Химическое загрязнение и роль сми в оповещении населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:43, реферат

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть роль СМИ в оповещении населения о химическом загрязнении.
Исходя из определения актуальности, предмета, объекта и цели исследования, выделяются следующие задачи:
Рассмотреть понятие химического загрязнения;
Рассмотреть основные загрязняющие вещества;
Рассмотреть источники химического загрязнения, а также воздействие химических веществ на окружающую среду;
Рассмотреть способы и мероприятия по защите населения от химического загрязнения;
Рассмотреть роль СМИ в оповещении населения о химическом загрязнении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ХИМИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ 6
1.1Химическое загрязнение атмосферы 6
1.2 Основные загрязняющие вещества 7
1.3 Источники химического загрязнения 10
1.4 Воздействие химических веществ на окружающую среду 14
ГЛАВА 2 ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ХИМИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ 17
2.1 Мероприятия по защите населения от химического загрязнения 17
2.2 Роль СМИ в оповещении населения о химическом загрязнении 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение.docx

— 57.53 Кб (Скачать)

     Средства  массовой информации, стремящиеся удовлетворить  спрос аудитории, в кризисных  ситуациях проявляют готовность распространить практически любую  информацию о ЧС. Иначе говоря, заметно  снижается критичность журналистов  и редакторов по отношению к распространяемой ими информации.

     Государственные органы должны оперативно распространять информацию о чрезвычайных ситуациях, и делать это надо не только потому, что так и только так можно  с необходимой скоростью управлять  процессом принятия решений массами  людей, но и по той причине, что  такого рода информация все равно  будет распространяться. То есть вопрос не в том, будет ли распространена через СМИ информация о ЧС, а  в том, кто и как распространит через СМИ информацию о ЧС. Как уже говорилось, если государство не проявит инициативу и не станет источником такого рода информации, то сведения о ЧС будут поступать из источников случайных, некомпетентных, напуганных происходящим - со всеми вытекающими последствиями для массового сознания и общественного мнения.

     Действительно, общественное мнение не берется из ниоткуда и не складывается само по себе. Чтобы информация была распространена через СМИ, стала предметом обсуждения и повторения, составив, таким образом, основу общественного мнения, такая  информация должна быть кем-то и когда-то внесена в информационное пространство. Но общественное мнение формируется  на основе далеко не всякой внесенной  информации. Для массового сознания важна только та информация, которая  повторяется разными комментаторами - экспертами и журналистами - в разных СМИ. Причем повторяться могут только очень простые информационные сообщения, простые формулировки. А это значит, что сложно выраженные мысли будут  упрощены до такой формы, которая  позволит их без лишнего труда  запомнить, повторить, обсудить, сравнить с уже имеющимися в массовом сознании формулами и образцами высказываний, сопоставить со штампами и стереотипами массового сознания. Такое упрощение, позволяющее загнать информационное сообщение в систему координат, формируемую сложившимися в индивидуальном и общественном сознании установками  восприятия, принято называть типизацией. И если мы по тем или иным причинам игнорируем типизацию, если мы вносим в информационное пространство сообщение, выраженное в форме сложной логической или речевой конструкции, то это  значит, что мы сами отдаем кому-то право  отредактировать наше сообщение, упростить  его, типизировать его. Так что лучше  изначально формулировать простой  и четкий месседж. Кроме того, мы можем и должны сами позаботиться о том, чтобы месседж, внесенный  в информационное пространство нашим  ньюсмейкером, повторялся, хотя бы на первых порах. То есть надо специально подготовить  несколько первых повторов нашего месседжа, причем повторить его должны люди, чей голос будет услышан СМИ и их аудиторией.

     Такой и только такой подход позволяет  с достаточно высокой вероятностью гарантировать, что внесенное нами информационное сообщение будет  распространено посредством СМИ, типизировано и усвоено массовым сознанием, составив основу общественного мнения по интересующему  нас вопросу.

     Средства  массовой информации, формируя определенное общественное мнение, оказывая влияние  на сознание и поведение людей, изменяют и самого человека: его менталитет, ценностные ориентации, а также нравы  и мораль общества. Но если в условиях нормального функционирования общества для этого требуется относительно долгий промежуток времени, то в условиях ЧС перемены в поведении происходят одномоментно, степень влияния СМИ  на психику людей достигает своего апогея.

     Особенностью  психологии масс является ее внушаемость, легковерность, предпочтение слухов официальной  информации, заразительность переживаний  и убеждений. Все эти особенности  определяют специфику работы СМИ  в условиях ЧС.

     В кризисной ситуации необходимо заранее  вводить определенные стабилизаторы  поведения, призванные перевести его  в социально приемлемое русло. Биологические  требования могут блокироваться  более сильными социальными нормами. Опыт психиатрии катастроф свидетельствует  о том, что в возникновении  психических нарушений ведущая  роль принадлежит не самой ЧС, а  тому, насколько человек как личность воспринимает, переживает и интерпретирует данное событие. Любая ситуация как  многофакторное явление может стать  чрезвычайной, если она воспринимается, переживается и интерпретируется как  личностно-значимая, а само переживание  по своей интенсивности и длительности может превысить индивидуальные компенсаторные ресурсы данной личности.

     Таким образом, приходится признать, что информационный обмен в кризисной ситуации бывает затруднен как объективным конфликтом интересов профессионалов-отраслевиков, ликвидирующих причины и последствия  кризиса, с одной стороны, и журналистов, стремящихся удовлетворить информационные запросы массовой аудитории - с другой. Тем важнее быстро наладить управление информационным обменом, поставив этот процесс под контроль государства  в лице административного органа. При этом важно помнить, что для  того, чтобы то или иное информационное сообщение было донесено да аудитории, воспринято аудиторией и положено в  основу формирования общественного  мнения в связи с кризисной  ситуацией, необходимо последовательно  решить некоторые задачи:

     1) точно сформулировать информационное  сообщение, которое должно быть  простым и коротким;

     2) нести месседж в информационное  пространство (это делает официальный,  статусный ньюсмейкер);

     3) типизировать информационное сообщение,  которое должны повторить разные  комментаторы в различных СМИ;

     4) распространить информационное  сообщение с комментариями к  нему - это делают журналисты через  СМИ.

     Реализации  такого рода сценариев поможет создание контуров информационного реагирования, которые есть не что иное, как  устойчивые механизмы распространения  типовой информации в типичных ситуациях, формируемые по инициативе и действующие  под управлением конкретной пресс-службы.

     Сегодня в практике пресс-служб распространены создание и эксплуатация текущих  контуров информационного реагирования. Скажем, всем известно, что по четвергам  заседает кабинет министров, и что  в начале заседания премьер-министр  обязательно сделает краткое  заявление по существу главного вопроса повестки дня и что после рассмотрения этого вопроса профильный ньюсмейкер (основной докладчик) проведет брифинг в правительственном пресс-центре. Поэтому СМИ заранее планируют эфирное время и газетные полосы под репортажи своих правительственных корреспондентов. И аудитория привычно ждет к обеду в четверг новостей из Белого дома. Больше того, из числа журналистов, постоянно работающих в Белом доме, сформирован неформальный правительственный пул, работа с которым позволяет еще больше повысить эффективность эксплуатации данного контура информационного реагирования.

     Однако  реагирование в критических ситуациях  отличается от текущего реагирования непредсказуемостью. Не случайно специалисты  в каждой отрасли давно научились  выделять типы ЧС на основе их повторяемости, изучать общее, что есть в кризисных  ситуациях каждого типа, и разрабатывать  четкие процедуры антикризисного реагирования. Но в точности так же следует готовиться и к информационному реагированию в нештатных ситуациях. А в  идеале мобилизация кризисных контуров информационного реагирования должна стать часть общего пакета процедур, предусмотренных на случай кризиса.

     Иначе говоря, можно и нужно заранее  продумать и официально утвердить  алгоритмы действия пресс-служб  в кризисных ситуациях. Больше того, полезно ознакомить с этими алгоритмами  журналистов, входящих в отраслевой пул, то есть постоянно освещающих в  формате текущего информационного  реагирования события той или  иной отрасли.

     Анализируя  влияние нестабильностей, специалисты  выдвинули такое понятие, как  тотальное негативное психологическое  воздействие, которое оказывает  влияние на все население, включая  детей. Информационный прессинг становится катализатором многих неожиданных  реакций человека.  

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В наше время защита окружающей среды  выдвигается на первый план. Последствия  недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды  может оказаться необратимой.

     Следует отметить, что роли СМИ в условиях ЧС уделено недостаточно внимания. Недостаточно изучены возможности, алгоритмы действия средств массовой информации, качественные и количественные параметры информации, ее социально-психологическая и политическая направленность, а значит и специфика управления информацией в условиях чрезвычайного характера.

     Приходится  признать, что информационный обмен  в кризисной ситуации бывает затруднен  как объективным конфликтом интересов  профессионалов-отраслевиков, ликвидирующих  причины и последствия кризиса, с одной стороны, и журналистов, стремящихся удовлетворить информационные запросы массовой аудитории - с другой. Тем важнее быстро наладить управление информационным обменом, поставив этот процесс под контроль государства  в лице административного органа. При этом важно помнить, что для  того, чтобы то или иное информационное сообщение было донесено до аудитории, воспринято аудиторией и положено в  основу формирования общественного  мнения в связи с кризисной  ситуацией.

     СМИ рассматриваются как основной субъект  формирования общественного мнения. Компетентность общественного мнения зависит от меры гласности и свободы  информации в обществе. Отсутствие достоверной информации приводит к  тому, что общественное мнение формируется  на базе недостоверных данных, например, слухов.

     Чрезвычайные  ситуации в журналистике находятся  в том же семантическом поле, что  и скандальные происшествия. Механизм выстраивания текста, сюжета при описании катастрофы и скандала одинаков – нарушение привычного состояния вещей. Его основной механизм работает следующим образом. Характер события влияет на его презентацию и рефлексию в СМИ. Рефлексия не конструктивная, а провоцирующая, заставляющая искать в катастрофе «катастрофические» подробности, «катастрофические» последствия; даже причины, спровоцировавшие бедственное событие, часто рассматриваются как «катастрофические»: неадекватная власть, техногенные «коллапсы», неизбежность все большего экономического кризиса. Созданные в подобной логике аналитические и псевдоаналитические сюжеты воссоздают катастрофу, описывая ее во вновь созданном «катастрофичном контексте».

     в подобной логике аналитические и  псевдоаналитические сюжеты воссоздают катастрофу, описывая ее во вновь созданном  «катастрофичном контексте». 
 

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арустамов Э.А. «Безопасность жизнедеятельности», М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков  и Ко», 2003.
  2. Банников А.Г. и др. Основы экологии и охрана окружающей среды/А.Г. Банников, А.А. Вакулин, А.К. Рустамов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1999.
  3. Владимиров В.А., Измалков В.И. и другие «Оценка риска и управление техногенной безопасностью», М.: ФИД «Деловой экспресс»,2002
  4. Гринин А.С., Новиков В.Н. «Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях», М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
  5. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аспект Пресс, 1998.
  6. Емельянов В.М., Коханов В.Н. и другие «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях», М.: Академический Проект, 2003
  7. Коробкин В.И., Предельский Л.В. Экология. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2001.
  8. Крючек Н.А., Латчук В.Н. и другие «Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях», М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001
  9. Лозовский Б.Н. Журналистское воздействие на молодежь. Свердловск. 1986.
  10. Мастрюков Б.С. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», М.: Издательский центр «Академия», 2003
  11. Российская газета - Федеральный выпуск №4518 от 15 ноября 2007 г
  12. Сетевая энциклопедия www. krugosvet. ru
  13. Статья в Интернете " ЭКОЖУРНАЛИСТИКА" (http: // www. seu. ru/cci/lib/books/ecojour/08. htm)
  14. Статья в Интернете (http: // vkgu. ukg. kz/files/6_2006/nauka4. htm)
  15. Хван Т.А., Хван П.А. «Безопасность жизнедеятельности», Ростов н./Д.: «Феникс», 2000
  16. Шамилева И.А., Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.
  17. Экология: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Информация о работе Химическое загрязнение и роль сми в оповещении населения