Автор: Максим Трубников, 22 Ноября 2010 в 18:08, реферат
Становление гражданской обороны имеет давнюю историю развития. Она ведёт отсчёт с начала XX века. Задачи, решаемые гражданской обороной, были сложны и многообразны.
В настоящем реферате дано общее представление, связанное с историей развития ГО и основными задачами, решаемыми гражданской обороной в конкретный период времени. Условно историю развития ГО можно разделить на ряд этапов.
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.История российской гражданской обороны
1.1Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг.
1.2Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг.
1.3Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1941-1945 гг.
1.4Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг.
2. Гражданская оборона СССР 1961 – 1991
2.1Роль и задачи гражданской обороны СССР
2.2Общие принципы организации гражданской обороны
3.МЧС и Гражданская оборона (современный период). Их основные задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РЕФЕРАТ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
ТЕМА:
«История
создания гражданской
обороны, её предназначение
и основные задачи
по защите населения»
г. Балашов
2009 г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
1.История российской
гражданской обороны
1.1Местная
противовоздушная оборона
(МПВО) 1918-1932 гг.
1.2Местная
противовоздушная оборона
(МПВО) 1932-1941 гг.
1.3Местная
противовоздушная оборона
(МПВО) 1941-1945 гг.
1.4Местная
противовоздушная оборона (МПВО)
1945-1961 гг.
2. Гражданская оборона СССР 1961 – 1991
2.1Роль
и задачи гражданской
обороны СССР
2.2Общие
принципы организации
гражданской обороны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ:
Становление гражданской обороны имеет давнюю историю развития. Она ведёт отсчёт с начала XX века. Задачи, решаемые гражданской обороной, были сложны и многообразны.
В настоящем реферате дано общее представление, связанное с историей развития ГО и основными задачами, решаемыми гражданской обороной в конкретный период времени. Условно историю развития ГО можно разделить на ряд этапов.
Поскольку за прошедший век наша страна прошла исторический путь развития в разных социально-экономических формациях, то и задачи, решаемые ГО на каждом из этапов, имели свою специфику. Но основной смысл и содержание их сводится к тому, что, гражданская оборона-это система общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения от возможного нападения противника и обеспечения устойчивой работы народного хозяйства.
При этом надо учитывать тот факт, что Россия в настоящее время живёт в эпоху глобализации и поэтому круг задач, решаемых ГО постоянно видоизменяется и усложняется. С появлением атомного оружия и другого оружия массового поражения потребовались новые способы защиты населения. С этого времени гражданская оборона стала системой общегосударственного значения.
В мирное время проводится подготовка экономики и объектов для ситуаций, возникающих в военное время. Введение ГО начинается с момента объявления состояния войны или введения Президентом РФ военного положения.
Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО. Органы исполнительной власти субъектов РФ и другие организации планируют и организуют проведение мероприятий по ГО, осуществляют обучение населения и своих работников, проводят мероприятия по устойчивому функционированию в военное время.
Каждый гражданин России
С многообразием и сложностью задач, решаемых ГО, существенным образом изменилась система управления этой сферой экономики. В настоящее время управление ГО осуществляется Федеральным органом исполнительной власти-МЧС России и его территориальными органами, а также специальными структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в области ГО.
Вопросы и задачи, связанные с ГО, отражены
в Федеральной законе «О гражданской обороне»
от 28 января 1998 года, с внесёнными в него
изменениями и дополнениями.
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
Впервые возможность дезорганизации тыла
появилась в годы мировой войны 1914 —1918
гг., когда в ходе военных действий нашла
применение боевая авиация, способная
наносить удары по населенным пунктам
в тылу противника. Это обстоятельство
вызвало необходимость организации защиты
крупных городов от ударов с воздуха. Наряду
с активными мерами противовоздушной
обороны, осуществляемой войсками, к участию
в мероприятиях, призванных обеспечить
защиту населения и промышленных предприятий
от нападения с воздуха и быструю ликвидацию
последствий авиационных налетов, стало
привлекаться население. Это привело к
созданию систем местной противовоздушной обороны,
В
Советском Союзе фундамент гражданской
обороны — до 1961 г. она именовалась местной
противовоздушной обороной (МПВО) — начал
закладываться в первые же годы установления
Советской власти. Первые мероприятия
МПВО были осуществлены в Петрограде в
марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки
города немецкой авиацией. К участию в
мероприятиях МПВО в годы гражданской
войны привлекались жители ряда других
крупных городов, когда возникала угроза
воздушных налетов.
Опираясь на опыт гражданской
войны и растущее военное значение авиации,
Советское правительство, начиная с 1925
г. издало ряд постановлений, направленных
на создание и укрепление противовоздушной
обороны страны.
В 1925 г. Совет народных
комиссаров (СНК) СССР издал постановление
«О мерах противовоздушной обороны при
постройках в 500-километровой приграничной
полосе». В пределах этой зоны, обусловленной
радиусом действий боевой авиации того
времени, предписывалось в ходе Нового
строительства осуществлять соответствующие
инженерно-технические мероприятия по
защите населения и объектов народного
хозяйства.
В следующем году Совет
Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издал постановление,
обязывающее проведение мероприятий по
противовоздушной обороне на железных
дорогах в пределах угрожаемой зоны.
В
частности, при железнодорожных
станциях должны были строиться убежища
и создаваться специальные формирования
противовоздушной и противохимической
защиты.
В 1927 г. Советом Труда
и Обороны СССР было издано постановление
«Об организации воздушно-химической
обороны территории Союза ССР». Согласно
этому постановлению территория страны
была разделена на приграничную (угрожаемую)
зону и тыл. Все города в приграничной
зоне стали именоваться городами-пунктами
ПВО. Общее руководство мероприятиями
ПВО было возложено на Наркомат по военным
и морским делам. В том же году СТО СССР
обязал Наркомат по военным и морским
делам создать специальные курсы по подготовке
руководящих кадров воздушно-химической
обороны для нужд гражданских наркоматов.
Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку,
Киеве и Минске.
В утвержденном в 1928 г.
Наркомом по военным и морским делам первом
Положении о противовоздушной обороне
СССР было записано, что противовоздушная
оборона имеет назначением защиту Союза
ССР от воздушных нападений с использованием
для этой цели сил и средств, принадлежащих
как военному, так и гражданским ведомствам
и соответствующим общественным оборонным
организациям. В связи с такой постановкой
вопроса возникла необходимость организации
обучения населения защите от воздушного
и химического нападения. Выполнением
этой задачи занимались главным образом
Осоавиахим и Союз обществ Красного Креста
и Красного Полумесяца (СОКК и КП), они
охватили обучением сотни тысяч активистов
местной противовоздушной обороны.
Массовая подготовка
населения по противовоздушной обороне
и противохимической защите позволила
создать к 1932 г. свыше 3 тыс. добровольных
формирований МПВО. Более 3,5 миллиона человек
было обеспечено противогазами; для укрытия
населения в угрожаемой зоне было подготовлено
несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ.
Проводились мероприятия по светомаскировке
городов в угрожаемой зоне и по созданию
быстродействующей системы оповещения
населения об угрозе нападения.
Таким образом, необходимые
организационные и материальные предпосылки
для создания единой общегосударственной
системы местной противовоздушной обороны
в стране к 1932 г, были созданы. Между тем
быстрый рост возможностей боевой авиации
по нанесению ударов по объектам глубокого
тыла потребовал дальнейшего совершенствования
организации защиты населения и народного
хозяйства.
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров
утвердил новое Положение о противовоздушной
обороне Союза ССР, согласно которому
местная противовоздушная оборона была
выделена в самостоятельную составную
часть всей системы противовоздушной
обороны Советского государства. С этой
даты принято отсчитывать начало существования,
общесоюзной МПВО, преемницей которой
стала Гражданская оборона
Основными задачами МПВО
являлись: предупреждение населения об
угрозе нападения с воздуха и оповещение
о миновании угрозы; осуществление маскировки
населенных пунктов и объектов народного
хозяйства от нападения с воздуха (особенно
светомаскировки); ликвидация последствий
нападения с воздуха, в том числе и с применением
отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ
и газоубежищ для населения; организация
первой медицинской и врачебной помощи
пострадавшим в результате нападения
с воздуха; оказание ветеринарной помощи
пострадавшим животным; поддержание общественного
порядка и обеспечение соблюдения режима,
установленного органами власти и МПВО
в угрожаемых районах. Выполнение всех
этих задач предусматривалось силами
и средствами местных органов власти и
объектов народного хозяйства. Этим определялось
и название данной системы противовоздушной
обороны.
Штабы, службы и формирования
МПВО создавались лишь в тех городах и
на тех промышленных объектах, которые
могли оказаться в радиусе действия авиации
противника. В таких городах и на таких
объектах мероприятия по противовоздушной
обороне и противохимической защите проводились в
полном объеме.
Организационная структура
МПВО определялась ее задачами. Поскольку
она являлась составной частью всей системы
противовоздушной обороны страны, общее
руководство МПВО в стране осуществлялось
Наркоматом по военным, и морским делам
(с 1934 г. - Наркомат обороны СССР), а в границах военных
округов – их командованием.
Для решения задач МПВО
организовывались соответствующие силы
— воинские части МПВО, которые подчинялись
командованию военных округов, и добровольные
формирования МПВО: в городских районах
— участковые команды, на предприятиях
— объектовые команды, при домоуправлениях
— группы самозащиты. Формирования МПВО
создавались из расчета: 15 человек от 100—300
рабочих и служащих — на предприятиях
и в учреждениях и от 200—500 человек жителей
— при домоуправлениях. Участковые команды
состояли из различных специальных формирований,
а группы самозащиты, как правило, из шести
подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного,
противопожарной защиты, охраны порядка
и наблюдения, дегазационного и обслуживания
убежищ. Участковые команды и группы самозащиты
подчинялись начальнику отделения милиции.
Подготовка кадров для
МПВО осуществлялась на специальных курсах
МПВО, а обучение населения — через учебную
сеть общественных оборонных организаций.
С 1935 г. подготовка населения
по противовоздушной обороне и противохимической
защите приобретает еще более широкий
размах, в частности были установлены
нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО»
(противовоздушной и противохимической
обороне). Подготовка населения совершенствовалась
в составе добровольных формирований
МПВО.