Методока анализа и оценки риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:04, реферат

Описание работы

В широком смысле слова риск выражает возможную опасность, вероятность нежелательного события. Применительно к проблеме безопасности жизнедеятельности таким событием может быть ухудшение здоровья или смерть человека, авария или катастрофа технической системы или устройства, загрязнение или разрушение экологической системы, гибель группы людей или возрастание смертности населения, материальных ущерб от реализовавшихся опасностей или увеличения затрат на безопасность.

Содержание

1.Введение.

2.Методология анализа и оценки риска.

3. Анализ риска.

4.Качественные методы анализа риска.

5. Количественная оценка риска.

6. Определение приемлемого риска.

7. Управление риском.

8. Список используемых источников.

Работа содержит 1 файл

Содержани1а.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

      Методы количественного анализа риска, как правило, характеризуются расчетом нескольких показателей риска и могут включать один или несколько вышеупомянутых методов (или использовать их результаты). Проведение количественного анализа требует высокой квалификации исполнителей, большого объема информации по аварийности, надежности оборудования, выполнения экспертных работ, учета особенностей окружающей местности, метеоусловий, времени пребывания людей в опасных зонах и других факторов.

      Количественный анализ риска  позволяет оценивать и сравнивать различные опасности

по единым показателям, он наиболее эффективен:

      - на стадии проектирования и  размещения опасного производственного  объекта;

      - при обосновании и оптимизации  мер безопасности;

     - при оценке опасности крупных аварий на опасных производственных объектах, имеющих однотипные технические устройства (например, магистральные трубопроводы);

      - при комплексной оценке опасностей  аварий для людей, имущества  и окружающей природной среды.

      При анализе опасностей сложные системы разбивают на подсистемы. Подсистемой называют часть системы, которую выделяют по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам функционирования системы. Подсистема может рассматриваться как самостоятельная система, состоящая из других подсистем, т.е. иерархическая структура

сложной системы  может состоять из подсистем различных  уровней, где подсистемы низших уровней входят составными частями в подсистемы высших уровней. В свою очередь, подсистемы состоят из компонентов – частей системы, которые рассматриваются без дальнейшего деления как единое целое.

      Логический анализ внутренней  структуры системы и определение вероятности нежелательных событий E как функции отдельных событий Ei являются одной из задач анализа

опасностей. 
 

Общепринятой  “шкалой” для количественного измерения опасностей является “шкала”, в которой в качестве измерения используются единицы риска. При этом под термином “риск” понимают векторную, т.е. многокомпонентную величину, которая характеризуется

ущербом от воздействия  того или иного опасного фактора, вероятностью возникновения рассматриваемого фактора и неопределённостью в величинах как ущерба, так и вероятности.

Векторы, как  правило, неравномерно распределены в  пространстве и времени.

      Под термином “ущерб” понимаются фактические и возможные экономические потери и (или) ухудшение природной среды вследствие изменений в окружающей человека среде.

      Вероятность возникновения опасности  – величина, существенно меньшая  единицы.

Кроме того, точки реализации опасности распределены в пространстве и времени. Это значит, что, например, вероятность взрыва одной АЭС в стране гораздо выше, чем вероятность одновременного взрыва всех электростанций страны за одного и то же время. Или вероятность пяти подряд неурожайных лет гораздо ниже одного неурожайного года. Становится

ясным: чем больший  отрезок времени и количество рискующих субъектов мы возьмем, тем определённее станет величина ущерба, который субъекты получат в совокупности за этот отрезок времени.

      В терминах риска принято описывать  и опасности от достоверных событий, происходящих с вероятностью, равной единице. Таким примером в нашей проблеме является загрязнение окружающей среды отходами конкретным предприятием. В этом случае “риск” эквивалентен ущербу и, соответственно, величина риска равна величине ущерба.

Итак, количественная оценка риска представляет собой процесс оценки численных значений вероятности и последствий нежелательных процессов, явлений, событий, а, стало быть, к достоверности получаемых оценок надо подходить осторожно.

     Для  численной оценки риска используют  различные математические формулировки.

     Обычно  при оценке риска его характеризуют  двумя величинами – вероятностью события P и последствиями X, которые в выражении математического ожидания выступают как

сомножители:

                 R =P.X.   

               6. Определение приемлемого риска. 

     При  определении социально приемлемого  риска обычно используют данные о естественной смертности людей.

     В  качестве реперного значения абсолютного риска принимают величину летальных

исходов (ЛИ):

               RА = 10-4 ЛИ/(чел.год).                                      (10.37)

     В  качестве реперного значения  допустимого (приемлемого) риска  при наличии отдель-

но взятого источника опасности принимают:

               RД = 10-5 ЛИ/(чел.год);                                      (10.38)

                          -4    -3        .

                  RД = 10 …10 НС/(чел год),                             (10.39)

где НС – случаи нетрудоспособности.

     Для  населения величина дополнительного  риска, вызванного техногенными

причинами, не должна превышать реперное значение абсолютного  риска:

               R ≤ RА.                                                      (10.40)

     Для отдельно взятого источника опасности, учитывая, что индивидуальный риск зави-

сит от расстояния R = R(r), условие безопасности можно  записать в виде:

               R(r) ≤ RД.                                                   (10.41)

     В  настоящее время по международной договоренности принято считать, что действие

техногенных опасностей (технический риск) должно находится  в пределах от 10-7…10-6

(смертельных  случаев чел-1год-1), а величина 10-6 является максимально приемлемым уров-

нем индивидуального  риска. В национальных правилах эта величина используется для оцен-

ки пожарной безопасности и радиационной безопасности.

     Приемлемый  риск сочетает в себе технические,  экологические, социальные аспекты  и

представляет  некоторый компромисс между приемлемым уровнем безопасности и экономи-

ческими возможностями  его достижения, т.е. можно говорить о снижении индивидуального,

технического  или экологического риска, но нельзя забывать о том, сколько за это  придется

заплатить и  каким в результате окажется социальный риск.

     В  связи со сложностью расчетов  показателей риска, недостатком  исходных данных

(особенно по  надежности оборудования, человеческим  ошибкам) на практике часто используются методы анализа и критерии приемлемого риска, основанные на результатах экспертных оценок специалистов. В этом случае рассматриваемый объект обычно ранжируется по степени риска на четыре (или больше) группы с высоким, промежуточным, низким или незначительным уровнем риска. При таком подходе высокий уровень риска считается, как правило, неприемлемым, промежуточный требует выполнения программы работ по уменьшению уровня риска, низкий считается приемлемым, а незначительный вообще не рассматривается, как не заслуживающий внимания.

      Есть все основания считать,  что из всех возможных подходов к объективному определению приемлемого риска техногенных воздействий на человеческое общество в целом или на население какого-либо региона следует выбирать экологический подход, который в качестве объекта опасности рассматривает не только человека, а весь комплекс окружающей его среды. Остальные подходы, особенно социальный, экономический, технический не лишены известного произвола, связанного с внеэкологическими потребностями и интересами общества. Они в той или иной степени компромиссны.

      Таким образом, основным требованием к выбору критерия приемлемого риска при проведении анализа риска является не его строгость, а обоснованность и определенность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Управление риском.

    В соответствии с концепцией безопасности населения и окружающей среды практическая деятельность в области управления риском должна быть построена так, чтобы общество

в целом получало наибольшую доступную сумму природных  благ.

      Управление риском – это анализ  рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения, нередко в форме правового акта, направленного на минимизацию риска.

      В принципах управления риском  заложены стратегические и тактические цели. В стратегических целях выражено стремление к достижению максимально возможного уровня благосостояния общества в целом, а в тактических – стремление к увеличению безопасности населения, продолжительности жизни. В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности в защите от чрезмерного риска.

      Важнейшим принципом является положение о том, что в управление риском должен быть включен весь совокупный спектр существующих в обществе опасностей, и общий риск

от них для  любого человека и для общества в  целом не может превышать “приемлемый” для

него уровень.

      И, наконец, политика в области управления риском должна строиться в рамках строгих

ограничений на воздействие на технические системы  и природные экосистемы, состоящих  из

требований о  не превышении величин воздействий  предельно допустимых уровней, пре-

дельно допустимых концентраций и предельно допустимых экологических нагрузок на экосистемы.

            Для проведения анализа риска,  установления его допустимых пределов в связи с требованиями безопасности и принятия управляющих решений необходимы:

      - наличие информационной системы, позволяющей оперативно контролировать существующие источники опасности и состояние объектов возможного поражения;

      - сведения о предполагаемых направлениях  хозяйственной деятельности, проектах  и технических решениях, которые могут влиять на уровень техногенной и экологической безопасности, а также программы для вероятностной оценки связанного с ними риска;

      - экспертиза безопасности и сопоставление  альтернативных проектов и технологий, являющихся источниками риска;

     - разработка технико-экономической стратегии увеличения безопасности и определение оптимальной структуры затрат для управления величиной риска и ее снижения до приемлемого уровня с экономической и экологической точек зрения;

     - составление рискологических прогнозов и аналитическое определение уровня риска,

при котором  прекращается рост числа техногенных  и экологических поражений;

     - формирование организационных структур, экспертных систем и нормативных документов, предназначенных для выполнения указанных функций и процедуры принятия решений;

     - воздействие на общественное  мнение и пропаганда научных данных об уровнях техногенного и экологического рисков с целью ориентации на объективные оценки риска.

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемых источников:

     1.Федеральный  закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

     2. РД 03-418-01.

     3. Портнов В.А., Махутов Н.А., Зеленов  И.Б. «Количественная и качественная  оценка риска в управлении промышленной безопасностью» Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций, вып. 6, 2003.

Информация о работе Методока анализа и оценки риска