Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:47, реферат
Проблемы, связанные с имиджем различных социальных институтов и государственных организаций России, в последнее время обсуждаются активно. Не остается без внимания и образ современной российской армии.
Армия, со времен образования первых государств, является неотъемлемым атрибутом каждого государства, его опорой и одним из главных факторов, как во внутренней, так и во внешней политике. Не случайно общепринятым является представление о том, что на чьей стороне находиться армия, за тем - реальная власть. Армия - это социальный институт, который столетиями выполняет свои функции в государстве и теснейшим образом связан с государством. Поэтому отношение к армии является неотъемлемой частью престижа государства.
Введение
Глава I. Имидж армии в современном обществе
Глава II. Отношение молодежи к современной армии
Заключение
Список источников и использованной литературы
Положительное мнение об армии в среде призывников складывается и поддерживается благодаря их убеждениям в том, что она приучает к ответственности и дисциплине (24,1% опрошенных), развивает физическую силу, меткий глаз и крепкую руку (22,3%), тяготы военной службы дают шанс лучше понять самого себя (16,5%), в армии начинаешь ценить чувство взаимной поддержки, дух коллектива (15,5%). Меньше участвует в формировании положительного мнения об армии представление о том, что «в армии получаешь навыки выдержки, решительности, быстроты действия» (13,4% опрошенных).
Отрицательные мнения выражены в среде призывников менее ровно: «в армии осталось мало хороших командиров, снизились дисциплина и порядок» (27,8% опрошенных), «прохождение военной службы опасно для жизни и здоровья» (14,3%). Не меньшее воздействие на формирование отрицательного мнения о военной службе оказывает также и отсутствие в обществе социальных и культурных критериев престижности военной службы. Так, представления о том, что «военная служба - зря потраченное на муштру время», свойственны 11,7% опрошенных. С такой же долей в 11,7% формирует умонастроение призывников и убеждение в том, что сейчас «профессиональная подготовка в армии низкая, выучка плохая».
Сравнение положительных
и отрицательных мнений о военной
службе, распространенных в среде
призывников, позволяет говорить, что
в их глазах военная служба не утратила
своей ценности. Вместе с тем в
их умонастроении проявляется
В формировании отношения к военной службе значима допризывная подготовка. По данным, 42% опрошенных призывников пытались готовиться к военной службе. Обратим внимание на то, что высокое значение получила потребность призывников еще до начала военной службы познакомиться с теми, с кем придется служить.
Серьезного внимания
заслуживает и то, что умонастроение
сегодняшних призывников
В среде призывников
постепенно меняются представления
о характере и стиле
Таким образом, полученные
результаты исследования позволяют
говорить о весьма противоречивых представлениях
призывников в части освоения
социально-профессиональных возможностей,
предоставляемых им во время прохождения
военной службы. Их установки не
столько ограниченны, сколько развиты
в сторону намерений
Заключение
Изучение готовности российской молодежи к военной службе показывает наличие тревожных социальных тенденций, затрагивающих устойчивость оборонного сознания молодого поколения. Эти изменения, с одной стороны, являются следствием кризисного развития российского общества, с другой, - недостаточного внимания государства к проблемам Вооруженных Сил и, в целом, обороноспособности страны.
Готовность молодого пополнения к военной службе имеет важное значение для последующей работы командования соединений, частей армии и флота по формированию у военнослужащих по призыву качеств воина-гражданина, корпоративного духа в воинских коллективах. Между тем в организации воспитательной работы с армейской молодежью слабо учитывается негативная тенденция, связанная с ухудшением качества призывного контингента.
В настоящее время существует тенденция к уклонению от воинской службы. Это связано с рядом причин, среди которых страх ухудшения здоровья, вызванного службой, желание использовать время, необходимое для службы, на учебу, мнение о бесполезности военной службы вообще и другие. Особенно высоко желание уклонится от армии или получить отсрочку у лиц, состоящих в браке. Также это желание более высоко у студенческой молодежи. Среди причин положительного отношения к службе в армии – возможность испытать свои силы, стать самостоятельным, независимым от родителей. При этом желание служить в армии выражают не только юноши, но и девушки.
Престиж военной службы падает не только в глазах населения страны, но и в среде военнослужащих. В формировании военно-патриотической мотивации у призывников и военнослужащих по призыву офицеры сталкиваются с противоречивыми процессами, имеющими в своей основе не только объективные причины. С одной стороны, под воздействием воспитательной работы, всего уклада воинской жизни, за время службы в целом растет понимание необходимости защиты Отечества. Если на момент призыва лишь около 10% считают воинскую службу своим патриотическим долгом, то в конце службы подобной точки зрения придерживается почти каждый пятый опрошенный.
Но с другой стороны, более половины призываемых из сельской местности и малых городов во время службы и особенно к ее завершению перестают рассматривать военную службу как свой долг перед Родиной и почетную обязанность. Это вызвано тем, что большинство из них со временем, понимают, что многие их одногодки сумели уклониться от военной службы и переложить ее обязанности на других. Ко всему прочему, военнослужащие видят, что уклоняющиеся от военной службы, самовольно оставившие часть зачастую получают общественную поддержку и оправдание своих действий.
Снижение престижа военной службы в обществе, рост неудовлетворенности ею среди всех категорий военнослужащих, бедственное материальное положение армии, принижение значимости патриотических, нравственных и коллективистских стимулов служения Отечеству создают реальную угрозу для планов военного строительства, касающихся привлечения людских и моральных ресурсов общества, реформирования Вооруженных сил России и перевода их на профессиональную основу.
Одним из свидетельств размывания патриотических и духовных ценностей, идеалов и ориентиров у молодежи является скептическое и порой циничное отношение к героическим поступкам, слабое знание военнослужащими отечественной истории, литературы, отсутствие интереса к военной тематике. В библиотеках книги на эту тему практически не пользуются популярностью. Причины подобного отношения кроются в слабом военно-патриотическом воспитании допризывной и призывной молодежи, которое стало следствием несовершенства школьных программ, утраты интереса к патриотической и шефской работе большинства общественных организаций и предприятий, местных администраций, деструктивной позиции по отношению к Вооруженным силам со стороны некоторых средств массовой информации. Все это настраивает общество на безразличное, а порой негативное отношение к армии и военной истории России.
Обращает на себя
внимание тот факт, что каждый четвертый
опрошенный военнослужащий хотел бы
быть похожим на воинов-афганцев. Этот
аспект имеет значение в контексте
перспектив воспитательной работы по
популяризации героических
В настоящее время
необходимо выходить на решение этих
задач в общенациональном масштабе,
привлекая государственные
Например, уже сейчас
следует рассматривать в
Список источников и использованной литературы
1. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 мая 2006 г.).
2. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. « 1573 «О призыве офицеров запаса на военную службу в 2006 - 2010 годах».
3. Проект федерального
закона № 285634-4 «О внесении
изменений в некоторые
4. Государственная
программа "Патриотическое
5. Воробьев Э.
Военная реформа: Отсрочка
6. Зацепин В., Сигуткин
А. «Время Гостей». Военная реформа. // http://wwwiet.iet.ru/
7. Кабанов Д.И.,
Симон М.Е. Молодежь как
8. Клементьева Р.П., Николаева В.А. Призыв на военную службу// Социол. исслед. 2007. №
9. Новик В.К., Передняя
Д.Г. Имидж современной
10. Шевцов В.В.
Отношение школьников и