Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:49, курс лекций
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду
Раздел III. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
Раздел IV. Нормирование качества окружающей природной среды
Раздел V. Государственная экологическая экспертиза
Раздел VI. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов
Раздел VII. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности
Раздел VIII. Чрезвычайные экологические ситуации
Раздел IX. Особо охраняемые природные территории и объекты
Раздел X. Экологический контроль
Раздел XI. Экологическое воспитание, образование, научные исследования
Раздел XII. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды
Раздел XIII. Ответственность за экологические правонарушения
Раздел XIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением
Раздел XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды
– радиозащитное средство № 1 в пенале розового цвета (цистамин) применяют при угрозе облучения (гнездо № 4);
– два пенала без окраски с противобактериальным средством № 1 (хлортетрациклин) Его применяют при угрозе бактериального заражения и для предупреждения инфекции при ранениях и ожогах (гнездо № 5);
– белый пенал с радиозащитным средством № 2 (йодистый калий) (гнездо № 6). Его применяют до или после выпадения радиоактивных осадков в пределах 10 дней – по 1 таблетке в день;
– противорвотное средство (этаперазин) применяют при появлении первичной реакции на облучение и при тошноте после травмы головы;
– противоядия на раздражающие СДЯВ (фицилин) и транквилизатор – трифтазин против психохимических ОВ располагают в резервном гнезде аптечки.
ИПП-8 – предназначен
для обеззараживания
ИПП-10 содержит полидегазирующего жидкость на основе аминоспиртов.
Коллективные средства защиты (защитные сооружения) предназначены для защиты населения от всех поражающих факторов ЧС (высоких температур, вредных газов при пожарах, взрывоопасных, радиоактивных, сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, ударной волны, проникающей радиации и светового излучения ядерного взрыва).
Защитные сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия.
Защитные сооружения характеризуются:
защитными свойствами по избыточному давлению в фронте воздушной ударной волны. (5 классов, DРф = 5,0-500 кПа);
– коэффициентом защищенности по ионизирующему излучению (внешнее облучение)
где h – толщина защитного экрана (стен) сооружения, см.
d – слой половинного ослабления материала, см
В зависимости от места расположения защитного сооружения изменяется Кзащ. Например, на территории радиационно-опасного объекта строятся защитные сооружения с Кзащ = 5000, в пределах 3-7 км от РОО Кзащ = 3000-1000.
– коэффициентом снижения дозы внутреннего облучения (К). К = 2-100. Например, при R = 30 км от РОО, Кзащ = 500
при К = 2, Dн.обл = 10 бэр
К = 100, Dвн.обл. = 1 бэр
Схема вентиляции стандартного
убежища с
Рис. 14.1. Схема вентиляции убежища с ФВК-2: 1 – противовзрывное устройство (ПВУ); 2 – расширительная камера; 3 – масляный фильтр; 4 – предфильтр ПФП-1000; 5 – ФПУ-200; 6 – ЭРВ-600/300; 7 – вытяжная вентиляция; 8 – регенерационные патроны с ХПИ; 9 – теплоемкий фильтр; 10 – баллон с кислородом; 11 – ФГ-70; 12 – контрольно-измерительные приборы.
Убежище состоит из основных (помещения для укрываемых, пункты управления и медицинских пункты) и вспомогательных (фильтровентиляционные блоки, санузлы, дизель электростанции, помещения для регенерационной установки и др.) помещений.
Убежища работают в 3-х режимах:
1 – режим чистой вентиляции (очистка воздуха от пыли);
2 – режим фильтровентиляции (очистка воздуха от РВ, ОВ, СДЯВ, бактериальных аэрозолей);
3 – режим полной изоляции, применяются при появлении облака СДЯВ (NH3), РВ, пожаре.
Основные характеристики убежища представлены а таблице
Таблица 14.7.
Характеристика убежища с ФВК-2
№№ пп |
Характеристика (СниП-11-90, итм-ГО |
Нормированный показатель |
1 |
Площадь на одного укрываемого (2-х ярусное расположение) |
S = 0,5 м2/чел. |
2 |
Объем (внутренний) на одного укрываемого |
V > 1,5 м3/чел. |
3 |
Высота помещений |
h > 2,2 м, h = W/Sпом |
4 |
Освещенность: |
|
– помещений для укрываемых |
30 лк | |
– пункт управления |
50 лк | |
– коридор, санузел |
10 лк | |
5 |
Содержание кислорода |
СО2 > 17 % |
6 |
Содержание угарного газа |
ССО < 30 мг/м3 |
7 |
Содержание углекислого газа |
С < 1,5-2 % об |
8 |
Влажность воздуха |
j < 80 % |
9 |
Температура воздуха |
tв < 23°C |
10 |
Уровень радиации |
Р < 33 мкР/ч |
11 |
Объем подаваемого воздуха на 1 режиме |
V1 = 8-20 м3/ч.чел. |
1. Режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биопогической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.
2. Режим повышенной готовности – функционирование системы при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.
3. Чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС, принимает Правительство, МинЧС или соответствующие комиссии по ЧС.
Опыт организации управления мероприятиями по предупреждению ЧС и защите населения за рубежом представляет практический интерес.
В США в 1979 году создано национальное управление по действиям в чрезвычайных условиях (NEMA). Законом о гражданской обороне на это управление возложены функции по координации и поддержке мероприятий по подготовке к ЧС мирного и военного времени и обеспечению жизнедеятельности населения в условиях ЧС. Центральный аппарат NEMA состоит из 5 управлений: отвечающих за выполнение определенных программ: обеспечение функционирования в ЧС; обучение; национальной готовности; оказания помощи: страхования. Вся территория США разделена на 10 округов, в которых созданы штабы. Для выполнения задач по защите населения в США привлекаются различные организации, учреждения и добровольные общества. В США насчитывается 2700 организаций, получающих средства из бюджета ГО и разрабатывающих планы действий на случай ЧС.
В Италии в соответствии
с действующим
Для проведения аварийно-спасательных работ как в мирное, так и в военное время привлекаются подразделения регулярных войск. Ежегодно в одной из провинций проводятся учения, в которых, помимо формирований противопожарной службы и воинских частей, принимают участие добровольные Организации.
В Бельгии структура ГО страны определена королевским указом от 1954 года. Общее руководство гражданской обороной возложено на министра внутренних дел. Ему подчинена генеральная администрация ГО, которая осуществляет руководство мероприятиями в масштабе страны. Территория страны разделена на 9 округов.
В Дании закон ГО определяет четыре основных функции ГО: оповещение населения в случае опасности; организация эвакуации населения из опасных районов; укрытие населения в защитных сооружениях; проведение поисково-спасательных и восстановительных работ после бедствия. Руководство ГО осуществляет управление, созданное при министерстве внутренних дел.
В бюджете ЕЭС предусмотрены специальные статьи расходов на защиту населения. Принятой программой предусматриваются следующие виды деятельности: прогнозирование и предотвращение бедствий, ликвидация их последствий и восстановление разрушенных объектов и связей. Предусматриваются совместные действия стран-членов ЕЭС в случае стихийных бедствий – землетрясений, оползней, наводнений, пожаров, сильных снегопадов, приливных волн, а также в случае технологических аварий и катастроф. Страны НАТО и ЕЭС стремятся активно участвовать в мероприятиях по предупреждению и снижению опасностей от стихийных бедствий. По данным ООН, за последние 20 лет почти миллиард жителей Земли испытали на себе последствия стихийных бедствий, в результате которых погибло около 3 млн. человек. Решением 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1990-е годы объявлены Международным десятилетием по предупреждению и снижению опасности стихийных бедствий. Программа ЕЭС по гражданской защите предусматривает проведение следующих мероприятий: распространение знаний о защитных мероприятиях и повышение качества обучения; разработка единой терминологии; установление единого телефонного номера; выделение радиочастот, предназначенных только для сообщений в случае бедствий и аварий; развитие сетей по обнаружению природных зон риска с использованием спутников; организация семинаров, симпозиумов, выставок и других общественных мероприятий; создание европейской эмблемы ГО и учреждение почетных наград. В настоящее время действует несколько международных организаций, занимающихся проблемами ЧС.
Международная организация гражданской обороны (МОГО) создана в 1931 году на учредительной конференции в Париже. Штаб-квартира находится в Женеве. В соответствии с уставом целью МОГО является развитие и совершенствование ГО, методов и технических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с Отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНДРО является органом ООН, предназначенным для оказания помощи странам, терпящим бедствие.
В 1957 году создано специализированное учреждение ООН – Международное агентство по атомной энергии (МАГЙТЭ). Агентство создано для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. В него входят 120 государств.
По программе защиты окружающей среды работает ЮНЕП – учреждение ООН, разрабатывающее научные основы управления ресурсами биосферы. Имеется также ряд других организаций, связанных с проблемами ЧС. Например, Европейский учебный центр подготовки к стихийным бедствиям (АФЕМ), Европейский центр предотвращения действий и прогнозирования землетрясений (ЕЦПП), находящийся в Греции, Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ).
В 1986 году ЮНЕП предложил программу (АПЕЛЛ), включающую:
– информацию населения о потенциальных опасных производствах, транспорте в районе массового расселения населения;
– сотрудничество местной общественности, администрации и производственников в деле предотвращения и ликвидации последствий ЧС Эта программа поддержана и осуществляется в РФ, однако участие населения, местной общественности в этой важной работе недостаточно.
В 1993 г. на уровне СНГ заключено
«Соглашение в области
центным раствором питьевой соды (при хлоре). Только в таком виде можно выходить на улицу и следовать в указанный район.
Если вы не расслышали или не сообщалось, куда надо выходить из зоны возможного заражения, нужно двигаться в направлении, перпендикулярном направлению ветра, но очень быстро, так как облако СДЯВ движется со скоростью ветра. При скорости 1 м/с за 10 минут ядовитые вещества продвинутся на 600 м, при чуть большем дуновении – до 1 км.
Ни в коем случае нельзя прятаться в подвалах, погребах, оврагах, балках. Многие ядовитые вещества, например, хлор, сероводород, бензол, – тяжелее воздуха, они стелются по земле, затекая в низинные места.
А если укрыться или выйти из зоны заражения не удалось? Тогда необходимо остаться дома, но при этом плотно закрыть окна и двери, дымоходы, вентиляционные отверстия. Входные двери надо завесить плотной тканью, одеялом. Щели в окнах и стыки в рамах заклеить обычной бумагой, пленкой, лейкопластырем. Такая герметизация исключит проникновение СДЯВ в помещение.
Радиационные последствия аварии на атомных энергетических установках (АЭУ) определяются количеством радиоактивных веществ, поступающих окружающую среду. По масштабам заражения территории возможные аварийные ситуации подразделяются на три типа:
а) локальная – радиационные последствия ограничены одним зданием или сооружением АЭУ;
б) местная – радиационные последствия ограничены территорией промплощадки АЭУ;
в) общая авария – радиационные последствия распространяются за пределы территории промплощадки АЭУ.
Опасность таких аварий
состоит а том, что из атомных
реакторов выбрасываются в
Площадь территории, которая может оказаться непригодной для обитания в течение длительного времени в случае разрушения ядерного реактора с энергетической мощностью 1000 МВт, будет такой:
Годовая доза, |
Период времени | |||
Рад/год |
1 год |
5 лет |
10 лет |
100 лет |
2 |
2300 кв. км |
800 кв. км |
360 кв. км |
50 кв. км |
10 |
500 |
200 |
100 |
20 |
50 |
100 |
40 |
20 |
5 |
100 |
50 |
20 |
10 |
2 |
Таким образом, при разрушении ядерного реактора радиоактивному заражению подвергается относительно небольшая территория и с относительно невысокими дозами облучения, но на очень длительное время.
При длительном проживании людей на зараженной территории и потреблении продуктов питания местного производства следует учитывать не только воздействие внешнего гамма-излучения, но и поступление биологически опасных радионуклидов; йода-131, цезия-137, стронция-90 по пищевым цепочкам. Однако следует заметить, что краткоживущий йод-131 может представлять опасность только в первые один – два месяца. Этот период указанный радионуклид может поступать в организм человека за счет вдыхания воздуха во время прохождения облаков выброса из реактора, а затем – и с продуктами питания, главным образом с молоком. Что касается цезия-137 и стронция-90, то они создают длительное заражение продуктов питания местного производства. По общему выходу активности долгоживущих радионуклидов и заражению местности цезием-137 разрушение одного реактора атомной электростанции эквивалентно взрыву 50-100 ядерных боеприпасов мощностью 1 Мт каждый.
Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"