Молодежь и современная армия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:47, реферат

Описание работы

Проблемы, связанные с имиджем различных социальных институтов и государственных организаций России, в последнее время обсуждаются активно. Не остается без внимания и образ современной российской армии.
Армия, со времен образования первых государств, является неотъемлемым атрибутом каждого государства, его опорой и одним из главных факторов, как во внутренней, так и во внешней политике. Не случайно общепринятым является представление о том, что на чьей стороне находиться армия, за тем - реальная власть. Армия - это социальный институт, который столетиями выполняет свои функции в государстве и теснейшим образом связан с государством. Поэтому отношение к армии является неотъемлемой частью престижа государства.

Содержание

Введение
Глава I. Имидж армии в современном обществе
Глава II. Отношение молодежи к современной армии
Заключение
Список источников и использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Молодежь и современная армия.docx

— 39.34 Кб (Скачать)

Положительное мнение об армии в среде призывников  складывается и поддерживается благодаря  их убеждениям в том, что она приучает к ответственности и дисциплине (24,1% опрошенных), развивает физическую силу, меткий глаз и крепкую руку (22,3%), тяготы военной службы дают шанс лучше понять самого себя (16,5%), в  армии начинаешь ценить чувство  взаимной поддержки, дух коллектива (15,5%). Меньше участвует в формировании положительного мнения об армии представление о том, что «в армии получаешь навыки выдержки, решительности, быстроты действия» (13,4% опрошенных).

Отрицательные мнения выражены в среде призывников  менее ровно: «в армии осталось мало хороших командиров, снизились дисциплина и порядок» (27,8% опрошенных), «прохождение военной службы опасно для жизни  и здоровья» (14,3%). Не меньшее воздействие  на формирование отрицательного мнения о военной службе оказывает также  и отсутствие в обществе социальных и культурных критериев престижности военной службы. Так, представления  о том, что «военная служба - зря  потраченное на муштру время», свойственны 11,7% опрошенных. С такой же долей в 11,7% формирует умонастроение призывников и убеждение в том, что сейчас «профессиональная подготовка в армии низкая, выучка плохая».

Сравнение положительных  и отрицательных мнений о военной  службе, распространенных в среде  призывников, позволяет говорить, что  в их глазах военная служба не утратила своей ценности. Вместе с тем в  их умонастроении проявляется неуверенность  в реальных перспективах военной  службы. Кроме того, призывники склонны  разделять мнение о низком уровне профессиональной подготовки и выучки в армии.

В формировании отношения  к военной службе значима допризывная  подготовка. По данным, 42% опрошенных призывников  пытались готовиться к военной службе. Обратим внимание на то, что высокое  значение получила потребность призывников  еще до начала военной службы познакомиться  с теми, с кем придется служить.

Серьезного внимания заслуживает и то, что умонастроение  сегодняшних призывников отражает и их потребность в знакомстве с положениями Устава воинской службы, а также в знании основных прав и обязанностей военнослужащего.

В среде призывников  постепенно меняются представления  о характере и стиле допризывной  подготовки. Сами призывники высказываются  за разнообразие форм допризывной подготовки к военной службе. По их мнению, это  могут быть и курсы военной  подготовки при школах или колледжах (37,4%), и специальные клубы по интересам, - такие как военно-спортивный или  военно-исторический клуб (28,9%), и курсы, организованные по месту жительства или при военкоматах (14,4%). Приоритет, как видим, отдается традиционной форме  военной подготовки в школах и  колледжах, а также организации  молодежных клубов с ориентацией  на подготовку к военной службе.

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют  говорить о весьма противоречивых представлениях призывников в части освоения социально-профессиональных возможностей, предоставляемых им во время прохождения  военной службы. Их установки не столько ограниченны, сколько развиты  в сторону намерений использовать время военной службы для развития человеческого и личностного  опыта и роста психофизических  возможностей организма. В глазах сегодняшних  призывников социальный диапазон военной  службы остается довольно узким и  не отличается высокими значениями.

  

Заключение

 

Изучение готовности российской молодежи к военной службе показывает наличие тревожных социальных тенденций, затрагивающих устойчивость оборонного сознания молодого поколения. Эти изменения, с одной стороны, являются следствием кризисного развития российского общества, с другой, - недостаточного внимания государства  к проблемам Вооруженных Сил  и, в целом, обороноспособности страны.

Готовность молодого пополнения к военной службе имеет  важное значение для последующей работы командования соединений, частей армии и флота по формированию у военнослужащих по призыву качеств воина-гражданина, корпоративного духа в воинских коллективах. Между тем в организации воспитательной работы с армейской молодежью слабо учитывается негативная тенденция, связанная с ухудшением качества призывного контингента.

В настоящее время  существует тенденция к уклонению  от воинской службы. Это связано  с рядом причин, среди которых  страх ухудшения здоровья, вызванного службой, желание использовать время, необходимое для службы, на учебу, мнение о бесполезности военной  службы вообще и другие. Особенно высоко желание уклонится от армии или  получить отсрочку у лиц, состоящих  в браке. Также это желание более высоко у студенческой молодежи. Среди причин положительного отношения к службе в армии – возможность испытать свои силы, стать самостоятельным, независимым от родителей. При этом желание служить в армии выражают не только юноши, но и девушки.

Престиж военной  службы падает не только в глазах населения  страны, но и в среде военнослужащих. В формировании военно-патриотической мотивации у призывников и  военнослужащих по призыву офицеры  сталкиваются с противоречивыми  процессами, имеющими в своей основе не только объективные причины. С  одной стороны, под воздействием воспитательной работы, всего уклада воинской жизни, за время службы в  целом растет понимание необходимости  защиты Отечества. Если на момент призыва  лишь около 10% считают воинскую службу своим патриотическим долгом, то в  конце службы подобной точки зрения придерживается почти каждый пятый  опрошенный.

Но с другой стороны, более половины призываемых из сельской местности и малых городов  во время службы и особенно к ее завершению перестают рассматривать военную службу как свой долг перед Родиной и почетную обязанность. Это вызвано тем, что большинство из них со временем, понимают, что многие их одногодки сумели уклониться от военной службы и переложить ее обязанности на других. Ко всему прочему, военнослужащие видят, что уклоняющиеся от военной службы, самовольно оставившие часть зачастую получают общественную поддержку и оправдание своих действий.

Снижение престижа военной службы в обществе, рост неудовлетворенности ею среди всех категорий военнослужащих, бедственное  материальное положение армии, принижение значимости патриотических, нравственных и коллективистских стимулов служения Отечеству создают реальную угрозу для планов военного строительства, касающихся привлечения людских  и моральных ресурсов общества, реформирования Вооруженных сил России и перевода их на профессиональную основу.

Одним из свидетельств размывания патриотических и духовных ценностей, идеалов и ориентиров у молодежи является скептическое и  порой циничное отношение к героическим  поступкам, слабое знание военнослужащими  отечественной истории, литературы, отсутствие интереса к военной тематике. В библиотеках книги на эту  тему практически не пользуются популярностью. Причины подобного отношения  кроются в слабом военно-патриотическом воспитании допризывной и призывной  молодежи, которое стало следствием несовершенства школьных программ, утраты интереса к патриотической и шефской  работе большинства общественных организаций  и предприятий, местных администраций, деструктивной позиции по отношению  к Вооруженным силам со стороны  некоторых средств массовой информации. Все это настраивает общество на безразличное, а порой негативное отношение к армии и военной  истории России.

Обращает на себя внимание тот факт, что каждый четвертый  опрошенный военнослужащий хотел бы быть похожим на воинов-афганцев. Этот аспект имеет значение в контексте  перспектив воспитательной работы по популяризации героических подвигов российских воинов, совершенных в  Чечне, защите интересов России в  других «горячих точках». В этом же контексте, в целом, не забывая о  подвигах дедов и прадедов, должны формироваться представления о  том, каким должен быть настоящий  российский солдат.

В настоящее время  необходимо выходить на решение этих задач в общенациональном масштабе, привлекая государственные институты, ведомства, заинтересованные в этой работе общественные организации и  средства массовой информации.

Например, уже сейчас следует рассматривать в качестве одной из приоритетных проблем национальной безопасности формирование моральной  и психологической готовности молодежи к защите Отечества, привитие качеств гражданина и патриота. Это лишь несколько направлений по которым следовало бы двигаться, чтобы постараться уже в ближайшее время радикально исправить положение дел с отношением молодежи к военной службе. Ведь более большинство военнослужащих в Вооруженных силах - молодые люди в возрасте до 30-ти лет и общество должно сделать все, чтобы оружие находилось в руках у воина-патриота, воина-гражданина. Для повышение престижа армии в современном обществе необходимо объединение усилий органов государственного управления и общественных институтов. 

Список источников и использованной литературы

 

1.  Федеральный  закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ  «О воинской обязанности и  военной службе» (в ред. от 4 мая 2006 г.).

2.  Указ Президента  РФ от 31 декабря 2005 г. « 1573 «О  призыве офицеров запаса на  военную службу в 2006 - 2010 годах».

3.  Проект федерального  закона № 285634-4 «О внесении  изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации в  связи с сокращением срока  военной службы по призыву».

4.  Государственная  программа "Патриотическое воспитание  граждан Российской федерации  на 2006-2010 годы", постановление Правительства  Российской федерации от 11 июля 2005 г. № 422. Москва

5.  Воробьев Э.  Военная реформа: Отсрочка защиты  отечества. // http://wwwiet.iet.ru/publication.php?folderid=44&categoryid=121&publicationid=6746&PHPSESSID=fa1b30e0a0de32a7b845df00fcf1e49

6.  Зацепин В., Сигуткин А. «Время Гостей». Военная реформа. // http://wwwiet.iet.ru/publication.php?folderid=44&categoryid=121&publication-id=6307&PHPSESSID=fa1b30e0a0de32a7b845df00fcf1e649

7.  Кабанов Д.И., Симон М.Е. Молодежь как носитель  социальной проблемы - отношение  к армии// Сборник МГУ, 2008 5.

8.  Клементьева Р.П., Николаева В.А. Призыв на военную службу// Социол. исслед. 2007. №

9.  Новик В.К., Передняя  Д.Г. Имидж современной российской  армии глазами молодежи// Социол. исслед. 2006. № 2.

10.  Шевцов В.В.  Отношение школьников и студентов  к военной службе// Социол. исслед. 2006. № 6.

Информация о работе Молодежь и современная армия