Экономические последствия чрезвычайных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Воздействие различных природных явлений на человека, общество и объекты материальной культуры, аварии в сфере производственной деятельности общества нередко влекут за собой человеческие жертвы. Они наносят ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, приводят к значительным материальным потерям и нарушению условий жизни населения.
Усложнение технологических процессов в производстве является одной из причин увеличения масштабов неблагоприятных последствий воздействия на общество природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Классификация экономического ущерба………………………………..5
Характеристика видов и элементов экономического ущерба…………10
Методы оценки экономического ущерба………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………22
Литература…………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 213.84 Кб (Скачать)

В условиях экономики рыночного типа необходимо изыскивать нетрадиционные для России возможности финасового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В связи с этим, в качестве одного из методов финансового обеспечения привлечения инвестиций в реальный сектор экономики в целях снижения опасности производственных аварий и катастроф МЧС России рассматривает государственную поддержку развития лизинговых отношений.

Таким образом, в Российской Федерации сложилась система финансового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоящая из централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов. К первым относятся финансовые ресурсы резервных фондов Правительства России и субъектов федерации, ко вторым - соответствующие фонды муниципальных образований, объектов экономики и страховые фонды.

Важное место в деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций занимает материальное обеспечение. Оно предусматривает создание материальных резервов, включающих продовольствие, аварийно-спасательные средства и инструменты, оборудование, необходимое для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего от чрезвычайных ситуаций населения и т.п.

Указанные резервы создаются в составе государственного резерва (федеральный резерв), запасов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти (ведомственные резервы), резервов субъектов федерации и органов местного самоуправления (местные резервы), запасов предприятий, организаций и учреждений (объектовые резервы). Решение о создании резервов принимают соответствующие органы исполнительной власти. Их создание осуществляется за счет бюджетов соответствующих уровней и средств предприятий, организаций и учреждений.

Потребности в резервах определяются с учетом видов и масштабов прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, размеров потенциального ущерба, природных, экономических и иных особенностей территорий, характера и предполагаемого объема работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Продукция в федеральные и ведомственные резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций поставляется в соответствии с положениями Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”.

Распределяет материальные ресурсы, поступающие из резервов, тот орган, которому они предоставлены. Контроль за распределением и использованием осуществляет орган, создавший материальные резервы. Он же обеспечивает пополнение резервов. 

      Таким образом, материальное обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного удовлетворения потребностей в материально-технических средствах, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, жизнеобеспечения персонала органов управления ГОЧС, войск ГО, поисково-спасательных служб и пострадавшего населения. 

      Материальное обеспечение осуществляется: 

      1)     службой торговли и питания; 

      2)     службой материально-технического снабжения; 

      3)     службой снабжения горючими и смазочными материалами; 

      4)     службой водоснабжения. 

      Организационно-экономическое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предполагает комплекс мер, направленных на обеспечение контроля за соблюдением мер безопасности, оценку достаточности и эффективности работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасных промышленных объектах.

Основными формами организационно-экономического обеспечения являются декларирование безопасности объекта экономики, лицензирование опасных видов производственной деятельности и государственная экспертиза.

Декларирование безопасности предполагает обследование предприятия и составление “Декларации безопасности”. В этом документе оцениваются характер и масштабы возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, их опасность для персонала предприятия и населения, комплекс мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Лицензирование осуществляется в целях ограничения доступа к опасным технологиям и производствам. Основанием для выдачи лицензии является заключение государственной экспертизы о соответствии техологии, оборудования и организации производственного процесса требованиям соответствующих стандартов и норм.

Кроме задач, связанных с лицензированием, органы государственной экспертизы проводят проверку планируемых к реализации проектов и технических решений по объектам производственного и социального назначения, которые могут стать источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Экспертизе подлежат градостроительная документация, технико-экономическое обоснование и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений. Для решения этих задач при МЧС России создана Госэкспертиза.  

      Проведение экспертизы проектов затрудняется недостатками существующей нормативно-правовой и методической базы, отсутствием единого, межведомственного подхода к ее созданию и обновлению. Межведомственные нормы инженерно технических мероприятий, как правило, слабо ориентированы на защиту населения и территорий.

Сформировавшаяся за годы существования РСЧС система экономического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций позволяет органам, уполномоченным решать эти задачи, успешно выполнять свои функции. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Методы оценки экономического ущерба 

       Рассмотренная в предыдущем вопросе структура экономического ущерба и затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций позволяет построить различные модели оценки экономического ущерба.

Для оценки опасности могут быть использованы экономико-статистический (статистический) метод, метод экспертных оценок и комбинированный метод.

Экономико-статистический метод основан на сборе и обработке статистических данных о воздействии различных факторов чрезвычайной ситуации на элементы объекта оценки. В результате обработки статистических данных строятся уравнения регрессии, характеризующие изменения ущербообразующих признаков в зависимости от значения поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Зная значения указанных факторов, определяют возможный размер натуральных потерь. Умножая показатель потерь в натуральном исчислении на соответствующий стоимостной показатель, рассчитывают величину опасности экономического ущерба. 

      Метод экспертных оценок применяется при отсутствии массива статистических данных или малой изученности явления, иначе говоря, в условиях неопределенности. Его суть заключается в опросе мнений специалистов, имеющих опыт научных исследований по данной проблеме и практической работы в данной сфере деятельности. Обработка результатов опроса соответствующими методиками позволяет вывести ситуацию из состояния неопределенности и приблизительно оценить опасность экономического ущерба от той или иной чрезвычайной ситуации. 

      Наиболее точная оценка опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера может быть получена только статистическим методом.

Объективность статистической оценки во многом зависит от уровня детализации объекта оценки, анализа ущербообразующих факторов и наличия репрезентативных данных о соответствующих чрезвычайных ситуациях и их экономических последствиях в прошлом. 

      Так, например, при оценке опасности экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций предприятия необходимо выделить следующие элементы возможных потерь: здания, сооружения и передаточные устройства, транспортные средства, станки и оборудование, запасы сырья и материалов, готовую продукцию на складах и на производстве, объем производства, персонал предприятия по местам работы и т.п. В свою очередь, каждый элемент необходимо разделить на группы. Например, здания производственного назначения, административные здания, здания социально-культурной сферы, а так же выделить в них деревянные, кирпичные и блочные строения. 

      При оценке опасности для территории целесообразно выделить такие элементы как объекты материальной культуры, транспортная инфраструктура, линии электропередач, газо- и нефтепроводы, коммунальные сети, сельскохозяйственные и лесные угодья, зеленые насаждения населенных пунктов, водоемы хозяйственного и рекреационного назначения, население как демографический элемент, объем валового регионального продукта и т.п. 

      По каждому элементу осуществляется статистическая оценка потерь. Итоговый показатель опасности экономического ущерба может быть получен как сумма ожидаемых потерь ущербообразующих элементов. Следует иметь в виду, что данный показатель должен отражать не только стоимость прямых возможных потерь, но и отдаленные потери, связанные с нарушением функционирования соответствующих элементов в последующих циклах воспроизводства. 

      Поскольку цепочка воспроизводственных циклов стремится к бесконечности, необходимо решить вопрос о разумных пределах числа анализируемых циклов. Расчеты, выполненные учеными на основе межотраслевого баланса народного хозяйства, показали, что таким пределом являются пятый-шестой циклы. Последующие циклы дают столь незначительное приращение опасности экономического ущерба, что ими следует пренебречь.

Анализ специальной литературы по проблемам оценки опасности экономического ущерба от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций показывает, что существенных отличий в методологии ее выполнения нет. Различия между ними заключаются в характере поражающих факторов.

Например, основные производственные фонды предприятия включают такие группы объектов, как производственные земельные участки, здания, здания вспомогательного производства, станки и оборудование производственных цехов, производственные сооружения и передаточные устройства, автомобили различного назначения зеленые насаждения и т.п.

На отдельных предприятиях в число основных производственных фондов могут входить права собственности и равные им другие имущественные права, мебель и вычислительная техника, различные радиотехнические устройства и электротехнические установки. Мы назвали только некоторые группы основных производственных фондов, но и такое их краткое перечисление подтверждает необходимость дифференцированного подхода к их рассмотрению.

Экономической предпосылкой такого подхода является установление для каждой из групп индивидуальной нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов. Естественно, что сумма начисленных амортизационных отчислений не должна включаться в общую сумму экономического ущерба.

В то же время, существуют элементы ущерба, по которым не происходит начисление амортизационных отчислений, например,- трудовые ресурсы.

С технической точки зрения, рассматриваемый подход базируется на различной восприимчивости объектов одного и того же элемента к воздействию поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Одним из преимуществ рассматриваемого подхода является доступность информации, необходимой для выполнения расчетов. Она берется из документов бухгалтерского учета и отчетности. Соответствующие данные могут быть получены в органах государственной статистики и в структурах российского страхового фонда документации. Важное значение имеет и простота выполнения оценки экономического ущерба с помощью данной модели.

На основе данной модели могут быть созданы более сложные экономико-статистические модели совокупного социально-экономического ущерба или экономического ущерба конкретным объектам экономики. 

      В качестве примера рассмотрим реально существующую методику оценки экономического ущерба основным производственным фондам от волны прорыва напорного фронта гидроузла.

Основными факторами воздействия волны прорыва на различные объекты являются уровень воды и скорость течения в месте расположения объекта.

Информация о работе Экономические последствия чрезвычайных ситуаций