Концепция национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:59, реферат

Описание работы

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

концепция национальной безопопасности.docx

— 43.89 Кб (Скачать)

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере  создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую  массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому  здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса  являются резкое сокращение рождаемости  и средней продолжительности  жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной  ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого  потенциала населения.

Углубление кризиса  во внутриполитической, социальной и  духовной сферах может привести к  утрате демократических завоеваний.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены  следующими факторами:

  • стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
  • опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
  • укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;
  • возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
  • распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
  • возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;
  • притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации  в международной сфере проявляются  в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров  влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов  и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском  регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана  открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к  доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с  внешнего и внутреннего информационного  рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей  создание средств опасного воздействия  на информационные сферы других стран  мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень  и масштабы угроз в военной  сфере.

Возведенный в  ранг стратегической доктрины переход  НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока  и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих  держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной  техники нового поколения создают  предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного  изменения форм и способов ведения  военных действий.

Активизируется  деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных  служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере  способствуют затянувшийся процесс  реформирования военной организации  и оборонного промышленного комплекса  Российской Федерации, недостаточное  финансирование национальной обороны  и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это  проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации  в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере  обусловлены:

  • экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;
  • активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения  экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости  от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного  развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной  основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования  природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место  тенденция к использованию территории России в качестве места переработки  и захоронения опасных для  окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной  деятельности.  

IV. Обеспечение национальной  безопасности Российской  Федерации

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации  являются:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерациибезопасности ее пограничного пространства;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
  • коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов  России в экономической сфере  являются приоритетными направлениями  политики государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

  • создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
  • расширение рынков сбыта российской продукции;
  • формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

В условиях либерализации  внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке  товаров и услуг необходимо усилить  защиту интересов отечественных  товаропроизводителей.

Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости  России от внешних кредитных заимствований  и укрепление ее позиций в международных  финансово-экономических организациях.

Необходимо усилить  роль государства в регулировании  деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений  стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного  регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Основными направлениями  обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической  деятельности государства являются:

  • правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;
  • усиление государственного регулирования в экономике;
  • принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Переход к высокоэффективной  и социально ориентированной  рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных  механизмов организации производства и распределения товаров и  услуг в целях максимально  возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с  устранением деформаций в структуре  российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.

Существенное  значение имеют усиление государственной  поддержки инвестиционной и инновационной  активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных  вложений, оказание реальной государственной  поддержки целевых программ структурной  перестройки промышленности.

Важнейшие задачи - опережающее развитие конкурентоспособных  отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В целях  их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных  технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность  российских предприятий на мировом  рынке.

Решение указанных  задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным  школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической  базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим  потенциалом, создание при поддержке  государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских  разработок с одновременной защитой  интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной  сети научно-технической и коммерческой информации.

Государство должно содействовать созданию равных условий  для развития и увеличения конкурентоспособности  предприятий независимо от формы  собственности, в том числе становлению  и развитию частного предпринимательства  во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей.

В кратчайшие сроки  должны быть разработаны механизмы  поддержания жизнедеятельности  и экономического развития особо  кризисных регионов и районов  Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.

Информация о работе Концепция национальной безопасности