Государственный надзор и общественный контроль условий труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 01:50, реферат

Описание работы

В условиях становления рыночной экономики и социальной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на нормальные условия и охрану труда. В Российской Федерации в последние годы практически во всех отраслях народного хозяйства наблюдалась тенденция ухудшения условий труда, увеличения числа аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, сокращения продолжительности жизни. Например, уровень смертельного травматизма на производстве в России превышал аналогичные показатели развитых стран мира:

Содержание

Введение …………………………………………………………….…….. 3
Законодательство по охране труда ……………………………….. 4
Нормативная и нормативно-техническая документация ……...… 7
Государственный надзор и общественный контроль за
соблюдением законодательства по охране труда ………………… 10
Заключение ………………………………………………………………… 14
Список литературы …………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

бпд.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Государственный Университет Управления

Институт  маркетинга

Кафедра маркетинга 

    РЕФЕРАТ

    по  учебной дисциплине «Безопасность  производственной деятельности»

    на  тему:

    «Государственный  надзор и общественный контроль условий  труда» 

Исполнитель:

студентка

специальность: маркетинг

курс: II группа: 1

форма обучения: очная

                                                        Зуевская В.А.                                                         

Руководитель:

____ассистент                                                   Н.В. Смирнова 

    Москва - 2010г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  …………………………………………………………….……..  3

  1. Законодательство по охране труда ………………………………..  4
  2. Нормативная и нормативно-техническая документация ……...…  7
  3. Государственный надзор и общественный контроль за

    соблюдением законодательства по охране труда ………………… 10

Заключение ………………………………………………………………… 14

Список литературы …………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Эффективный и безопасный труд возможен только в том случае, если производственные условия на рабочем месте отвечают всем требованиям международных стандартов в области охраны труда.

     В условиях становления рыночной экономики  и социальной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на нормальные условия и охрану труда. В Российской Федерации в последние годы практически во всех отраслях народного хозяйства наблюдалась тенденция ухудшения условий труда, увеличения числа аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, сокращения продолжительности жизни. Например, уровень смертельного травматизма на производстве в России превышал аналогичные показатели развитых стран мира:

* Российская  Федерация -- 0,139 (на 1000 работающих),

* США -- 0,054 (в  3 раза меньше);

* Финляндия -- 0,038 (в 4 раза меньше);

* Япония -- 0,02 (в  7 раз меньше);

* Великобритания -- 0,016 (в 10 раз меньше) Безопасность  жизнедеятельности / Под ред. Э.А.  Арустамова. - М., 2000. - С. 554 - 555. .

     Причем  уровень травматизма на предприятиях частного сектора, в кооперативах, товариществах с ограниченной ответственностью в 2 и более раза выше, чем на предприятиях государственного сектора.

     В настоящее время ситуация несколько меняется в связи с тем, что внесены существенные изменения в основные нормативно-законодательные акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  ПО ОХРАНЕ ТРУДА

     Право на безопасный труд закреплено в Конституции  Российской Федерации (п.3 ст. 37) Конституция Российской Федерации. - М., 1999. - С. 16..

     В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными  законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК), Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах  охраны труда в Российской Федерации».

     Основные  законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия  труда, представлены Трудовым кодексом Российской Федерации. В частности, ст. 211 ТК РФ определяет государственные  нормативные требования охраны труда; ст. 212 устанавливает правила по охране труда, обязательные для администрации; ст. 214 определяет основные правила по охране труда, обязательные для выполнения рабочими и служащими; ст. 215 запрещает ввод в эксплуатацию производственных объектов, не отвечающих требованиям охраны труда; ст. 217 рассматривает основные положения службы охраны труда в организации; ст. 221 устанавливает порядок выдачи средствами индивидуальной защиты работникам и т.д. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст.3.

     Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает  ответственность работодателей  вследствие причинения вреда работнику  на производстве (ст. 1064-1083), а также  определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083--1101).

     Вступивший  в силу Федерального закона «Об основах  охраны труда в Российской федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3702.устанавливает  правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

     Впервые в Российской Федерации на законодательном  уровне рассматривается большой  спектр вопросов, связанных с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Действие названного Закона многосторонне и распространяется как на работодателей, так и работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику. Законодатель акцентирует внимание всех участников трудовых отношений на том, что при осуществлении указанными юридическими и физическими лицами любых видов деятельности, в том числе при организации производства и труда, требования охраны труда обязательны для исполнения.

     Названный Закон определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника. В том случае, если служба охраны труда либо специалист по охране труда в учреждении, организации отсутствует, работодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. При заключении с работником трудового договора (контракта) закон обязывает работодателя осуществлять проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, равно как и периодических (в течение трудовой деятельности) внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Вместе с тем, закон предписывает, что работник со своей стороны обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Особо подчеркивается, что работодатель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

     Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве следует отметить постановления  Правительства РФ и других федеральных  органов исполнительной власти, например, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ и т. п.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 11 марта 1999 г. № 379 утверждено Положение  о расходовании и учете несчастных случаев на производстве Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 13. - Ст. 1595.

       Постановление Министерства труда  и социального развития РФ  от 7 апреля 1999 г. № 7 утвердило  Нормы предельно допустимых нагрузок  для лиц моложе восемнадцати  лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

     Во  исполнение указанных постановлений  в отраслях экономики разрабатывается  нормативная и нормативно-техническая  документация. 
 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИИ СЛУЖБ ОХРАНЫ ТРУДА

НА  ПРЕДПРИЯТИИ

     Организация работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. Она является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется его непосредственному руководители или главному инженеру, проводит свою работу совместно с другими подразделениями предприятия и во взаимодействии с комитетом профсоюза, технической инспекцией труда и местными органами государственного надзора по плану, утвержденному руководителем или главным инженером предприятия.

     Служба  охраны труда в соответствии с  возложенными на нее основными задачами выполняет следующие функции:

     · проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывает совместно с соответствующими службами мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также контролирует их выполнение;

     · организует работу по проведению паспортизации  санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям предприятия;

     · организует совместно с соответствующими службами предприятия разборку и  выполнение комплексного плана улучшения  условий труда, охраны труда и  санитарно-оздоровительных мероприятий, а также участвует в разработке соглашений по труду;

     · подготавливает и вносит руководству  предприятия предложения по разработке и внедрению более совершенных  конструкций, предохранительных устройств  и других средств защиты от опасных  производственных факторов;

     · участвует в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда;

     · проводит совместно с соответствующими службами предприятия и с участием профсоюзного актива проверки (или  участвует в проверках) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений;

     · контролирует правильность составления  и своевременность представления  заявок на приобретение спецодежды, спецоборудования и других средств индивидуальной защиты, а также оборудования и материалов для осуществления мероприятий по охране труда;

     · оказывает помощь подразделениям предприятия  в организации контроля состояния  окружающей производственной среды;

     · участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых и после реконструкции объектов производственного назначения, оборудования и машин, проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых условий труда;

     · проводит вводный инструктаж и оказывает  помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-93 и действующими нормативными документами;

     · участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности.

     В соответствии с ТК РФ организация  обеспечения безопасности труда  в подразделениях возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие - главный инженер. В составе комитетов профсоюза предприятий имеются комиссии по охране труда, а в каждой подгруппе выбирается общественный инспектор по охране труда. Комиссии по охране труда организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между администрацией и профсоюзной организацией, контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде. Общественные инспектора подразделений осуществляют контроль охраны труда непосредственно на рабочих местах. Старшие общественные инспектора принимают участие в расследовании и документальном оформлении несчастных случаев на производстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственный надзор и общественный контроль условий труда