Юридические и экономические аспекты обеспечения безопасности предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:43, реферат

Описание работы

Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

Работа содержит 1 файл

Глава 11.doc

— 513.50 Кб (Скачать)

Обращение в  налоговую инспекцию и пенсионный фонд по месту нахождения предприятия-контрагента может дать следующие данные:

    а) о наличии задолженности в бюджет и внебюджетные фонды;

    б) для банков – о наличии предписаний, запрещающих производить банковские операции, т. к. при открытии расчетных, ссудных счетов на это дается разрешение налоговой инспекции и пенсионного фонда.

Лицензионная  палата – информация о наличии у контрагента лицензии на осуществление данного вида деятельности. В противном случае изъятие как вещественного доказательства товаров у надлежащего приобретателя может причинить последнему убытки.

Общество  по защите прав потребителей где, как правило, имеется так называемый "черный" список постоянных нарушителей, с которыми не рекомендуется иметь деловые отношения.

Местный комитет по статистике. Путем письменного обращения, за фиксированную плату можно получить бухгалтерскую отчетность и статистические данные по интересующему предприятию.

Обращение в  негосударственные организации, специализирующиеся на сборе информации (создании базы данных) по неблагонадежным клиентам и партнерам. Агентства (фирмы) оказывающие специализированные информационно-правовые услуги по обобщению судебной практики по различным видам споров, в том числе хозяйственных (например, в г. Омске действует информационно-справочная система "Гарант"). Удобство данных услуг заключается в том, что вся информация разбита по тематическим блокам и сопровождается комментариями специалистов. Однако получить доступ к данной информации имеют возможность не все желающие – из-за весьма высоких расценок за оказанные услуги.

Правоохранительные  органы. В соответствии с Приказом МВД Российской Федерации № 319 от 24 ноября 1994 г. "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления информации на договорной основе" Главному информационному  центру (ГИЦ) МВД России и информационным центрам (ИЦ) МВД, УВД разрешается предоставлять на договорной основе информацию банковским учреждениям и юридическим лицам, действующим в сфере кредитно-денежных отношений. Предусмотрено, что информация может предоставляться о наличии, либо отсутствии в учетах соответственно ГИЦ, ИЦ следующих сведений о проверяемом лице:

  • дата (даты) и статья (статьи) осуждения за совершенные преступления;
  • факт нахождения в розыске.

Оплата за предоставление информации устанавливается  в размере трехкратной минимальной оплаты труда. Региональные союзы (ассоциации, объединения) предпринимателей, которые должны обеспечивать защиту прав предпринимателей. Однако на сегодняшний день эффективность деятельности этих организаций невысока и бремя защиты ложится на самих предпринимателей. При торговле некоторыми видами продукции может использоваться информация санитарно-эпидемиологических служб, например, о наличии сертификатов на данные продукты питания.

Перечисленные и другие источники информации о  контрагентах (партнерах, клиентах, заемщиках) вполне могут использоваться предпринимателем или различными подразделениями (например, службой безопасности) в практической деятельности. Трудность же состоит в том, что не из всех организаций можно получить информацию свободно и на законных основаниях. Многие источники предполагают тесные неформальные связи с указанными учреждениями, которыми обладают далеко не все предприниматели.

Примечания

  1. Строго говоря, по законодательству РФ могут иметь  место и действия, которые можно квалифицировать как административные правонарушения, однако они не будут являться объектом рассмотрения в данном разделе.
  2. Уголовное право Российской Федерации (Общая часть). Учебник / Под ред. Марцева А.И. – Омск: Юридический институт МВД России, 1998, С. 72.
  3. Уголовный кодекс РФ, ст. 159.
  4. Шаваев А.В. Безопасность корпораций. Криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы. М.: Концерн "Банковский деловой центр", С. 27.
  5. Уголовное право. Особенная часть. Учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998, С. 215-216.
  6. В зависимости от сложности экспертизы руководитель органа уполномоченного на ведение лицензионной деятельности может продлить срок принятия решения еще на 30 дней.
  7. Гражданский кодекс РФ, ст. 64.
  8. На основании Приложения № 1 "Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий" постановления Правительства РФ "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. № 498.

11.4. Коммерческая информация и способы ее защиты

Коммерческая  информация и коммерческая тайна

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в  современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

Информация, используемая в предпринимательской деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленная и коммерческая (1). К промышленной относится информация о технологии и способе производства, технических открытиях и изобретениях, "ноу-хау", конструкторская документация, программное обеспечение и т.п. Коммерческая информация – о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр.

Вся эта информация представляет различную ценность для  самого предпринимателя и, соответственно, ее разглашение может привести (либо не привести) к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

  • информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;
  • информация ограниченного доступа – только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);
  • информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

Информация  относящаяся ко второй и третьей  группам является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении. Конфиденциальная информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ (2). Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

Коммерческая  тайна, в соответствии с гражданским  законодательством РФ (3), это информация которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Существует официально утвержденный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в РФ (4). К ним относятся:

  • учредительные документы (устав, учредительный договор);
  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационное удостоверение, свидетельство о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);
  • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ);
  • документы о платежеспособности;
  • сведения о численности работающих, их составе, заработной плате, наличии свободных рабочих мест;
  • документы об уплате налогов и обязательных платежей;
  • сведения о соблюдении установленных правил охраны труда;
  • сведения о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;
  • сведения о нарушении антимонопольного законодательства;
  • сведения о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Но и эти  сведения не предназначаются для  открытого доступа – всем желающим. Например, сведения о заработной плате  работников предприятия, финансовая отчетность могут быть предоставлены только по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, а также других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же самое время клиенты фирмы вправе ознакомиться с ее уставом, свидетельством о регистрации, лицензией, сертификатами, патентами.

Содержание  коммерческой тайны

Как уже отмечалось, предприниматель в своей деятельности имеет дело с самой разнообразной  информацией. Однако он не может всю  информацию, которой обладает, сделать  закрытой для внешних пользователей. Предприниматель в плане защиты наиболее важной информации решает сложную проблему. С одной стороны, он должен предоставить максимум информации о своей деятельности потребителям, контрагентам, кредиторам и т.п. для того, они сделали выбор в его пользу. Реклама привлекает покупателей, деловые связи, патенты и лицензии, "ноу-хау" – контрагентов, финансовое положение – инвесторов. С другой стороны, предприниматель должен оградить названные группы лиц, а также своих конкурентов от информации, утечка или разглашение которой может представлять угрозу его экономической безопасности. В выборе "золотой середины", то есть определении того оптимального количества информации, которого будет достаточно для внешних пользователей и оно не будет представлять угроз экономической безопасности, и состоит первый шаг предпринимателя в процессе защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Получить  информацию о деятельности фирмы  можно двумя способами: законным и незаконным. Законный способ –  это получение информации из средств  массовой информации, рекламных проспектов фирмы, статей о фирме, с выставок, пресс-конференций. Эта информация специально готовится работниками фирмы для открытого пользования всеми заинтересованными лицами. Незаконный способ – это получение информации, не предназначенной для внешних пользователей, без согласия руководства фирмы, с нарушением действующего законодательства и приводящее к прямым экономическим потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде.

Наиболее  ценной в этом плане является информация, представляющая коммерческую тайну. Она важна, прежде всего, для конкурентов данной фирмы, а также для криминальных структур. Интересно, что в мировой практике в течении последних нескольких десятков лет 80-90% информации, интересующей конкурентов, получается последними из открытых источников – из газет, специальных журналов, на выставках и пр. Для этого многие фирмы даже используют специалистов, изучающих всю открытую информацию, "просеивающих" ее и выбирающих нужные сведения.

Вообще существует большое количество способов получения информации. Так, американский журнал "Chemical engineering" опубликовал такой перечень из 16 источников получения информации:

  • сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты;
  • использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм;
  • биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы;
  • изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов);
  • замаскированные опросы и "выуживание" информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);
  • непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;
  • беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека в свою фирму);
  • так называемые "ложные" переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии;
  • наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;
  • подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением;
  • использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента;
  • подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах;
  • перехват телеграфных сообщений;
  • подслушивание телефонных разговоров;
  • кража чертежей, образцов, документации;
  • шантаж и вымогательство.

Информация о работе Юридические и экономические аспекты обеспечения безопасности предпринимательской деятельности