Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:49, курс лекций
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду
Раздел III. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
Раздел IV. Нормирование качества окружающей природной среды
Раздел V. Государственная экологическая экспертиза
Раздел VI. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов
Раздел VII. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности
Раздел VIII. Чрезвычайные экологические ситуации
Раздел IX. Особо охраняемые природные территории и объекты
Раздел X. Экологический контроль
Раздел XI. Экологическое воспитание, образование, научные исследования
Раздел XII. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды
Раздел XIII. Ответственность за экологические правонарушения
Раздел XIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением
Раздел XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды
Пример 2: Ежегодно в нашей стране вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населения 300 млн. Человек определим риск гибели Rстр жителя страны от опасностей.
Rстр = 500 000 / 300 000 000 = 0.0017 = 1.7·10-3
Пример 3: Определим, используя данные предыдущих примеров, риск Rд быть ввергнутым в фатальный несчастный случай, связанный с ДТП, если ежегодно погибает в этих происшествиях 60 тыс. человек.
Rстр = 500 000 / 300 000 000 = 0.0002 = 2·10-4
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.
Социальный (точнее групповой) риск – это риск для группы людей.
Пример Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами (по данным, относящимся ко всему населению США).
Автомобильный транспорт |
0.0003 |
Падения |
0.00005 |
Пожары и ожоги |
0.00004 |
Утопление |
0.00003 |
Отравление |
0.00002 |
Огнестрельное оружие |
0.00001 |
Станочное оборудование |
0.00001 |
Водный транспорт |
0.000009 |
Воздушный транспорт |
0.000009 |
Падающие предметы |
0.000006 |
Эл. ток |
0.000006 |
Железная дорога |
0.000004 |
Молния |
0.0000005 |
Все прочие |
0.00004 |
Общий риск |
0.00006 |
Ядерная энергия (100 реакторов) |
0.0000000002 |
Концепция приемлемого риска в нашей стране пока не нашла широкого применения ввиду того, что некоторые специалисты подвергают ее критике, усматривая в ней антигуманный подход к проблеме.
Основным вопросом теории и практики безопасности является повышение уровня безопасности.
Средства для этой цели можно расходовать по трем направлениям:
1. совершенствование технических систем и объектов;
2. подготовка персонала;
3. ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Для правильного определения соотношения инвестиций по каждому направлению необходим специальный анализ с использованием конкретных данных и условий.
Качественный анализ
риска, который иногда называют исследованием
работоспособности, используется для
выявления и идентификации
Числовые значения частоты можно взять из существующих статистических данных, а вероятности требуется определить методом испытаний или получить из банков данных.
Переход к риску открывает принципиально новые возможности повышения безопасности. К техническим, организационным и административным методам добавляются экономические методы управления риском. К последним относятся страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и т.д. Специалисты считают целесообразным ввести квоты за риск в законодательном порядке.
В основе управления
риском лежит методика
В одних случаях
риск оценивают на основании
анализа причиненного ущерба, а
иногда, наоборот, возможный ущерб
рассчитывают на основании
Подробная статистика
имущественного ущерба ведется,
Сочетание качественного и количественного анализа дает в результате оценку общего риска и вреда и может оказать большую помощь на разных стадиях проектирования и эксплуатации.
Изучение опасностей желательно проводить в следующем порядке:
Стадия 1: Предварительный анализ опасности (ПАО);
Шаг 1: Выявить источники опасности;
Шаг 2: Определить части системы, вызывающие эти опасности;
Шаг 3: Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.
Стадия 2: Выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.
Стадия 3: Анализ последствий.
Системный анализ – это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае, безопасности.
Система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, чтобы выполнять заданные функции при определенных условиях.
В последнее десятилетие бала разработана новая методология:
системная теория надежности, позволяющая количественным образом оценивать надежность системы, т.е. вероятность того, что система будет выполнять свои функции в соответствии с назначением при любых допустимых условиях и в заданные временные интервалы. При таком подходе принимают в расчет и строение системы, и свойства отдельных ее компонентов, причем:
а) Под системой понимают совокупность машин, оборудования, средств управления и операторов, требуемую для достижения определенной цели либо для реализации проекта.
б) Под моделями понимают отображения всех параметров системы, выполненные таким образом, что они передают взаимосвязь этих параметров.
Модели могут быть
образными (3-х мерными,
Поведение систем и моделей должно подчиняться одним и тем же свойствам.
С целью составления
перечня идентифицированных
Все эти методики
могут использоваться
Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий, аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п. и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.
Проблему можно разделить на 2 главных аспекта:
1. Определение и описание типов отказов и сбоев;
2. Определение последовательности или комбинации отказов между собой и с более «нормальными» событиями, приводящими в конечном счете к появлению нежелательного события.
После исследования различных отказов и их последствий специалист может перейти к поиску предупредительных мероприятий.
Любая опасность реализуется, принося ущерб, благодаря какой-то причине или нескольким причинам.
Реальных опасностей без причин не существует, поэтому предотвращение опасностей или защита от них возможны только при выявлении причин.
Между реализовавшимися
опасностями и причинами
Таким образом,
причины и опасности образуют
иерархические, цепные
В зарубежной литературе,
анализирующей безопасность
В строящихся деревьях имеются ветви причин и ветви опасностей, что позволяет отразить диалектический характер причинно-следственных связей.
Разделение этих
ветвей нецелесообразно, а
Построение «деревьев»
является эффективной
Логические операции принято обозначать соответствующими знаками. Чаще всего употребляются операции «И» и «ИЛИ». Операция (или вентиль) «И» указывает, что для получения данного выхода необходимо соблюсти все условия на входе.
Вентиль «ИЛИ» указывает, что для получения данного выхода должно быть соблюдено хотя бы одно из условий на входе.
Другими словами, операция «И» означает: перед тем, как произойдет событие А, должны произойти оба события Б и В. операция «ИЛИ» означает, что событие Г будет иметь место, если произойдет хотя бы одно из событий Д или Е (или оба).
Анализ эксплутационной безопасности системы осуществляется априорно или апостериорно, т.е. до или после возникновения нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым или обратным.
Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины.
Априорный анализ – исследователь выбирает такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, приводящих к их появлению.
Апостериорный анализ – выполняется после того как нежелательное событие уже произошло.
Оба вида анализа дополняют друг друга. При изучении системы, характеристики которой могут быть четко определены (например, машина или установка), предшествующий опыт позволяет осуществить весьма детализированный априорный анализ. При дополнении априорного анализа данными апостериорного, основанного на исследовании событий, имевших место во время функционирования системы, он (анализ) становится более полным и ценным.
Принцип – это идея, мысль, основное положение.
Метод – это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей.
Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.
Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.
Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиций безопасности.
Самостоятельно: Принципы обеспечения безопасности труда.
1. Ориентирующие:
а) Активности оператора;
б) Гуманизации деятельности;
в) Деструкции;
г) Замены оператора;
д) Классификации;
е) Ликвидации опасности;
ж) Системности;
з) Снижения опасности.
2. Технические:
а) Блокировки;
б) Вакуумирования;
в) Герметизации;
г) Защиты расстоянием;
д) Компрессии;
е) Прочности;
ж) Слабого звена;
з) Флегматизации;
и) Экранирования.
3. Организационные:
а) Защиты временем;
б) Информации;
в) Резервирования;
г) Несовместимости;
д) Нормирования;
е) Подбора кадров;
ж) Последовательности;
з) Эргономичности.
4. Управленческие:
а) Адекватности;
б) Контроля;
в) Обратной связи;
г) Ответственности;
д) Плановости;
е) Стимулирования;
ж) Управления;
з) Эффективности.
Примеры:
1. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечит защиту человека от опасности. (ПДВ, ПДС, ПДК, ПДУ, нормы переноски тяжестей, продолжительность трудовой деятельности и т.п.)
2. Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему в целях безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение параметра, предотвращая опасное явление (предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, предохранители, молниеотводы и т.п.).
3. Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечит соответствующий уровень безопасности (обучение, инструктаж, маркировка оборудования).
4. Принцип классификации заключается в делении объектов на категории и классы по признакам опасности (санитарно-защитные зоны – 5 классов, категории помещений по взрыво-пожарной опасности – А, Б, В, Г, Д и т.п.).
Обеспечение безопасности достигается 3-мя основными методами:
1. Состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации деятельности и т.п.
2. Состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, пыли, опасности травмирования и другие средства коллективной защиты.
Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"