Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:09, реферат
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Здоровый образ жизни - основа долголетия………………….…...…4
II. Направление в формировании здорового образа жизни…….….....10
III. Современный взгляд на физические упражнения, способствующие улучшению здоровья……………………………………....................................14
IV. Режим дня……………………………………….………………........17
V. Сон, здоровье, работоспособность......................................................18
VI. Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни.........19
Заключение……………………………………………………………................22
Список используемой литературы:…………………………………………….23
Немаловажную
роль на здоровый образ жизни влияют
и экологические факторы. Но речь
о них пойдет позже.
II.
Направления в формировании
здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни включает в себя четыре составляющих:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.
Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится. Элементы информационно-пропагандистской системы в России созданы и в последние годы принимают все более выраженный характер.
2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по-существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мирововоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.
Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека.
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев, 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек.
Основной формой антинаркотической профилактики является пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую, особенно с детьми и молодежью. Разъяснительная работа специалистов здравоохранения проводится эпизодически, ею практически занимаются врачи наркологи и не задействованы врачи других специальностей. Профилактические акции, как правило, проводятся в городах, не затрагивая небольших населенных пунктов. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.
В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным.
4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Естественно,
что коммерциализация спортивной инфраструктуры
препятствует развитию массового спорта.
В то же время, сводить проблему исключительно
к доступности спортивных сооружений
неправильно. Речь должна идти о борьбе
с гиподинамией всеми доступными способами,
включая уроки физкультуры в школе, физкультпаузы
на производстве, утреннюю гимнастику,
пешие прогулки и походы и другие формы,
доступные для массового использования.
Необходимо, прежде всего, преодолеть
пассивность муниципальных органов по
делам молодежи и по физической культуре
и спорту, которые способны профессионально
возглавить и вести эту работу. Сельские
и школьные стадионы, дворовые спортивные
площадки, другие простейшие спортивные
сооружения могут с успехом стать местами
обучения населения, особенно детей и
молодежи, навыкам физической культуры.
Особую роль в этом плане должны играть
летние оздоровительные учреждения, которые
в настоящее время используются больше
как средство обеспечения занятости детей,
нежели как средство формирования здорового
образа жизни.
III.
Современный взгляд
на физические упражнения,
способствующие улучшению
здоровья.
Вся жизнь во всех ее проявлениях выражается в движении. Следовательно, движение, стимулирующее обмен веществ, — решающее условие биологического благополучия. Но движение совершается не беспрерывно, а чередуется с отдыхом.
На
деятельность человека воздействуют внешние
факторы труда и быта, все движения
формируются и развиваются
Сердце
способно развивать большую
На протяжении всего периода развития с первых месяцев жизни человек постепенно тренирует с помощью движений свой организм. Под влиянием мышечных усилий усиливается кровом обращение и приток крови к тканям, увеличивается глубина дыхательных движений, улучшается обмен веществ. Чем разнообразнее и больше физическая нагрузка при движениях, тем шире открываются возможности для организма постепенно приспособиться к новым условиям работы. Таким образом, движения тренируют организм человека.
Профессиональная работа, физкультура и спорт упражняют различные органы, формируют нервно-рефлекторные связи между ними, влияют на развитие органов и тканей человека и на их функции. В этом заключается значение тренировки.
Особенно велико воздействие физических упражнений на нервно-мышечную систему. Сердце — мышечный орган, у нетренированных людей меньше по весу и менее выносливо, чем у тренированных.
Под влиянием тренировки увеличивается также поперечный размер костей, повышается их плотность и прочность. Исследования показали, что систематические занятия подростков физическими упражнениями в период усиленного роста организма благотворно влияют на мышцы сердца. Сердечная мышца может почти удваивать количество сокращений, артериальное давление крови повышается почти вдвое, а объем вентиляции легких возрастает иногда в 20 раз.
Под влиянием физических упражнений равномерно развиваются все мышцы туловища, вырабатывается правильная, красивая осанка, стройность и ловкость. При малоподвижном образе жизни мускулатура развивается слабо и это нередко порождает недостатки осанки, походки.
Обязательное условие правильной тренировки — постепенность. Физические упражнения вызывают необходимость приспособления жизненно важных функций — кровообращения, дыхания, обмена веществ — к возросшим потребностям организма в питании; это приспособление организма регулируется центральной и периферической нервной системой.
Многие люди заблуждаются, полагая, что покой является самым благотворным состоянием для организма; покой, бездействие понижают его общий тонус и обмен веществ.
Тренированный человек способен выполнять большую по объему работу с меньшими энергетическими затратами, чем нетренированный, и восстанавливать работоспособность в более короткие сроки. Экономичность работы организма под влиянием тренировки можно оценить как повышение коэффициента полезного действия, т. е. достижение наибольшего рабочего эффекта при наименьших затратах.
Под влиянием тренировки перестраивается деятельность вегетативной нервной системы. Тренированные люди ощущают бодрость, силу, «чувство здоровья». И это состояние является источником хорошего, ровного настроения, активности в работе.
Интересно
следующее наблюдение: студенты в
период занятий и во время экзаменов
лучше успевали в учебе, если занимались
и физическими упражнениями; у
них не снижалась работоспособность,
не отмечалось явлений переутомления,
перегрузки нервной системы.
IV. Режим
дня.
Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет студенту выработать у себя динамический стереотип.
Его физиологическая основа — формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.
Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного высшего учебного заведения (расписания занятии), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.
Первостепенное
значение для каждого из нас имеют
наличие определенных целей, потребностей,
интересной и полезной для общества
деятельности, умение наладить правильный,
рациональный режим дня.
В табл. 1 предлагается приблизительный распорядок дня для студентов.
Таблица 1
Элементы режима дня
7.00—7.05 | Подъем, уборка постели |
7.05—7.15 | Утренняя гимнастика |
7.15—7.20 | Умывание, закаливающие процедуры |
7.20—7.45 | Завтрак |
7,45—8,00 | Дорога в институт |
8,30—13.30 | Учебные занятия |
13.30—14.30 | Обед, прогулка на свежем воздухе |
14.30—15.00 | Послеобеденный отдых |
15.00—16.30 | Самоподготовка |
16.30—18,30 | Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3—5 раз в неделю) |
18.30—19.30 | Ужин, отдых |
19.30—21.00 | Самоподготовка |
21.00—22.50 | Чтение, прогулка, подготовка ко сну |
23.00 | Отбой |
V. Сон, здоровье, работоспособность.
Вся наша жизнь проходит в двух состояниях— бодрствовании и сне. Именно полноценный сон в значительной мере обеспечивает нормальное самочувствие человека в период бодрствования. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: сон—слуга жизни. Современная наука помогла установить природу столь благотворного воздействия сна. Оказалось, что в процессе его восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время работы, нервная ткань освобождается от накопившихся в ней продуктов распада,
Информация о работе Культура здорового образа жизни человека