Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 10:27, курсовая работа
Воздействие различных природных явлений на человека, общество и объекты материальной культуры, аварии в сфере производственной деятельности общества нередко влекут за собой человеческие жертвы. Они наносят ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, приводят к значительным материальным потерям и нарушению условий жизни населения.
Усложнение технологических процессов в производстве является одной из причин увеличения масштабов неблагоприятных последствий воздействия на общество природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Введение……………………………………………………………………3
Классификация экономического ущерба………………………………..5
Характеристика видов и элементов экономического ущерба…………10
Методы оценки экономического ущерба………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………22
Литература…………………………………………………………………23
В условиях экономики рыночного типа необходимо изыскивать нетрадиционные для России возможности финасового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В связи с этим, в качестве одного из методов финансового обеспечения привлечения инвестиций в реальный сектор экономики в целях снижения опасности производственных аварий и катастроф МЧС России рассматривает государственную поддержку развития лизинговых отношений.
Таким образом, в Российской Федерации сложилась система финансового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоящая из централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов. К первым относятся финансовые ресурсы резервных фондов Правительства России и субъектов федерации, ко вторым - соответствующие фонды муниципальных образований, объектов экономики и страховые фонды.
Важное место в деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций занимает материальное обеспечение. Оно предусматривает создание материальных резервов, включающих продовольствие, аварийно-спасательные средства и инструменты, оборудование, необходимое для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего от чрезвычайных ситуаций населения и т.п.
Указанные резервы создаются в составе государственного резерва (федеральный резерв), запасов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти (ведомственные резервы), резервов субъектов федерации и органов местного самоуправления (местные резервы), запасов предприятий, организаций и учреждений (объектовые резервы). Решение о создании резервов принимают соответствующие органы исполнительной власти. Их создание осуществляется за счет бюджетов соответствующих уровней и средств предприятий, организаций и учреждений.
Потребности в резервах определяются с учетом видов и масштабов прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, размеров потенциального ущерба, природных, экономических и иных особенностей территорий, характера и предполагаемого объема работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Продукция в федеральные и ведомственные резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций поставляется в соответствии с положениями Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”.
Распределяет
материальные ресурсы, поступающие из
резервов, тот орган, которому они предоставлены.
Контроль за распределением и использованием
осуществляет орган, создавший материальные
резервы. Он же обеспечивает пополнение
резервов.
Таким
образом, материальное обеспечение мероприятий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций - это комплекс мероприятий по
обеспечению бесперебойного удовлетворения
потребностей в материально-технических
средствах, необходимых для предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
их последствий, жизнеобеспечения персонала
органов управления ГОЧС, войск ГО, поисково-спасательных
служб и пострадавшего населения.
Материальное
обеспечение осуществляется:
1)
службой торговли и питания;
2)
службой материально-технического снабжения;
3)
службой снабжения горючими и смазочными
материалами;
4)
службой водоснабжения.
Организационно-
Основными формами организационно-экономического обеспечения являются декларирование безопасности объекта экономики, лицензирование опасных видов производственной деятельности и государственная экспертиза.
Декларирование безопасности предполагает обследование предприятия и составление “Декларации безопасности”. В этом документе оцениваются характер и масштабы возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, их опасность для персонала предприятия и населения, комплекс мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Лицензирование осуществляется в целях ограничения доступа к опасным технологиям и производствам. Основанием для выдачи лицензии является заключение государственной экспертизы о соответствии техологии, оборудования и организации производственного процесса требованиям соответствующих стандартов и норм.
Кроме
задач, связанных с лицензированием, органы
государственной экспертизы проводят
проверку планируемых к реализации проектов
и технических решений по объектам производственного
и социального назначения, которые могут
стать источниками чрезвычайных ситуаций
или влиять на обеспечение защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Экспертизе подлежат градостроительная
документация, технико-экономическое
обоснование и проекты на строительство,
реконструкцию, расширение и техническое
перевооружение предприятий, зданий и
сооружений. Для решения этих задач при
МЧС России создана Госэкспертиза.
Проведение экспертизы проектов затрудняется недостатками существующей нормативно-правовой и методической базы, отсутствием единого, межведомственного подхода к ее созданию и обновлению. Межведомственные нормы инженерно технических мероприятий, как правило, слабо ориентированы на защиту населения и территорий.
Сформировавшаяся
за годы существования РСЧС система экономического
обеспечения мероприятий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций позволяет
органам, уполномоченным решать эти задачи,
успешно выполнять свои функции.
Методы
оценки экономического ущерба
Рассмотренная в предыдущем вопросе структура экономического ущерба и затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций позволяет построить различные модели оценки экономического ущерба.
Для оценки опасности могут быть использованы экономико-статистический (статистический) метод, метод экспертных оценок и комбинированный метод.
Экономико-статистический
метод основан на сборе и обработке статистических
данных о воздействии различных факторов
чрезвычайной ситуации на элементы объекта
оценки. В результате обработки статистических
данных строятся уравнения регрессии,
характеризующие изменения ущербообразующих
признаков в зависимости от значения поражающих
факторов чрезвычайной ситуации. Зная
значения указанных факторов, определяют
возможный размер натуральных потерь.
Умножая показатель потерь в натуральном
исчислении на соответствующий стоимостной
показатель, рассчитывают величину опасности
экономического ущерба.
Метод
экспертных оценок применяется при отсутствии
массива статистических данных или малой
изученности явления, иначе говоря, в условиях
неопределенности. Его суть заключается
в опросе мнений специалистов, имеющих
опыт научных исследований по данной проблеме
и практической работы в данной сфере
деятельности. Обработка результатов
опроса соответствующими методиками позволяет
вывести ситуацию из состояния неопределенности
и приблизительно оценить опасность экономического
ущерба от той или иной чрезвычайной ситуации.
Наиболее точная оценка опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера может быть получена только статистическим методом.
Объективность
статистической оценки во многом зависит
от уровня детализации объекта оценки,
анализа ущербообразующих факторов и
наличия репрезентативных данных о соответствующих
чрезвычайных ситуациях и их экономических
последствиях в прошлом.
Так,
например, при оценке опасности экономического
ущерба от чрезвычайных ситуаций предприятия
необходимо выделить следующие элементы
возможных потерь: здания, сооружения
и передаточные устройства, транспортные
средства, станки и оборудование, запасы
сырья и материалов, готовую продукцию
на складах и на производстве, объем производства,
персонал предприятия по местам работы
и т.п. В свою очередь, каждый элемент необходимо
разделить на группы. Например, здания
производственного назначения, административные
здания, здания социально-культурной сферы,
а так же выделить в них деревянные, кирпичные
и блочные строения.
При
оценке опасности для территории целесообразно
выделить такие элементы как объекты материальной
культуры, транспортная инфраструктура,
линии электропередач, газо- и нефтепроводы,
коммунальные сети, сельскохозяйственные
и лесные угодья, зеленые насаждения населенных
пунктов, водоемы хозяйственного и рекреационного
назначения, население как демографический
элемент, объем валового регионального
продукта и т.п.
По
каждому элементу осуществляется статистическая
оценка потерь. Итоговый показатель опасности
экономического ущерба может быть получен
как сумма ожидаемых потерь ущербообразующих
элементов. Следует иметь в виду, что данный
показатель должен отражать не только
стоимость прямых возможных потерь, но
и отдаленные потери, связанные с нарушением
функционирования соответствующих элементов
в последующих циклах воспроизводства.
Поскольку цепочка воспроизводственных циклов стремится к бесконечности, необходимо решить вопрос о разумных пределах числа анализируемых циклов. Расчеты, выполненные учеными на основе межотраслевого баланса народного хозяйства, показали, что таким пределом являются пятый-шестой циклы. Последующие циклы дают столь незначительное приращение опасности экономического ущерба, что ими следует пренебречь.
Анализ специальной литературы по проблемам оценки опасности экономического ущерба от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций показывает, что существенных отличий в методологии ее выполнения нет. Различия между ними заключаются в характере поражающих факторов.
Например, основные производственные фонды предприятия включают такие группы объектов, как производственные земельные участки, здания, здания вспомогательного производства, станки и оборудование производственных цехов, производственные сооружения и передаточные устройства, автомобили различного назначения зеленые насаждения и т.п.
На отдельных предприятиях в число основных производственных фондов могут входить права собственности и равные им другие имущественные права, мебель и вычислительная техника, различные радиотехнические устройства и электротехнические установки. Мы назвали только некоторые группы основных производственных фондов, но и такое их краткое перечисление подтверждает необходимость дифференцированного подхода к их рассмотрению.
Экономической предпосылкой такого подхода является установление для каждой из групп индивидуальной нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов. Естественно, что сумма начисленных амортизационных отчислений не должна включаться в общую сумму экономического ущерба.
В то же время, существуют элементы ущерба, по которым не происходит начисление амортизационных отчислений, например,- трудовые ресурсы.
С технической точки зрения, рассматриваемый подход базируется на различной восприимчивости объектов одного и того же элемента к воздействию поражающих факторов чрезвычайной ситуации.
Одним из преимуществ рассматриваемого подхода является доступность информации, необходимой для выполнения расчетов. Она берется из документов бухгалтерского учета и отчетности. Соответствующие данные могут быть получены в органах государственной статистики и в структурах российского страхового фонда документации. Важное значение имеет и простота выполнения оценки экономического ущерба с помощью данной модели.
На основе
данной модели могут быть созданы более
сложные экономико-статистические модели
совокупного социально-экономического
ущерба или экономического ущерба конкретным
объектам экономики.
В качестве примера рассмотрим реально существующую методику оценки экономического ущерба основным производственным фондам от волны прорыва напорного фронта гидроузла.
Основными факторами воздействия волны прорыва на различные объекты являются уровень воды и скорость течения в месте расположения объекта.
Информация о работе Экономические последствия чрезвычайных ситуаций