Гражданская оборона

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:23, реферат

Описание работы

Гражданская оборона (ГО) - система мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 г. № 28--ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Работа содержит 1 файл

Реферат по БЖ.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Введение

Гражданская оборона (ГО) - система мероприятии по подготовке и защите населения, материальных и  культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных  действий или вследствие этих действий (Закон РФ «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 г. № 28--ФЗ). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Название  и задачи гражданской  обороны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства населения от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

МПВО предназначалась  для решения следующих задач: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.

Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов  власти и объектов народного хозяйства.

Для решения  задач МПВО организовывались соответствующие силы - воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и/добровольные формирования МПВО (в городских районах - участковый команды, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях - группы самозащиты).

Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100 -- 300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и от 200--500 человек жителей - при домоуправлениях.

В группы самозащиты, как правило, входило пять подразделений: медицинское; противопожарной защиты; охраны порядка; наблюдения; обслуживания убежищ.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных  курсах МПВО, а обучение населения - в общественных оборонных организациях.

Перед началом  Великой Отечественной войны (1941 -- 1945 гг.) в основном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО: служба оповещения и связи; медико-санитарная служба; службы убежищ, транспорта, торговли, общественного питания и др. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций с помощью городских органов власти.

Опыт Великой  Отечественной войны показал, что  система МПВО внесла существенный вклад  в дело защиты населения и народного  хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали  последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

Так была создана  основа для создания единой системы  мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и  устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

В 50-е гг. в  арсенале государств появилось новое  оружие - ядерное, появились новые средства доставки ядерного оружия - ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле 1961 г, МПВО была преобразована в гражданскую  оборону (ГО).

Гражданская оборона  стала составной частью системы  общегосударственных оборонных  мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях  защиты населения и народного  хозяйства страны от оружия массового  поражения (ОМП) и других средств  нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

В 50--60-е гг. XX в. система гражданской обороны  была создана в большинстве крупных  государств - США, Германии, Канаде, Италии, Швеции. Практически во всех странах особое значение придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях в ряде стран были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.

Во всех названных  государствах значительное внимание уделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай военных действий и при возникновении различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В нашей стране защиту населения от оружия массового  поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений созданием запасов средств индивидуальной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; обучением способам защиты от ОМП; оповещением об опасности нападения противника.

Для защиты объектов экономики планировались и проводились мероприятия, направленные на повышение устойчивости их работы в военное время: защита производственных фондов; создание запасов материально-технических средств; подготовка автономных источников электроэнергии, газа, водоснабжения/накопление материалов и средств для восстановительных работ.

Гражданская оборона  в СССР была организована на всей территории страны по территориально-производственному  принципу. Общее руководство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное - начальником ГО СССР, который являлся заместителем Министра обороны СССР. На местах ответственность за ГО возлагалась на руководителей Советов Министров республик, исполкомов Советов народных депутатов, министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, которые являлись начальниками ГО.

Таким образом, с момента своего появления гражданская  оборона всегда являлась составной  частью системы общегосударственных  оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для  защиты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Свое предназначение гражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с Вооруженными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооруженного воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.

В настоящее  время цели и задачи гражданской  обороны определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством, для обеспечения национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.

Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывно связано с проведением реформы Вооруженных Сил, а значит, в соответствии с изменившимися геополитическими, военно-стратегическими и социально-экономическими условиями.

Принятие в  последние годы международных соглашений о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижает возможность применения ОМП в вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключает.

Все большая  роль в ведении новых войн отводится  высокоточному обычному оружию и  оружию, созданному на новых физических принципах.

В последние  годы значительную угрозу для России начинает приобретать международный  и внутренний терроризм (вклейка, фото 2). В сентябре 1999 г. страну потрясли взрывы жилых домов в Москве, оборвавшие десятки человеческих жизней. В октябре 2002 г. захват террористами Театрального центра на Дубровке поставил под угрозу сотни человеческих жизней зрителей мюзикла «Норд-Ост».

В этих условиях сохраняется роль и значение гражданской  обороны в современных войнах и вооруженных конфликтах.

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.

Подготовка государства  к ведению гражданской обороны  осуществляется заблаговременно в  мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств  защиты населения при ведении  военных действий или вследствие этих действий. Мероприятия ГО организуются и осуществляются с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов, в том числе актов терроризма, и применения всех современных средств поражения, включая оружие массового поражения.

Введение гражданской  обороны на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом  Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.

В мирное время  силы и средства гражданской обороны  участвуют в защите населения  и территорий при чрезвычайных ситуациях  природного и техногенного характера.

План гражданской  обороны РФ утверждает и вводит в действие в случае необходимости Президент Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации: руководит обучением  способам защиты от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимает  участие в проведении мероприятий по гражданской обороне; оказывает содействие органам государственной власти в решении задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской  обороной в РФ осуществляет Правительство  Российской Федерации.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

Руководство гражданской  обороной на территории субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Все они по должности являются начальниками гражданской обороны.

Гражданская оборона на объектах экономики

Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной, можно сформулировать следующим  образом:

- обучение населения  способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных  действий или вследствие этих  действий;

- оповещение  населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения,  материальных и культурных ценностей  в безопасные районы;

- предоставление  населению убежищ и средств  индивидуальной защиты;

- проведение  мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- проведение  аварийно-спасательных работ в  случае возникновения опасностей  для населения при ведении  военных действий или вследствие этих действий;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Гражданская оборона  в Российской Федерации формируется  по территориально-производственному  принципу. В зависимости от обстановки система гражданской обороны может функционировать в одном из следующих режимов:

Информация о работе Гражданская оборона