Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:47, реферат
Проблемы, связанные с имиджем различных социальных институтов и государственных организаций России, в последнее время обсуждаются активно. Не остается без внимания и образ современной российской армии.
Армия, со времен образования первых государств, является неотъемлемым атрибутом каждого государства, его опорой и одним из главных факторов, как во внутренней, так и во внешней политике. Не случайно общепринятым является представление о том, что на чьей стороне находиться армия, за тем - реальная власть. Армия - это социальный институт, который столетиями выполняет свои функции в государстве и теснейшим образом связан с государством. Поэтому отношение к армии является неотъемлемой частью престижа государства.
Введение
Глава I. Имидж армии в современном обществе
Глава II. Отношение молодежи к современной армии
Заключение
Список источников и использованной литературы
Например, вопрос о
том, что стране нужна сильная, технически
оснащенная и квалифицированная
армия, не вызывает сомнений. Но пока мы
наблюдаем картину
Что более очевидно — «армия плохая, потому что лучшие не хотят в нее идти»? Или наоборот — «лучшие не хотят идти служить в плохую армию»? Для отстаивания узкокорпоративных интересов определенной социально-профессиональной группы (в частности, представителей Минобороны, части ВПК, армейских чиновников и части генералитета) напрашивается аргумент. Причем он может выдвигаться как решающий, и лишь потому, что комплекс проблем армии отражает общие проблемы страны, поэтому сложен и трудноразрешим, требует конструктивных решений, поиска, интеллектуального труда и пр., а вот принять меры по ужесточению призыва и «отлова» уклоняющейся молодежи можно простым командно-административным способом.
В противоположность военным ведомствам «корпорация» родителей уклоняющихся от военной службы призывников заинтересована в том, чтобы призыв в армию сокращался, чтобы военная служба перестала быть обязательной для всех молодых граждан, и в основном потому, что она опасна для здоровья и жизни их детей.
Для чего нужна армия? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Но на самом деле армия к концу ХХ века сильно изменилась как социальный институт, изменилось отношение к вооруженным силам, их функциям и задачам. Формула «хочешь мира — готовься к войне» уже не является определяющей во внешней политике мировых держав. Вторая мировая война закончилась более полувека назад, но она так много изменила в сознании человечества, что все это время можно считать «послевоенным». Необходимость сохранения мира уже никем не оспаривается (во всяком случае, прямо), другое дело, что в «борьбе за мир» могут быть использованы различные, отнюдь не мирные средства. В чем видит современное поколение молодежи основные задачи российской армии, для чего она, по их мнению, нужна и нужна ли в принципе?
Как относится к предстоящей службе в армии нынешняя молодежь? Данные исследований Федеральной службы государственной статистики показали, что хотят и будут служить в армии чуть более половины опрошенных юношей (52%). Больше всего таковых оказалось среди учащихся профессиональных училищ – 60%, а меньше всего – среди студентов (40%). 90% опрошенных положительно относятся к службе по контракту. 60% уклонились бы от службы в армии, будь у них такая возможность, и потратили бы это время на работу или учёбу.
Юношей, физически
и психологически не готовых к
службе в армии, можно подразделить
на несколько групп. Первая – с
сознанием необходимости «
Вторая группа с установкой любым путем уклониться от призыва, добиваясь отсрочки (14%). «Уклонистов» среди студентов зафиксировано в 1,5 раза больше, чем среди других категорий учащейся молодежи. По 30% респондентов высказали своё мнение, что призывать к службе необходимо с 20 или 25 лет. 20% - считают, что с 18-ти, и ещё 20% затруднились ответить. Однако большинство ответивших (60%) считают наиболее оптимальным срок службы в течение 1 года.
По отношению юношей к предстоящей службе в армии можно выделить еще одну группу (14%). Объединяет этих респондентов убеждение, что состояние собственного здоровья не позволит им пройти службу в вооруженных силах. Показательно, что чаще всего придерживались этого мнения опять же студенты (22% против 12% среди учащихся школ и 10% среди учащихся профессиональных училищ). 50% респондентов, не служивших в армии, мнения, что на службе ухудшается психическое и физическое здоровье человека, но 40% так не думает. Таким образом, наша гипотеза о том, что большинство не призывавшихся отвечающих людей считают, что в армии подрывается психическое и физическое здоровье человека, подтвердилась.
Опрошенные юноши мотивировали свое негативное отношение к службе в армии падением престижа военной службы, неуставными отношениями, бессмысленной потерей времени. Приведем лишь несколько таких высказываний: «хотел бы служить, если бы был порядок», «я бы пошел, если бы платили заработную плату, хорошо кормили и не было неуставных отношений», «не хочу идти в армию из-за дедовщины», «пока в армии не наведут порядок, не будет никакого желания служить в армии», «не хочу вернуться калекой», «старики говорят, что раньше в армии делали мужиками, а теперь калеками», «хочу, но жалко терять время», «армия – это потеря года жизни».
Результаты опроса показали, что для большей части респондентов «патриотизм» - это значит «любить свою Родину». Но только 44% юношей помимо любви к Родине в это понятие вкладывают «стремление защищать интересы Родины».
Могут назвать себя
патриотами России всего 51% опрошенных
респондентов. А каждый седьмой опрошенный
юноша не считает себя патриотом
России. Никто из ответивших не дал
оценку «отлично» современной
Налицо кризис патриотических чувств, сознания и поведения молодежи. Будет ли служба в армии почетной обязанностью гражданина России? Конечно, это во многом зависит от реформирования армии. Но и патриотическому воспитанию молодого поколения, судя по данным опроса, уделяется пока недостаточно внимания.
Обществу далеко не безразлична нравственная позиция людей, которым оно доверяет защиту Отечества. Приобретение военной профессии, в отличие от гражданской, как правило, сопряжено с коренным изменением жизненного стиля, привычней среды общения. Современная технически оснащенная армия нуждается в специалистах высокого класса, здесь знак качества порой измеряется жизнью: своей или чужой. Специфические, нередко экстремальные обстоятельства армейских будней предъявляют жесткие требования к личностным свойствам воинов.
В отличие от службы по призыву, с ее предопределенностью и заданностью, контрактная система значительно расширяет для человека возможности выбора, повышая и собственную ответственность за его последствия. А к этому очень многие оказались не готовы. К тому же переход на контракт осуществляется не в лучшие для армии времена. Дискредитация ее в общественном мнении, дополняемая глубоким внутренним кризисом, не могла не отразиться на престиже военных профессий. По своей миссии защитница, она стала нуждаться в защите. Принятие новой оборонной доктрины, изменившей существовавшие представления о роли, которую играет армия в обществе, не сопровождалось введением механизмов, обеспечивающих полноценный социальный статус военнослужащих. Лишение большой части кадров надежных смыслообразующих ориентиров усилило социальную напряженность, что крайне негативно сказывается на молодом пополнении. Нельзя не учитывать и серьезных перемен в сознании молодежи: инструментализацию поведенческих мотивов, негативное восприятие властных структур, стремление к личной независимости.
Все это вызывает
необходимость углубленного изучения
социального аспекта военной
профориентации. Опираясь на результаты
сравнительных исследований, рассмотрим
в этом контексте отношение
Анализ социального
состава призывных ресурсов позволяет
сделать вывод, что воспроизводство
армейских рядов происходит преимущественно
за счет выходцев из рабочего пласта. Причем
социальное происхождение является
по существу нейтральным фактором для
службы по контракту или по призыву.
На 3/4 это дети рабочих, 12% — интеллигенции
и 10% — сельскохозяйственных работников.
Такой социальный состав вряд ли назовешь
оптимальным. Призывникам присущ довольно
высокий образовательный
Материалы исследований фиксируют невысокий авторитет армии в глазах молодежи. Лишь 20% респондентов отмечают, что военная профессия их интересовала еще до призыва. Современные дети почти не играют «в войну», а стройный, подтянутый офицер не соответствует имиджу нынешних молодых людей. Привлекает армейская служба менее 1/3 призывников; 46% вообще не хотели бы соединять свою судьбу с армией; 12% предпочитают альтернативную службу.
Интерес к армии возникает значительно раньше включения молодого человека в призывную кампанию, проявляясь в детских играх, в увлечении соответствующими книгами, кинофильмами. И далее прочно складывается прежде всего под впечатлением рассказов друзей, знакомых, которые отслужили, а они есть практически у всех. Особо выделяется тема неуставных отношений. Любопытно заметить, что думающие заключить контракт наслышаны о них больше, но беспокойства выражают меньше, тогда как остальные в «дедовщине» усматривают существенный негативный момент, отвращающий от армейской жизни.
Важный фактор, разумеется, образуют родители и родственники призывников, хотя их влияние несравненно слабее, чем со стороны группы сверстников. Например, 1/4 решивших заключить контракт и каждого второго, собирающегося это сделать, в семье отговаривают, и все-таки призывники своего мнения не меняют. 52% родителей относятся к будущей службе своих детей с изрядным беспокойством и 36% — спокойно, как к непреложному гражданскому долгу.
Молодежь пассивно
и равнодушно воспринимает предлагаемые
ей варианты несения службы. Почти
половина (42%) выбрала ответы: «Мне все
равно, как служить», «Пока не знаю,
не решил». Словом, имеющийся незначительный
резерв возможных сторонников
Вместе с тем
лица, определившиеся в своем решении
подписать контракт, поступили вполне
осознанно и достаточно твердо. Те,
для кого контрактная система
привлекательна, по преимуществу готовы
рекомендовать ее и своим друзьям
— очевидное свидетельство
Среди тех, кто намерен служить по контракту, наиболее популярны воздушно-десантные войска (42, 1%), затем — морской флот (19,3%), сухопутные войска (11,4%), военно-воздушные силы (6,1%), ракетные войска (4,4%). Наименее — войска ПВО (2,6%) и строительные (1,8%). Они весьма определенно нацелены на тот или иной род войск — только 12,3% не выразили своей склонности, в то время, как из отвергающих контракт — 42%. Отношение к военным специальностям также существенно дифференцируется. Самыми престижными по обеим категориям респондентов оказались специальности водителей, а непрестижными — специальности связистов и низшего звена личного состава. Этот рейтинг, однако, вряд ли отражает профориентацию. Призывники слабо информированы о военных профессиях, что подтверждается высоким процентом затруднившихся ответить на поставленный вопрос.
Серьезным фактором, определяющим, сколь престижна армия, является семейное положение потенциальных военнослужащих. Не хотят связывать себя с армией ни при каких условиях 65,5% состоящих в браке и около 40% холостяков. Но при неотвратимости выбора 27,8% семейных отдадут предпочтение контрактной службе и 20,8% — обычной. В холостяцкой группе это соотношение составляет соответственно 37,4% и 11%. То есть холостяки охотнее жалуют контракт, чем обремененные семьей.
Влияет на престиж армии и региональный фактор. Самый низкий показатель приверженцев контрактной системы среди москвичей и петербуржцев — 30,1% (в 1,5 раза ниже, чем в других регионах). В сельской местности также мало молодежи, стремящейся служить по контракту, она предпочитает в случае необходимости службу по контракту.
Значит, распространение информации о контрактной службе в армии на селе следует активизировать. Причем методы военной профориентации, система стимулирования не должны быть одинаковыми, нужно учитывать специфику городского образа жизни, особенности профессиональной квалификации.
Таким образом, характер
отношения призывников к
Для умонастроения
сегодняшних призывников