Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

Одной из главных причин сложившегося неудовлетворительного положения с охраной труда в народном хозяйстве, наряду с резким сокращением инвестиций в реконструкцию и обновление основные производственных фондов, разрушением старой системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, является несовершенство законодательной и нормативной базы в этой области.

Работа содержит 1 файл

Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда.docx

— 37.84 Кб (Скачать)

Указом Президента Российской Федерации от 4 мая 1994 года № 850 №О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» образована Федеральная инспекция при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекция), которая должна осуществлять надзор и контроль за соблюдением по существу всего трудового законодательства, а не только законодательства об охране труда. При этом акценты трудового права ставятся на первый план и таким образом подчеркивается, что охрана труда является частью, специфической областью этого права.

Что касается надзора и  контроля непосредственно за охраной  труда, то Положением о Федеральной  инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 июня 1994 года № 1504, определен круг задач и функций государственных инспекций труда, охватывающий практически все наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением труда работников и защиты их прав в этой области.

Положением установлено, что Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения (то есть Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

Руководство деятельностью  Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации осуществляется на основе единоличия Главным государственным инспектором труда Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской Федерации. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Федеральную инспекцию труда, и осуществление ею своих функций. Он же назначает на должность и освобождает от должности не только работников аппарата Рострудинспекции, но и руководителей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации и их заместителей. Какое-либо согласование кандидатур на эти должности Положением о Роструинспекции не предусмотрено.

Структура Федеральной  Инспекции труда определяется направлениями  ее деятельности, то есть создаются государственная правовая инспекция труда и государственная инспекция по охране труда, организационно-методическое руководство которыми возлагается на заместителей Руководителя Рострудинспекции – Главного Государственного инспектора труда Российской Федерации и заместителей руководителей Государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

14 июня 1995 года Государственной  Думой принят Федеральной Закон  «О внесении изменений и дополнений  в Кодекс законов о труде  Российской Федерации, Основы  законодательства Российской Федерации  об охране труда, Кодекс РСФСР  об административных правонарушениях  и уголовный кодекс РСФСР». В  соответствии со статьей 3 этого  закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административных  правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда влечет наложение штрафа в размере ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных  инспекций труда предоставлено  право налагать административное взыскание (штраф) в размере от ста минимальных  размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам – в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 4 этого Федерального Закона, дополняющей  статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение  законодательства Российской Федерации  о труде, а также за нарушение  правил и норм по охране труда и  производственной санитарии, повлекшие  за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может  быть увеличен до пятисот минимальных  размеров оплаты труда.

В соответствии с измененной редакцией статьи 140 Уголовного кодекса  РСФСР нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в  установленном порядке возложена  обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могла повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же строк, или штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 27 Основ, в соответствии с которой работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность  заключается в наложение на должностное  лицо или работника одного из следующих  дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (статья 135 КЗоТ Российской Федерации).

Материальная ответственность  наступает в случае ущерба, нанесенного  предприятию из-за несоблюдения работниками  требований и норм охраны труда.

Кроме ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда, Основами установлена ответственность организации. За невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на организации налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством Российской Федерации (статья 20 Основ).

Помимо Федеральной инспекции  труда при Министерстве труда  Российской Федерации (Рострудинспекции) государственный надзор в области охраны труда осуществляют и другие федеральные органы надзора.

Главой XVII Кодекса законов о труде Российской Федерации определены основные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных  отраслях промышленности и на некоторых  объектах осуществляется Федеральным  горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзор России) и его местными органами (статья 245 КЗоТ Российской Федерации).

Указанный надзор осуществляется в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте – и газодобывающей, оборонной (производства вредных химических взрывопожароопасных веществ и материалов) промышленности, на химических и нефтехимических производствах повышенной опасности, на предприятиях по хранению и переработке зерна, при ведении подземного строительства, геологоразведочных и других горных работ (Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 года № 234).

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических  и теплоиспользующих установок, осуществляется органами Государственного энергетического надзора Российской Федерации (статья 246 КЗоТ Российской Федерации). Положение о Государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1993 года№ 447. Основной задачей Государственного энергетического надзора в Российской Федерации является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно  – эпидемиологический надзор за соблюдением  предприятиями, учреждениями, организациями  гигиенических норм, санитарно-гигиенических  и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется Государственным  комитетом санитарно-эпидемиологического  надзора Российской Федерации (Госкомсанэпидемнадзор России) и территориальными учреждениями государственной, санитарно-эпидемиологической службы (статья 247 КЗоТ Российской Федерации). Положение о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 1993 года № 1965.

Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и  радиационной безопасности осуществляется государственным комитетом по надзору  за ядерной и радиационной безопасностью  при Президенте Российской Федерации (Госатомнадзор России) (статья 247-1 КЗоТ Российской Федерации).

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 25 Основ профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

В связи с этой статьей  Исполнительный комитет Генерального Совета ФНПР своим постановлением от 16 июня 1994 года № 5-5 утвердил Положение  о технической инспекции труда  ФНПР (профсоюзов), Типовое положение  об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда и одобрил Рекомендации по организации и осуществлению  профсоюзами контроля за соблюдением  законодательства по охране труда и  окружающей среды на предприятии.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда  профессионального союза или  трудового коллектива, утвержденными  постановлением Министерства труда  Российской Федерации от 8 апреля 1994 года № 30.

Работодатель обязан создавать  необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение  законодательных и иных нормативных  актов об охране труда определена статьей 26 Основ, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41, 41-1, 41-2, 41-3, 41-4), Уголовным Кодексом РСФСР (статьи 30, 140), Кодексом законов  о труде Российской Федерации (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных  и иных нормативных актов об охране труда привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и республик  в составе Российской Федерации.

Успешная реализация требований Основ позволит установить гарантии осуществления права работников на охрану труда и обеспечить должный, единый порядок регулирования отношений  в области охраны труда между  работодателями и работниками в  организациях.

 

 

Развернуть  реферат

Похожие рефераты:




Информация о работе Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда