Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:01, реферат
В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых бурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве. Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность.
Введение.
I. Традиции русской столовой культуры.
1. История традиций русского стола.
2. Выти обеденные
3. Прием гостей
4. Порядок подачи блюд
5. Питейная культура на Руси
6. Чайная церемония
II. Пиры и застолья XVIII-XIX века.
1. Царские пиры
2. Праздничные пиры горожан
3. Крестьянский пир
III. Изменение этикетных норм в XVIII веке.
Заключение.
Список литературы.
Глава III. Изменение этикетных норм в XVIII веке.
В XVII веке образовавшееся могущественное
многонациональное Русское государство
установило торговые связи с западной
Европой ( Англия, Голландия, Германия)
и странами Азии (Монголия, Китай). Благодаря
этому русская культура приобрела много
новых традиций и обычаев стран-союзников.
Блистательные дворы абсолютных монархов
предлагали все более сложные правила
поведения. Этические принципы и нормы
«английского джентльмена» стали привлекательными
для представителей других стран. Законодателем
же манер во многом по-прежнему осталась
Франция. В целом уже можно говорить о
сложившихся нормах европейского этикета
этого периода, так как люди много путешествуют,
и представления о хорошем тоне становятся
интернациональными.
Россия сильно отставала от
культурной Европы, но Петр I пытался всеми
силами возродить авторитет своей империи,
привить культуру не только дворянскому
сословию, но и всему обществу. И тогда
по его указу создается этикетный справочник,
заменяющий наставления «Домостроя».
«Юности честное зерцало» (полное
название «Юности честное зерцало, или
Показание к житейскому обхождению, собранное
от разных авторов») — памятник русского
просвещения начала XVIII века, руководство
по поведению светского юношества.
Предназначался как для школ, так
и для домашнего воспитания. Первое издание
вышло в Петербурге в феврале 1717, имело
большой успех и в том же году было переиздано
дважды, а затем в течение XVIII столетия
переиздавалось многократно.
«Юности честное зерцало» состоит
из 2 частей: первая содержит азбуку, таблицу
слогов, цифры и религиозные наставления.
Вторая — собственно «Зерцало», то есть
правила поведения дворян, в которых отражены
основные черты жизни русского привилегированного
общества начала XVIII века.
«Юности честное зерцало», проникнутое
духом петровских преобразований, призывало
дворян гордиться не знатностью, а делами
и избегать роскоши, и вместе с тем все
наставления пронизаны презрительным
отношением к социальным низам. Со слугами
нельзя общаться, нельзя доверять им, следует
для их же пользы держать их в страхе. В
ней постоянно подчеркивается, что манеры
благородных молодых людей должны отличать
их от простолюдинов. Некоторые пропагандируемые
нормы были приняты еще в допетровской
Руси и были известны читателям по "Домострою",
излагаются здесь и принципы общехристианской
морали. Но многие идеи книги могли появиться
только в условиях реформ Петра I: поощрение
личных заслуг молодого дворянина, стремления
к службе, пропаганда определенных видов
занятий и наук и т. д.
Дворянину рекомендуется учиться
в первую очередь иностранным языкам,
верховой езде, танцам и фехтованию. Молодежь
должна беспрекословно подчиняться родителям
и старшим.[13] Особое внимание уделено добродетелям
девушки: смирению, почтению к родителям,
трудолюбию и молчаливости.
Сочинение содержит также
правила поведения за столом, при беседе
с другими людьми. Но включает правила
поведения не только в обществе, но и на
государственной и царской службе. Книга
написана живым, доступным языком с многими
примерами из истории и литературы, из
русских пословиц и поговорок.
Издание было подготовлено
по указанию Петра I и является компиляцией
из западноевропейских руководств для
юношества подобного типа. Вероятно, в
числе прочих было использовано сочинение
Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев
детских». Автор-составитель памятника
неизвестен; предполагают участие в переводе
И.В. Пауса. В создании книги активное участие
принимал сподвижник Петра I Яков Брюс,
который курировал ее издание.
Сосредоточением научной
мысли в области питания послужило Вольное
экономическое общество. Ворвавшись через
«окно в Европу», прорубленное Петром,
европейская кухня столкнулась с национальной
русской. Она испытывает на себе сильное
западное влияние – сначала голландское,
немецкое, австрийское и шведское, затем
- большей степени французское.
Именно тогда среди знати становится
модным привозить для себя поваров из
этих стран. Богатые вельможи, посещавшие
Западную Европу, привозят с собой или
выписывают иностранных поваров, вначале
голландских и немецких, особенно саксонских
и австрийских, затем, при Елизавете I,
- шведских и французских, а во второй половине
XVIII в. и в начале XIX в. - частично английских
и преимущественно французских. С середины
XVIII в. выписка иностранных поваров стала
настолько регулярной, что вскоре они
почти полностью вытеснили у высшего дворянства
русских кухарок и крепостных поваров.
Помимо этого, многие состоятельные вельможи
и дворяне к концу XVIII в. начинают выписывать
из Парижа кондитерские изделия, которые
доставлялись в Петербург и Москву через
неделю. Некоторые даже специально ездили
в Париж попить и поесть. Эти привычки
и это пренебрежение к отечественной кухне
переняло в той или иной степени во второй
половине XVIII в., в екатерининскую эпоху,
и все остальное дворянство. Именно в это
время в русское меню проникают блюда
из молотого мяса (котлеты, запеканки,
паштеты, рулеты), появляются нерусские
(шведские, немецкие, французские) супы
(молочные, овощные, протертые).
Вполне естественно, что
иностранные повара готовили не русские,
а свои национальные блюда, и таким путем
в русскую кухню были привнесены не только
рецептура, но и посуда, технология и комбинации
продуктов, характерные для немецкой,
голландской, шведской, английской и французской
кухни.
Одним из новых кулинарных
обычаев, появившихся в это время в русской
кухне господствующих классов, становится
употребление закусок как совершенно
изолированных от обеда самостоятельных
блюд. Пришедшие с Запада и дотоле неизвестные
на русском столе немецкие бутерброды,
сливочное (чухонское) масло, французские
и голландские сыры были объединены со
старинными русскими блюдами (холодной
солониной, студнем, ветчиной, бужениной,
а также с икрой, балыком и другой просоленной
красной рыбой) в единую подачу или даже
особый прием пищи - завтрак. Появились
и новые алкогольные напитки - ратифии
и ерофеичи. Влияние французской кухни
проявлялось и через немецкую.
Этому способствовал, прежде всего, царский
двор, вначале в лице Петра I, а затем тех
фактически немецких монархов, которые
следовали за ним в течение XVIII в.
Заключение.
В годы правления Петра I резко
увеличилась численность дворянства -
в 5 раз. Политика правительства была направлена
на укрепления рядов, сплочение русского
дворянства. В результате преобразований
было создано мощное промышленное производство,
сильная армия и флот, что позволило России
добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию,
сократить отставание от передовых стран
Европы и превратиться в великую державу
мира.
Реформы в области культуры
и быта, с одной стороны, создавали условия
для развития науки, просвещения, литературы
и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное
перенесение многих европейских культурных
и бытовых стереотипов препятствовало
полноценному развитию культуры, основанной
на национальных традициях.
Главное же заключалось
в том, что дворянство, воспринимая ценности
европейской культуры, резко обособлялось
от национальной традиции и ее хранителя
- русского народа, чья привязанность к
традиционным ценностям и институтам
нарастала по мере модернизации страны.
Это вызвало глубочайший социокультурный
раскол общества, во многом предопределивший
глубину противоречий и силу социальных
потрясений начала ХХ в.
В результате петровских реформ
социальное положение благородного дворянского
сословия изменялось в одну сторону - в
сторону Запада. Петровские реформы, последовательно
ориентированные на вестернизацию России,
ее включение в мировое сообщество, приобщение
к западноевропейской цивилизации получили
ее достижения и опыт, соединив в себе
традиционную и западную культуры, сохранив
это взаимодействие и современном обществе.
Список литературы.
1. П. В. Романов «Застольная история государства
Российского» - Центрполиграф. 2002 г. 140-186с.,
377-402с.
2. Энциклопедия «Русская Кухня» /под ред.
Е.П. Грушко, Ю.Б. Медведев. Аркаим, 2007 г.
206с.
3. И.В. Голинский «Русская кухня»/ журнал
«Дом для Вас» №4 2002г., с.7-11
4. Хрестоматия по истории России: В 4 т.
/ Сост. И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова.
М., 1995. Т. II. 214 – 218с.
5. «Домострой. Юности честное зерцало»/
под ред. Г. С. Прохоров. Азбука, 2008 г. 208с.
6. «Русская народная кухня» / Е.М. Величко,
Н.И. Ковалев, В.В. Усов – М.:Агропромиздат,
1992г. 303с.
7. В.В. Похлебкин «Национальные кухни народов
мира» - М. 1990г. 342с
Информация о работе Культура питания в различные периоды истории. 18-19 век