История создания гражданской обороны, её предназначение и основные задачи по защите населения

Автор: Максим Трубников, 22 Ноября 2010 в 18:08, реферат

Описание работы

Становление гражданской обороны имеет давнюю историю развития. Она ведёт отсчёт с начала XX века. Задачи, решаемые гражданской обороной, были сложны и многообразны.
В настоящем реферате дано общее представление, связанное с историей развития ГО и основными задачами, решаемыми гражданской обороной в конкретный период времени. Условно историю развития ГО можно разделить на ряд этапов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.История российской гражданской обороны
1.1Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг.
1.2Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг.
1.3Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1941-1945 гг.
1.4Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг.
2. Гражданская оборона СССР 1961 – 1991
2.1Роль и задачи гражданской обороны СССР
2.2Общие принципы организации гражданской обороны
3.МЧС и Гражданская оборона (современный период). Их основные задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат по ОБЖ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

 
     21 декабря 1994 года был принят закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы  деятельности  чрезвычайной  службы  России.  
 
      С целью централизации межведомственных функций управления особенно при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях постановлением правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 164 была создана межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определены ее задачи и персональный состав.  
 
      14 июля 1995 г. был принят федеральный закон Российской Федерации “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”. Этот закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера.  
 
      С целью повышения эффективности экономического регулирования в области предупреждения чрезвычайных ситуаций по инициативе и при содействии МЧС России в июле 1995 года была создана Чрезвычайная  страховая  компания.  
 
      2 ноября 1995 г. правительство Российской Федерации приняло постановлением №1085 “О федеральной целевой программе “Создание единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) на территории Российской Федерации”.  
 
      Федеральное МинЧС уделяет значительное внимание работе с органами исполнительной власти субъектов РФ в области гражданской обороны и предупреждения ЧС. Не менее важная задача для МЧС России - создание высокопрофессиональных мобильных территориальных спасательных служб.

 
      Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с временным положением, утвержденным приказом МЧС России           от 7 октября 1994 г. № 621 выполняют следующие основные задачи:  
 
· координация деятельности территориальных подсистем, а также звеньев ведомственных и функциональных подсистем российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на территории региона, организация их взаимодействия по вопросам разработки и осуществления мероприятий в области защиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидации  чрезвычайных  ситуаций;  
 
· руководство подчиненными соединениями и воинскими частями гражданской обороны, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ходе повседневной деятельности, при приведении их в различные степени боевой готовности, в период отмобилизования и выполнения задач в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, поисково-спасательными службами на территории  региона;  
 
· координация ведения гражданской обороны на территории региона;  
 
· координация действий комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации региональных  чрезвычайных  ситуаций;  
 
· осуществление установленным порядком государственного надзора на территории региона за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при  их  возникновении;  
 
· организация региональных научно-прикладных исследований по проблемам предупреждения и ликвидации  чрезвычайных  ситуаций;  
 
· организация разработки и реализации региональных программ, систем информационного обеспечения, контроля за реализацией в регионе федеральных целевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий  и  катастроф;   
 
(за исключением регионов, где имеются специальные органы управления МЧС России администраций по контролю за реализацией программ по ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф),  а  также  защиту населения  и  территорий;  
 
· организация на территории региона обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных  ситуациях;  
 
· участие, содействие и контроль за созданием на территории региона резервов материальных ресурсов для  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций;  
 
· рассмотрение и согласование смет потребности в денежных средствах субъектам Российской Федерации на оказание помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций;  
 
· осуществление функций финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из резервного фонда правительства Российской Федерации, а также организации финансового и материально-технического обеспечения штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, соединений, воинских частей гражданской обороны на территории  региона.  

       
Всего в составе МЧС России имеется 7 региональных центров:  
 
Центральный:                        г. Москва;

       
 
Северо-Западный:                  г. Санкт-Петербург;

       
 
Северо-Кавказский:                г. Ростов на Дону;

       
 
Приволжский:                         г. Самара;

       
 
Уральский:                              г. Екатеринбург;

       
 
Сибирский                               г. Красноярск
 

       
Дальневосточный:               г. Хабаровск.  
 

Основными задачами гражданской  обороны в современных  условиях являются: 

  • обучение  населения способам защиты;
  • оповещение населения об опасностях;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты (убежища, противогазы);
  • проведения аварийно-спасательных работ
 

Для иллюстрации  одной из вышеперечисленных задач, решаемых ГО, приведём примерную схему  реализации задачи по оповещению населения  в чрезвычайных ситуациях. 

    Оповестить  население - значит предупредить его  о надвигающемся бедствии, проинформировать о случившейся катастрофе. Для  этого используются все возможные  средства связи. В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населённого пункта, где бы ни было радиоузла. Для оповещения при серьёзной опасности используются сирены. Их звучание (прерывистые гудки основных предприятий города) означают сигнал    «Внимание всем!». Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор и/или радиоприёмник и слушать сообщение местных служб по делам ГО и чрезвычайным ситуациям. В течение всего периода режима ЧС все информационные средства нужно держать включёнными. Местные радиоузлы населённых пунктов и объектов народного хоз-ва переводятся на круглосуточную работу.

    Для обеспечения устойчивого управления ГО на объекте создается пункт управления. Он оборудуется в защитных сооружениях. Пункт управления должен быть оснащен современными техническими средствами связи и обеспечивать благоприятные условия для нормальной работы руководящего состава объекта. В нем должны быть подготовлены удобные места для работы с техническими средствами управления, места для отдыха, приема пищи, оказания медицинской помощи. На пункте управления ГО объекта обычно размещаются: начальник ГО, его заместители, начальник штаба со своим аппаратом, начальники служб, работники связи и обслуживания.

    Для эффективного управления ГО на объекте создается система связи, которая включает радио и проводные средства связи, подвижные и сигнальные средства. Система связи является основным средством управления и должна обеспечить быструю и достоверную передачу, командной информации, а также донесений и сообщений о состоянии гражданской обороны. Она организуется в соответствии с решением начальника (командира), указанием начальника штаба и распоряжением по связи вышестоящего штаба. Непосредственную ответственность за ее организацию несет начальник штаба ГО объекта (службы, формирования).

    Радиосредства - основные средства связи, так как они обеспечивают надежное управление мероприятиями ГО. С помощью радио можно в относительно короткое время установить связь практически на любое расстояние и на любой местности, обеспечить передачу информации одновременно большому числу корреспондентов. На объектах применяются, как правило, радиостанции ультракоротковолнового диапазона (УКВ), а в отдельных случаях - и коротковолнового диапазона (КБ). Не утратила свое значение и проводная связь. Она незаменима в стационарных условиях объекта, в районе расположения формирования и при проведении СНАВР.

    Даже  при наличии достаточного количества современных средств радио и  проводной связи современное  управление невозможно без подвижных и сигнальных средств, они используются во всех звеньях управления и во всякой обстановке.

    Связь организуется со старшим начальником, подчиненными силами и средствами, соседями, а также взаимодействующими органами и силами.

    Характерная черта современного этапа управления - всестороннее использование организационной техники, к которой относятся: средства добывания информации (промышленная телевизионная установка, которая позволяет вести наблюдения за производственной деятельностью в цехах, на складах, производственных участках, приборы радиационной и химической разведки и т.д.); средства обработки информации и производства оперативных и инженерно-технических расчетов (клавишные вычислительные машины, электронно-вычислительные машины и т. д.); средства документирования и размножения документов (диктофоны, магнитофоны, пишущие машинки, копировальные (печатные) аппараты, чертежные приборы и устройства), канцелярские принадлежности, различные линейки, шаблоны, трафареты, наборы типовых записей, условных знаков, а также типовые формы.

      В настоящее время на объектах широко применяются автоматизированные системы управления производством (АСУП), одной из подсистем которой должна быть гражданская оборона. Применение автоматизированных систем в управлении гражданской обороной вносит резкие изменения в методы работы и организационную структуру органов управления: высвободит часть оперативных работников, выполнявших трудоемкую работу, отпадает необходимость разрабатывать и отправлять письменные донесения и сводки. Исчезнет необходимость во внутренней информации, устраняется параллелизм и дублирование в сборе данных  обстановки  и  др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

            Современный мир многолик и противоречив. Человечество за все годы своего существования стремилось к цивилизации и прогрессу.

           К сожалению, не всегда прогресс  и высокие достижения в науке,  технике и производстве являлись  благом для человека. С этим  связаны постоянно возникающие  угрозы для жизни человека  и среды его обитания. Это создание ядерного, химического, бактериологического и других опасных видов оружия массового поражения. Вся история создания и развития гражданской обороны свидетельствует о том, что современный мир должен быть надёжно защищён от этих, всё время нарастающих угроз.      

          Человечество радуется достижениям науки и техники, однако не надо забывать, что и военная промышленность не стоит на месте. Кроме того, оттого, что у каждого пятого человека сейчас дома компьютер и у каждого второго телефон, люди не стали добрее. Алчность, стремление к власти - это то чувство, которое заставляет людей начинать войну, и этого не избежать никогда. Ежедневно где-либо в мире идет «перестрелка» и гибнут люди, и когда-нибудь это «где-то» может быть и у нас. Не стоит думать, что мы свое перетерпели и нас это больше не коснется, надо быть готовым ко всему. А потому, обучение населения по гражданской обороне должно проводиться во всех учебных заведениях.

          Задачи, которые сейчас решает  гражданская оборона, должны быть просты  и понятны каждому человеку, их смысл очевиден - уберечь человечество от  потрясений.

          Наше государство на всех этапах  его развития всегда уделяло  повышенное внимание вопросам  гражданской обороны и это  приносило и приносит ощутимые  результаты.

          Вместе с тем, безопасность  и угроза терроризма выдвинулись,  в последнее время, на первый  план, поэтому вся инфраструктура  ГО должна постоянно модернизироваться.

      В обозримом будущем ГО, как и  вся оборона страны, будет строиться  по принципу стратегической мобильности. Все: промышленность, сельское хозяйство, органы управления — должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени. 
          В перспективе ГО, видимо, примет характер более территориальный, чем ведомственный (производственный). Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими  силами. 
          Основные тенденции развития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

     

            При подготовке настоящего реферата были использованы материалы, размещённые на современных интернет сайтах, по тематике, связанной с историей развития гражданской обороны, её предназначением и основными задачами.

           Кроме того, я использовал материал  статьи по вопросам гражданской  обороны, опубликованной в т.7, стр. 235 3-го издания Большой Советской Энциклопедии, издательство «Советская энциклопедия»       
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе История создания гражданской обороны, её предназначение и основные задачи по защите населения