Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

Одной из главных причин сложившегося неудовлетворительного положения с охраной труда в народном хозяйстве, наряду с резким сокращением инвестиций в реконструкцию и обновление основные производственных фондов, разрушением старой системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, является несовершенство законодательной и нормативной базы в этой области.

Работа содержит 1 файл

Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда.docx

— 37.84 Кб (Скачать)

Правительство Российской Федерации поручило Минтруду России давать необходимые разъяснения  по применению нового Положения, которые  будут иметь обязательный характер для всех организаций.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнание работодателем несчастного  случая, отказ в проведении его  расследования и составление  акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего  или его доверенного лица с  содержанием акта рассматриваются  органами Федеральной инспекции  труда при Министерстве труда  Российской Федерации или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решений государственного инспектора по охране труда.

Государственный инспектор  по охране труда при необходимости (по жалобе, при несогласии с выводами расследования обстоятельств и  причин несчастного случая, при сокрытии несчастного случая и по другим причинам) имеет право самостоятельно проводить  расследование несчастного случая независимо от срока давности его  происшествия.

По результатам расследования  составляется заключение, которое является обязательным для работодателя и  может быть обжаловано в органы Федеральной  инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации или  суд.

Лица, виновные в нарушении  требований настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основы предусматривают  обеспечение работников специальной  одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет работодателей. В настоящее время  эти вопросы регулируются нормативными правовыми актами, принятыми в  основном Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, среди них:

  • инструкция о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утверждена постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 24 мая 1983 года №100/п-9);
  • перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с вредными условиями труда (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 года № 4/П-1);
  • правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (утверждены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 года № 4/П-1);
  • инструкция о порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда (утверждена постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 декабря 1987 года № 731/П-13).

 

Основы устанавливают компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Порядок предоставления тех или иных льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда также регулируется нормативными документами разработанными Госкомтрудом СССР и ВЦСПС:

  • список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октяюря 1974 года № 298/П-22);
  • инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21 ноября 1975 года № 369/П-16).

 

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 123 утверждено разъяснение  «О некоторых вопросах, связанных  с предоставлением дополнительных отпусков, предусмотренных действующим  законодательством».

 

 

Глава II

 

ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДА

 

В Основах законодательно определены конкретные права работника на охрану труда, которые дополняют трудовые права работников, определенные статьями 2, 25, 108, 129, статьями Х КЗоТ Российской Федерации. Эти права достаточно велики и соответствуют международным требованиям. Одним из главных является право работника на рабочее место с безопасными и здоровыми условиями труда, на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья. Работник имеет право отказаться от каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности.

Многие права работников изложенные в Основах должны быть заложены при оформлении трудовых отношения с работодателем. Порядок оформления трудовых отношений между работодателем и работником определен статьей 15 КЗоТ Российской Федерации, в соответствии с которой между указанными сторонами заключается трудовой договор (контракт).

 

 

Глава III

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Основами предусматривается целый комплекс мер, направленных на управление охраной труда как в целом в стране, так и в организациях.

Длительное время охраной  труда от имени государства управляли  профсоюзы. Им были предоставлены широкие  права в области управления, надзора  и контроля за охраной труда, они  обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право  приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и  здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга. Профсоюзами была выработана определенная система управления охраной труда и по многим направлениям, включая научное обеспечение, их деятельность была достаточно эффективной в условиях с общегосударственной собственностью на средства производства. Была создана достаточно прочная система управления охраной труда, приносящая определенный положительный результат.

Кроме того существовала мощная сеть управления охраной труда со стороны министерств и ведомств, которые непосредственно оказывали  влияние на подведомственные предприятия  и организации. В этих целях каждое министерство имело в своем составе. В этих целях каждое министерство имело в своем составе. Отдел  или Управление охраны труда, велись научные разработки в области  охраны труда отраслевыми институтами, лабораториями, центрами.

Вся эта система была быстро разрушена, так как произошли  структурные преобразования в нашем  обществе, появились новые виды собственности и она уже не могла существовать в прежнем виде в новых условиях хозяйствования.

Основами предусмотрено  создание двух органов, занимающихся охраной  труда – орган государственного управления и федеральный орган  надзора и контроля за охраной труда. Государственное управление охраной труда в настоящее время возложено на федеральный орган исполнительной власти по труду (Минтруд Российской Федерации) и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации (органы по труду субъектов Российской Федерации – министерства, комитеты, управления, отделы). На создание и укрепление системы управления охраной труда в стране направлено постановление охраной труда в стране направлено постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда». Данным постановлением на Минтруд России возложено осуществление государственного управления охраной труда в России. В соответствии с этим министерство осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, координирует работу служб охраны труда министерств и ведомств, осуществляет методическое руководство по пропаганде и распространению передового опыта, координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда, организует обучение и проверку знаний работников и проводит другую работу в области условий и охраны труда.

Вопросы управления охраной  труда на предприятиях и в их объединениях изложены в статье 8 Основ. В министерствах  и ведомствах Российской Федерации, а также концернах, ассоциациях  и других объединениях, предприятиях предусмотрено создание служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться  в обязательном порядке. Если она не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.

Для реализации требований статьи 8 Основ постановлением Министерства труда Российской Федерации 30 января 1995 года №6 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны в организации и разработан примерный договор на проведение работ по охране труда, который был разослан на места письмом от 16 ноября 1994 года № 2207 – КВ.

Этой статье Основ также  в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и  работников предусматривается создание совместных комитетов (комиссий) по охране труда, в состав которых на паритетной основе (т.е. равного представительства) входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками  представительных органов, например, от совета трудового коллектива.

Опыт западных стран  показывает, что путем сотрудничества сторон рынка труда в комитетах  по охране труда можно решать практически  все вопросы условий труда  и обеспечения его безопасности, так как решения этих органов  обязательны как для работодателя, так и для работников. Используя  этот опыт, Министерство труда Российской Федерации постановлением от 12 октября 1994 года № 64 утвердило Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. Органами по труду субъектов Российской Федерации предложено оказать предприятиям необходимую помощь по формированию и организации деятельности таких комитетов (комиссий).

Очень важно отметить, что  в статье 8 Основ имеется запись о том, что ответственность за состояние условий и охраны труда  в организациях возлагается на работодателя, а названные органы управления охраной  труда создаются в помощь работодателя.

Поэтому в статье 9 Основ  достаточно подробно раскрыты обязанности  работодателя по обеспечению охраны труда в организации, должное  выполнение которых позволит созданию безопасных и здоровых условий труда  для работников.

Обязанности работника (статья 10 Основ) значительно меньше, но играют важную роль в обеспечении безопасности его труда и они несколько  шире обязанностей, указанных в КЗоТ Российской Федерации (статья 145).

Значительная доля несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда руководителями производства и работниками. За счет устранения этой причины, по мнению специалистов, можно  было бы сократить производственный травматизм не менее, чем на 30 процентов. Не случайно Основами (статья 12) предусмотрено, что все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда. Предусмотрено также, что государство должно обеспечивать подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вопросы охраны труда должны включаться также в программы начального, среднего и высшего профессионального образования (статья 15 Основ).

В условиях рыночной экономики  никакие меры организационного характера  в системе управления охраной  труда не могут обеспечить необходимых  результатов, если работодатель экономически не будет в них заинтересован. Мы в отличие от других стран не умеем оценивать эффективность  мероприятий, направленных на улучшение  условий труда, обеспечение его  безопасности и подсчитывать потери, связанные с неблагоприятными условиями  труда и высоким уровнем производственного  травматизма. В этом главная причина  недооценки значения охраны труда практически  по всей вероятности властных структур. Именно поэтому затягивается решение  многих вопросов, связанных с реализацией  Основ, в том числе не решаются вопросы финансирования охраны труда  в том порядке, который предусмотрен статьей 17 Основ.

В условиях рыночной экономики  управление охраной труда без  применения экономических рычагов  невозможно. Необходимо разработать  и ввести в действие такой экономический механизм, который бы постоянно побуждал работодателя заниматься вопросами создания здоровых и безопасных условий труда, повышения культуры производства.

Создание такого механизма  предполагает разработку в ближайшее  время целого ряда законодательных  и нормативных правовых актов, в  том числе с учетом положений 18-22 Основ.

Насущной задачей сейчас является создание федерального и территориальных  фондов охраны труда (статья 17 Основ). В  странах Европейского Союза такие  фонды давно существуют и пользуются большой поддержкой правительств.

 

Глава IV

 

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОЗДАНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

 

Основами (статьей 24) предусмотрен государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. То есть законодатель предложил осуществлять эти функции государству, которые раньше были закреплены за профсоюзами.

Информация о работе Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда