Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 10:27, курсовая работа
Воздействие различных природных явлений на человека, общество и объекты материальной культуры, аварии в сфере производственной деятельности общества нередко влекут за собой человеческие жертвы. Они наносят ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, приводят к значительным материальным потерям и нарушению условий жизни населения.
Усложнение технологических процессов в производстве является одной из причин увеличения масштабов неблагоприятных последствий воздействия на общество природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Введение……………………………………………………………………3
Классификация экономического ущерба………………………………..5
Характеристика видов и элементов экономического ущерба…………10
Методы оценки экономического ущерба………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………22
Литература…………………………………………………………………23
В зоне воздействия волны прорыва, как правило, находятся различные по характеру объекты: промышленные предприятия, здания и сооружения жилищно-коммунальной сферы, мосты, дороги, линии электропередач и т.п.
Степень повреждений объектов во многом зависит от их удаленности от аварийного гидросооружения, что обусловлено изменением глубины и скорости потока по мере удаления от гидросооружения.
По данному
признаку выделяют следующие участки
зоны воздействия волны прорывного фронта.
Первый
- характеризуется протяженностью 6 - 12
километров, высотой волны - в нескольких
метров, скоростью потока - 30 и более километров
в час. Время прохождения волны - 30 минут.
Второй
участок характеризуется скоростью течения
от 15 до 20 километров в час, протяженностью
от 15 до 20 километров и временем прохождения
волны от 50 до 60 минут.
Третий
участок характеризуется скоростью потока
от 10 до 15 километров в час, протяженностью
от 30 до 50 километров и временем прохождения
волны 2 - 3 часа.
Четвертый участок характеризуется скоростью потока от 6 до 10 километров в час, протяженностью от 36 до 70 километров от и временем прохождения волны от 4 до 7 часов.
В
рассматриваемой методике устанавливаются
три уровня разрушений:
1) полное и сильное разрушение: материальные потери при полном разрушении составляют 1 или 100 процентов, при сильном - от 0,6 до 1 (60-100 процентов).
2) среднее разрушение: материальные потери - от 0,2 до 0,6 (20-60 процентов).
3)
слабое разрушение: материальные потери
- в пределах 0,2 или 20 процентов.
Применяя на практике рассмотренную нами выше методику, мы получаем возможность прогнозирования потенциального экономического ущерба основным производственным фондам предприятий, находящихся в зоне воздейтвия волны прорыва при аварии на гидроузлах.
Производя оценку экономического ущерба основным производственным фондам предприятий, нельзя забывать о том, что само гидротехническое сооружение, авария на котором привела к чрезвычайной ситуации, так же входит в состав основных производственных фондов территории, региона и страны. Причем, восстановление гидротехнического сооружения, даже при незначительных разрушениях, потребуют значительных затрат финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
В качестве
макроэкономической модели оценки экономического
ущерба от чрезвычайной ситуации, вызванной
аварией на гидротехническом сооружении,
применяется методика, в основу которой
положена методика оценки экономического
ущерба от загрязнения окружающей среды,
разработанная под руководством Семененко
Б.А.
В математическом
виде данная модель имеет следующий вид.
U= Uz+ Ug + Us+ Ul+ Up
В
соответствии с ней, комплекный экономический
ущерб на макро уровне от аварий на гидротехнических
сооружениях состоит из суммы реципиентных
(частных) ущербов в связи с нанесением
вреда здоровью населения (Uz), жилищно-коммунальному
хозяйству (Ug), сельскому хозяйству (Us),
лесным угодьям (Ul) и основным фондам промышленности
(Up).
Недостаток
приведенной методики заключается в том,
что для оценки элементов комплексного
ущерба необходимо вводить множество
поправок, коэффициентов, ограничений,
которые могут быть выявлены только на
основе обширного анализа имевших место
аварий на гидротехнических сооружениях
в различных регионах и странах мира.
Анализ
рассмотренных нами методики оценки опасности
экономического ущерба и непосредственно
экономического ущерба показывает, что
все они обладают существенными недостатками
и не позволяют оперативно использовать
их результаты.
В
этих условиях высшие учебные заведения
должны разъяснять студентам, проходящим
обучение по различным специальностям,
важность разрешения данной проблемы.
Ее решение требует объединения усилий
различных специалистов: гуманитарного,
экономического и технического профилей.
Представляется важным привлечь к решению
этой проблемы молодое поколение специалистов.
Начало этой работе может быть положено
в рамках научной работы студентов, ведущейся
при соответствующих кафедрах вузов.
Заключение
Рассмотренный в работе материал позволяет сделать следующие основные выводы:
1) экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера носит системный характер;
2) с точки зрения обеспечения надежной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций его следует рассматривать как совокупный социально-экономический ущерб;
3) учет возможного совокупного социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций исполнительными органами муниципальных образований, субъектов федерации и государства при разработке прогнозов социально-экономического развития способствует обеспечению макроэкономического роста;
4) максимально полный учет опасности экономического ущерба администрацией объектов экономики содействует реализации стратегических целей развития предприятий;
5) экономическая политика органов управления различных уровней, построенная с учетом опасности возникновения социально-экономического ущерба, позволяет снизить уровень негативных экономических и социальных последствий чрезвычайных ситуаций;
6)
в целях совершенствования методической
базы оценки возможных и реальных экономических
последствий чрезвычайных ситуаций нацеливать
научную работу студентов на решение данной
задачи.
Список
использованной литературы
I.
Законодательные и нормативно-правовые
акты, нормативные документы
1.
Руководство по действиям органов управления
и сил РСЧС при угрозе и возникновении
чрезвычайных ситуаций.- М.:ВНИИ ГОЧС, 2001.
2.
Сборник нормативно-методических рекомендаций
по определению и возмещению ущерба от
стихийных бедствий в аграрно-промышленном
комплексе России.- М.: ЦНТИПР Минсельхозпрода
России, 2004.
II.
Научная и учебная литература
3. Блехцин,
И.Я. Производительные силы РФ и окружающая
среда [Текст]/ И.Я.Блехцин, В.А.Минеев. М.:
Мысль, 2004.-208с.
4. Блехцин,
Л.А. Планирование и стимулирование рационального
природопользования [Текст]/ Л.Я.Миленина,
А.М. Серов. Киев: Наукова думка, 2006.-189с.
5. Брюс
Дж. Решающий год Международной декады
по уменьшению опасности стихийных бедствий
[Текст]/ Брюс Дж.//Остановить катастрофы.-2004.-№
1(17).-С.32-34
6. Кофф,
Л.Н. Оценка последствий чрезвычайных
ситуаций. [Текст]/ Л.Н. Кофф. - М.: Издательско-полиграфический
комплекс РЭФИА, 2004.-400с.
7. Некрасов,
Н.Н. Социалистическое природопользование:
Экономические и социальные аспекты [Текст]/
Н.Н.Некрасов, Е.В.Матвеев. М.: София, 2005.-177с.
8. Филатов,
Ю.А. Методика прогнозирования гидравлических
последствий разрушения плотин водохранилищ
[Текст]/ Ю.А. Филатов, И.В. Сумина.- М.: ВНИИ
ГОЧС, 2007.-344с.
9. Халдеев,
В.П. Расчет ущерба, наносимого сельскому
хозяйству выбросами в атмосферу химическим
комбинатом. [Текст]/ В.П. Халдеев. - Киев:
Наукова думка, 2006.-279с.
Информация о работе Экономические последствия чрезвычайных ситуаций