Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:49, курс лекций

Описание работы

Раздел I. Общие положения
Раздел II. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду
Раздел III. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
Раздел IV. Нормирование качества окружающей природной среды
Раздел V. Государственная экологическая экспертиза
Раздел VI. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов
Раздел VII. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности
Раздел VIII. Чрезвычайные экологические ситуации
Раздел IX. Особо охраняемые природные территории и объекты
Раздел X. Экологический контроль
Раздел XI. Экологическое воспитание, образование, научные исследования
Раздел XII. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды
Раздел XIII. Ответственность за экологические правонарушения
Раздел XIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением
Раздел XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды

Работа содержит 1 файл

bjd.DOC

— 898.00 Кб (Скачать)

 Диапазон скоростей, развиваемых движущимися руками человека, находится в пределах 0,01-8000см/с. Наиболее часто используются скорости 5-800см/с. Скорость зависит от направления движения: вертикальное движение рукой осуществляется быстрее, чем горизонтальное; движение к себе совершается быстрее, чем от себя.

Психология  безопасности деятельности

 Проблемы аварийности  и травматизма на современных  производствах невозможно решать  только инженерными методами. Необходимо  учитывать еще и психологическую  деятельность.

Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и  травматизма часто лежат организационно- психологические причины: низкий уровень  профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления и других психических состояниях, снижающих надежность деятельности специалиста.

Опыт свидетельствует, что от 60% до 90% травм в быту и  на производстве происходит по вине самих пострадавших.

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов:

1) психические процессы,

2) свойства,

3) состояния.

Психические процессы составляют основу  психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые процессы (ощущение, восприятие, память и др.)

Психические свойства (качества личности) – это существенные особенности  личности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, моральные, трудовые. Свойства устойчивы и постоянны.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической  деятельности в конкретный момент времени и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психологических процессов.

Исходя из задач психологии труда  и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие особое значение в организации профилактики аварийности производственного травматизма.

Эффективность деятельности (трудоспособности) человека базируется на уровне психического напряжения (стресса).

Продуктивность (работоспособность) действий человека зависит от степени эмоциональной активации.

Психическое напряжение оказывает  положительное влияние на результаты труда до определенного предела. Превышение критического уровня активации  ведет к снижению результатов  труда вплоть до полной утраты работоспособности. Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Нормальная загрузка (эмоциональная стимуляция) оператора не должна превышать 40-60% максимальной нагрузки, т.е. нагрузки до предела, когда наступает снижение работоспособности.

Запредельные формы  психического напряжения ведут к  уменьшению индивидуальной психической  работоспособности, утрачивается живость  и координация движений, могут  появляться непродуктивные формы поведения  и другие отрицательные явления.

В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процессов можно выделить два  типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип – характеризуется  скованностью и замедленностью. Специалист не способен с прежней ловкостью производить продуктивные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие признаки, не свойственные человеку в спокойном состоянию.

Возбудимый тип –  проявляется гиперактивностью, многословием, дрожжанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими раздражительны, вспыльчивы, проявляют несвойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Среди особых психических  состояний, имеющих значение для  психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные  расстройства сознания – группа расстройств  различного происхождения (органические заболевания головного мозга – эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной от секунд до нескольких минут утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека и судорожные движения тела и конечностей.

Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте.

Современные средства психофизического исследования позволяют своевременно выявлять лиц со скрытой склонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения  настроения и апатия, вызываемые психическим  воздействием, могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели родных или  близких, после конфликтов. При этом появляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления.

Ухудшение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может  быть причиной производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться  аффектные состояния (аффект – взрыв  эмоций). В состоянии аффекта у  человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение об'ема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивность, разрушительные действия.

Лица, склонные к аффектным  состояниям, относятся к категории  с повышенным риском травматизации  и не должны назначаться на специальности  с высокой ответственностью.

Современная медицина располагает большим арсеналом психофармакологических средств, оказывающих влияние на психическую деятельность и состояние людей.

Прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью  и может повысить работоспособность  на короткий период.

Однако прием активных стимуляторов (первитин и др.) на ответственных видах работ способен вызвать отрицательный эффект – ухудшается самочувствие, снижается подвижность и скорость реакций. Распространенное среди населения употребление транквилизаторов (седуксен, элениум) оказывает выраженное успокоение и предупреждает развитие неврозов. Но эти препараты могут снизить психическую активность, вызвать апатию и сонливость.

Пьянство и алкоголизм – серьезная проблема для БЖД. По данным статистики автомобильный  травматизм в 40-60% случаев связан с употреблением алкоголя. Имеется сообщение, что смертность на производстве в 64% связана с приемом алкоголя и ошибочными действиями погибших.

Посталкогольная астения (похмелье) ведет к заторможенности  и снижению чувства осторожности.

Длительное употребление алкоголя (алкоголизм) ведет к деградации личности, утрачивается точность и аккуратность в работе, учащаются ошибки, утрачивается способность к решению сложных творческих задач, к быстрой и правильной ориентации в ненормативных ситуациях.

Поэтому за организаторами производительности особая ответственность  по совершенствованию системы, контроля за психическим состоянием оператора. Для этого разработаны спецтесты...

Психотестирование при приеме на работу и профориентации

Подбор и обучение кадров тесно переплетаются с анализом методов труда трудонагрузок и т.д. Подбор, расстановка и обучение кадров составляют важный компонент деятельности специалиста по психологии труда, являясь эффективны средством осуществления кадровой политики, доступной предприятию. В определенных случаях это средство открывало дорогу к несправедливости и дискриминации, но позитивным моментом является возможность получения объективных методов подбора кадров, позволяющих руководителю кадровой службы опираться на данные исследований психофизиологических особенностей кандидата, пригодного к той или иной должности, а не на собственные интуицию и догадки.

Существует множество  тестов для отбора и выдвижения работников: от традиционных для выявления индивидуальных способностей до различных поведенческих тестов, разработанных для оценки как типичных, так и уникальных типов человеческого поведения, включая интенсивность восприятия и моторной реакции, а также тесты по измерению производительности, в которых имитируются стандартные ситуации, подобные реально встречающимся при выполнении конкретной работы. Эти тесты позволяют получить более надежное представление об эффективности деятельности персонала. Тестирование применяется не только для подбора кадров, но и для решения проблем по распределению работы, для консультаций по выбору профессий и рода занятий, а также в качестве средства клинических обследований для постановки диагноза и поиска средств повышения адаптационных возможностей работника на предприятии.

Функциональные  состояния оператора (ФСО)

ФСО – это комплекс различных характеристик тех  функций и качеств человека, которые  прямо или косвенно обуславливают  трудовую деятельность. Изменение функционального  состояния оператора в процессе выполнения им работы проходит несколько  фаз изменения работоспособности.

1) Фаза мобилизации (предстартовая). Условно рефлекторным путем повышается тонус центральной нервной системы и усиливается функциональная активность ряда органов и систем. Субъективная фаза выражается во внутренней собранности, обдумывание предстоящей работы.

2) Фаза первичной реакции Характеризуется небольшим снижением почти всех показателей функционального состояния. Длится всего несколько минут. Физиологический механизм связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера раздражителей, поступающих в ЦНС.

3) Фаза гиперкомпенсации Это продолжение первой фазы. На этой фазе человек приспосабливается к наиболее экономному и оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

4) Фаза компенсации – в этой фазе устанавливается режим органов и систем организма, вырабатывается стабилизация показателей. Эффективность труда в этот период максимальна. Нужно стремиться к максимальной длительности этой фазы.

5) Фаза субкомпенсации – при определенной интенсивности и длительности работы высокий уровень физиологических реакций начинает несколько снижаться и показатели функционального состояния ухудшаются.

6) Фаза декомпенсации – в этой фазе быстро ухудшается функциональное состояние организма, причем изменяется наиболее важная для данного вида труда функция – точность координации.

7) Фаза срыва – здесь наблюдается значительное расстройство регулирующих механизмов.

Фазой субкомпенсации начинается специфическое состояние утомления. Основным фактором вызывающим утомление, является нагрузка (интегральная экстенсивная напряженность деятельности).

Помимо абсолютной величины нагрузки на степень развития утомления  влияют:

– характер нагрузки (статической  или динамической)

– интенсивность нагрузки (распределение во времени)

– постоянный или ритмичный характер нагрузки

Существуют оптимальные  характеристики нагрузок. На утомление  влияют также еще и дополнительные факторы, которые сочетаясь с  действием основного фактора, способствуют более раннему и выраженному  наступлению утомления.

На развитие утомления  сильно влияют опасные и вредные  производственные факторы, а также  нарушения режима труда и отдыха.

Рациональные  режимы труда и отдыха

Чем эффективнее режим  труда и отдыха, тем длительнее период устойчивой работоспособности  и короче периоды врабатывания и спада работоспособности.

Сохранению высокой  и устойчивой работоспособности  способствует чередование работы и  отдыха. Существуют две формы чередования:

1) Введение обеденного  перерыва в середине рабочего  дня

2) Введение кратковременных перерывов.

Оптимальная длительность обеденного перерыва устанавливается  с учетом удаленности от рабочего места санитарно-бытовых помещений, столовых. Продолжительность и количество кратковременных перерывов определяется на основании наблюдений за  динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда.

При выполнении работы, требующей  значительных усилий и участия крупных  мышц, рекомендуются более редкие, но длительные по 10-12 минут перерывы. Для особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы) следует сочетать работу в течение 15-20 минут с таким же отдыхом. При работе, требующей нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны частые, но короткие перерывы по 5-10 минут. Существуют еще микропаузы в работе между отдельными операциями. Они составляют 9-10 % рабочего времени.

В течение суток реакция  организма человека на физическую и  нервно-психическую нагрузку разная. В соответствии с суточным циклом организма максимальная работоспособность  человека с 8 до 12 часов и с 14 до 17 часов. Минимальная с 12 до 14 часов, а ночью с 3 до 4 часов. С учетом этих данных определяют сменность работы. В течение недели: максимальная работоспособность приходится на 2, 3 и 4 день, затем она снижается и минимальна в последний день.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и музыка, кабинеты релаксации и комната психологической разгрузки.

Организация рабочего места оператора

Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение  удобной позы и свободы рабочих движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивает наиболее эффективный рабочий процесс, уменьшают утомляемость и предотвращается опасность возникновения профессиональных заболеваний.

Нормальной рабочей  позой следует считать такую, при которой работнику не требуется  наклоняться вперед более, чем на 10-15 градусов. Наклоны назад и  в стороны нежелательны. Основные требования к рабочей позе это  прямая осанка.

Выбор рабочей позы зависит от мышечных усилий во время работы. При усилиях до 50Н можно выполнять работу сидя, при более 100Н желательно работать стоя. Энергозатраты стоя на 6-10% больше, чем сидя, но зато появляется максимальная возможность для обзора и свободных движений, однако выше нагрузка на позвоночник. Работа сидя более рациональна и менее утомительна, повышается устойчивость тела, снижается напряжение мышц, больше точность движений, но могут возникнуть застойные явления в органах таза, затруднение работы органов кровообращения и дыхания. Поэтому, где можно, нужно чередовать работу стоя и сидя.

Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"