сотрудников. Естественно, в компаниях, где внутреннему  контролю уделяется больше внимание, мошенничество остается в зачаточном состоянии. Компания, которая контролирует коммерческую сделку не до момента  выставления счета (проплаты на расчетный счет), а до логического завершения и получения полного отчета – рискует гораздо меньше подвергнуться обману со стороны персонала, чем компания, всецело доверяющая менеджеру по продажам.

     Самое обычное, распространенное мошенничество  – работа с «откатами». Сама по себе система откатов является порочной, относящаяся к «недобросовестной конкуренции». Даже из обычного «отката» менеджер может получить выгоду. Изначально, при обсуждении с контрагентом стоимости продукции (услуг), менеджер искусственно завышает стоимость чуть выше прайса. Далее, при передаче «отката», менеджер отчленяет свою «маржу» и соответственно получает незапланированный доход. Свои действия менеджер рассматривает следующим образом: запланированный доход компания получила, контрагент получил «свой откат», сделка завершена. Естественно, что тот процент, который менеджер забрал себе – фактически является сворованным у компании. Сложность уличения менеджера в мошенничестве заключается в том, что менеджер лично участвует в связке с контрагентом в обсуждении и передаче «отката», поэтому любые вопросы посторонних лиц контрагенту в отношении полученного «отката» будут гневно отвергаться последним.

     Следующий вариант – использование «серых схем» или «фирму-прокладку» при оплате за товар (услуги). Менеджер, представляющий компанию «А», имеет возможность пользоваться счетами другой фирмы (принадлежащая ему, знакомым родственникам и т.д.) Назовем эту фирму «В». Так же имеется фирма «С» (добросовестный покупатель или продавец). Менеджер фирмы «А» заключает договор (контракт) с «фирмой-прокладкой» «В» на заведомо не очень выгодных условиях для компании «А» (цены ниже прайса, увеличенная отсрочка платежа, товар на реализацию и т.д.). Соответственно, со своей стороны он всячески лоббирует эту сделку. После подписания такого договора, менеджер компании «А», от имени компании «В», заключает «правильный» договор с компанией «С». Соответственно, компания «С» производит платежи в отношении компании «В», компания «В» получив свою «маржу», оплачивает счета компании «А». Таким образом, часть прибыли компании «А», практически легальным путем уводится в пользу компании «В».     

 Статистические  данные указывают, что приблизительно 58% известных случаев мошенничества  и злоупотреблений совершаются  служащими, 30% - менеджерами и 12% - топ-менеджерами и собственниками.

       По данным специальных исследований, проведенных в 2005 году, семейные  служащие совершают самое большое  количество мошенничеств и злоупотреблений  и наносят самый высокий ущерб  - в 72% случаев. А потери, вызываемые  мужчинами, в 4 раза больше потерь, вызываемых женщинами. Средние потери, вызванные сотрудниками с высшим образованием, более чем в пять раз превышают потери, вызванные выпускниками средней школ.

       Доля мошенничества с материальными  ценностями непременно увеличивается  в процессе роста организации,  так как небольшие организации  более оперативны при выявлении  фактов мошенничества.

       Менеджеры среднего звена образуют  наиболее многочисленную группу  лиц, совершающих мошенничество,  хотя, в свою очередь, мошенничества,  совершенные топ-менеджерами, имеют более высокую цену потерь.  

       Если говорить о предварительном  сговоре, то он встречается  более чем в 50% случаев от  всех совершаемых мошенничеств, которые для предприятия-жертвы  обходятся всегда намного дороже, чем другие его виды. Наиболее  же чреваты последствия для  предприятия, если оно оказалось  жертвой сговора внутренних и  внешних преступников.

       Существует масса способов получения  незаконного дохода (путем мошенничества)  сотрудниками предприятия, используя  слабость или отсутствие контроля  со стороны служб безопасности, возможности бесконтрольного (безотчетного) владения деньгами компании, зная  все слабые стороны в организации  продаж, подписании договоров и  т.д. Бороться с мошенниками,  это сродни борьбе Дон Кихота  с ветряными мельницами. Можно пойти по другому пути, а именно: создать условия, которые затрудняли бы и, сводили на нет, все попытки мошенников обогащения за счет компании. Необходимо введение системы внутреннего и внешнего контроля сделки, как основополагающей операции приносящей доход компании.  

     Специалистами информационно-аналитического агентства «Разведка в сфере бизнеса» было проведено комплексное изучение проблемы мошенничества в одной из частных небольших нефтяных компанийИсследования проводились по трем направлениям:

  1. Работа склада. Анализ работы склада показал, что наиболее частыми видами мошенничества на нефтебазе является:
    • Недолив в тару (бочки, бензовозы) нефтепродуктов с последующим переводом их в статью «экономия» и в результате получение премии за экономию.
    • Списание завышенного количества нефтепродуктов, с последующей реализацией по своим каналам (проще сказать хищение и реализация).
    • При приеме и оприходовании нефтепродуктов, занижают плотность нефтепродуктов, в результате так же появляются неоприходованные излишки.
 

     Данные факты  стали возможны из-за слабого  контроля со стороны руководителей  компании деятельности нефтебазы,  отсутствия регламентирующих документов определяющих порядок приема (слива-налива) нефтепродуктов, отсутствия договоров о материальной ответственности, использование «дешевой» рабочей силы гастарбайтеров. Наличие сговора сотрудников нефтебазы с охраной нефтебазы и контактов с недобросовестными покупателями.      

  1. Работа менеджера по продажам. При проведении комплексного изучения проблемы мошенничества менеджеров по продажам в одной из частных небольших нефтяных компаний, специалистами информационно-аналитического агентства «Разведка в сфере бизнеса» были выявлены и обозначены основные условия, способствующие практике «гарантированного изъятия денег из активов компании».
  2. Работа отдела закупок. Все старо как мир. На лицо классическая «откатная» схема. Специалист отдела закупок заранее обговаривает с продавцом стоимость той или иной позиции (товара), с учетом «отката» специалисту отдела закупок. После этого, в закупающую компанию поступает официальное предложение от компании-продавца с декларацией заранее оговоренной стоимости товара. С подачи «заинтересованного» специалиста отдела закупок, эта цена утверждается. Подписывается договор, «откаты» потекли в карман.

      
     Наиболее слабое звено в  алгоритме реализации продукции,  это отдел закупок и отдел  продаж, - утверждает специалист  внутреннего контроля Информационно-аналитического  агентства «Разведка в сфере  бизнеса» Елисеева Александра. - Если в компании не отработана программа мониторинга рынка, если процесс закупок отдан полностью в одни руки, а принятие решения о закупке (оплате) товара, подписании договоров и т.д. принимает один человек, которого никто практически не контролирует (дублирует), то без сомнения, все это является предпосылками к мошенничеству.

     Аудит системы внутреннего контроля, проведенного Информационно-аналитическим агентством «Разведка в сфере бизнеса» в  отдельно взятой компании среднего бизнеса  выявил несостоятельность, неготовность, а возможно и неумение организовать собственную систему корпоративной  защиты, направленную на искоренение  фактов нечестного отношения к компании со стороны сотрудников.

     Вышеперечисленные ошибки характерны не только исследуемой  компании. Существует причина и следственная связь. И если не разбираться в  причинной и следственной связи, то довольно высока вероятность повтора  нелояльности к своей компании.

Большинство компаний не анализирует свой опыт, связанный с мошенничествами, рискуя стать обманутыми снова. «В истории  нашей компании было несколько уголовных  дел, возбужденных по факту мошенничества, – рассказывает директор департамента юридического и правового обеспечения  корпорации «МИАН» Петр Побрызгаев. – Для того чтобы в будущем избежать подобных ситуаций, в компании был создан и активно работает департамент юридического и правового обеспечения». Его функции – профилактика, отслеживание и пресечение всех видов мошенничества и нарушения прав интеллектуальной собственности. В компании ввели официальный документооборот и сделали более понятной систему распределения финансовых потоков.

     Сотрудник-мошенник, обычно думает о себе как о честном  человеке. И это важно для него, поддерживать такое мнение в своем  сознании и сознании окружающих. По этой причине он совершенствует механизм оправдания своих преступных действий, используя аргументы, типа:

  • "Каждый так поступает или поступил бы на моём месте".
  • "Я заслуживаю этого, мой вклад в организацию больше того, что я получаю".
  • "Я никому не нанес вреда".
  • "Мой поступок это акт исправления большей несправедливости, совершаемой по отношению ко мне и мне подобным".
  • "Это не преступление, потому что инструкции и законы не справедливы".
  • "Организация сама виновата в том, что не заботится о своей собственности".
  • "Я - честный человек, если бы я не был настолько честен, то я мог бы взять намного больше".
  • "Кто - то на моем месте взял бы намного больше".

Информация о работе Мошенничество на предприятии