Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:17, доклад
Для учебных занятий первых классов в школе выделяется изолированное помещение, отвечающее основным санитарно-гигиеническим нормативам в отношении площади, кубатуры, освещенности, воздушно-теплового режима. Достаточный воздухообмен в классе обеспечивается действующей вытяжной вентиляцией и фрамугами.
Для учебных занятий первых классов в школе выделяется изолированное помещение, отвечающее основным санитарно-гигиеническим нормативам в отношении площади, кубатуры, освещенности, воздушно-теплового режима. Достаточный воздухообмен в классе обеспечивается действующей вытяжной вентиляцией и фрамугами. При плохом проветривании помещения качество воздуха в нем ухудшается: увеличиваются температура и влажность, нарастает содержание углекислого газа, органических веществ, пыли и микробов, появляются специфические запахи, связанные с выделением дурно пахнущих газов, являющихся результатом разложения пота, кожного сала и отмерших клеток поверхностного слоя кожи. Такой воздух оказывает угнетающее действие на центральную нервную систему и способствует более быстрому снижению работоспособности.
Неблагоприятное изменение
свойств воздуха в классе
В теплое время года
хорошо оставлять открытыми
Температура воздуха в классе поддерживается в пределах +16 — 18° С, в рекреационных помещениях +14° С.
Проветривание и влажная
уборка рекреационных
Учебные занятия школьников связаны с чрезвычайно большой нагрузкой на их зрение. В числе причин, способствующих снижению остроты зрения учащихся, ведущее место занимает плохая освещенность помещения. Поэтому борьба за охрану зрения учащихся, помимо проведения ряда общеоздоровительных мероприятий, должна вестись прежде всего в направлении обеспечения достаточной освещенности классов.
Освещение школьных помещений, помимо непосредственного значения для зрения, оказывает существенное влияние на весь организм. Многочисленные исследования показывают, что при лучшей освещенности повышается работоспособность организма, утомление нарастает медленнее и менее интенсивно. В школе, как и на производстве, отмечается тесная связь между степенью освещенности и числом ошибок в письменных работах учащихся и при чтении. Исследованиями последних лет установлено, что недостаточная освещенность неблагоприятно сказывается не только на остроте зрения, но существенным образом изменяет и остроту слуха.
Физиологами давно отмечена взаимообусловленность функционального состояния анализаторов. Например, если испытывать слабые звуки в темной комнате, то они становятся совсем не слышимыми. Это объясняется тем, что низкое освещение вызывает торможение в зрительном анализаторе, которое распространяется по коре больших полушарий и захватывает, область слухового анализатора.
Установлено, что повышение
освещенности вызывает
Исследования показали,
что при освещенности в 150 люкс
число пропущенных и
Следовательно, создавая условия для более благоприятного взаимодействия анализаторов, можно повышать остроту слуха или зрения учащихся и этим способствовать лучшему восприятию ими учебного материала.
Естественная освещенность
классов снижается на 25% при расстановке
на подоконниках большого
Недопустимо на окнах
учебных помещений вешать
Потолки и стены
до уровня панелей надлежит
окрашивать в белый цвет, а
панели высотой 1,5—1,75 м от пола
— масляной краской, светло-
В пасмурные дни,
а также зимой в утренние
часы недостаточную
Дополнительное равномерное,
не слепящее детям глаза
Пои нормальной остроте зрения учащиеся держат голову на расстоянии 30—35 см от книг и тетрадей. Постоянное желание учащегося изменить во время чтения это расстояние при наличии в классе достаточной освещенности, удобного рабочего места и книг, отвечающих по своему оформлению гигиеническим требованиям, должно вызвать беспокойство. Таких учащихся необходимо послать к врачу-окулисту для специального исследования остроты их зрения.
Малейшее отклонение
в остроте зрения требует
Все учащиеся с расстройством зрения рассаживаются в классе за первые парты.
Текст, написанный на классной доске, должен быть определенного размера и контрастно выделяться на ее интенсивно-черной гладкой матовой поверхности. Записи производятся мелом высокого качества. Высота букв и цифр не менее 8 см. Написанное стирается влажной тряпкой, которая ежедневно после уроков должна выполаскиваться.
Письмо на влажной
и плохо вытертой доске
На время учебных занятий каждому из учащихся необходимо обеспечить удобное рабочее место. Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы за партой — нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение — создаются при выработке у школьника прямой посадки. При такой посадке ученик сидит глубоко на скамье, ровно держит корпус и голову, лишь немного наклоняя ее вперед. Между туловищем ребенка и краем парты остается свободное пространство в 3—4 см, грудь и живот не сдавлены, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пел и подножку, предплечья свободно лежат на столе. Правильная посадка может быть только в том случае, если ребенок сидит за партой правильной конструкции, основные размеры которой соответствуют размерам его тела.
Парты неправильной
конструкции и не
Правильной позы у
учащихся во время занятий
следует добиваться с первых
дней посещения школы. В
Прежде чем посадить ребенка за парту, необходимо определить его рост.
Измерение роста учащихся
производится или обычным
При измерении роста
необходимо поставить ученика
(ботинки не снимать) в
Для определения требуемого
учащемуся номера парты данные
роста можно получить и у
врача, обслуживающего школу.
Но в этом случае к каждому
показателю роста необходимо
прибавить 3 см на обувь. Это
диктуется тем, что для целей
исследования физического
При расстановке парт в классе ближе к классной доске ставятся паоты меньших номеров, дальше — больших номеров. Для детей с ослабленным зрением или пониженным слухом парты, если они даже самого большого номера, ставятся в первом или третьем продольном ряду.
При расстановке парт
нужно соблюдать установленные
разрывы между партами и
Не менее чем дважды за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, следует менять местами, не нарушая соответствия номера парт росту детей. Допустим, в первую половину года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во вторую половину года их нужно посадить За парты соответствующих номеров в первом ряду. Это мероприятие исключает необходимость для учащихся привыкать к одному и тому же наклону туловища и головы — вправо или влево, что неизбежно при работах с классной доской (списывание) или с рассматриванием наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской. В связи с введением ручного труда необходимо обеспечить нормальные гигиенические условия и на этих уроках. Работы с бумагой и картоном, пластилином или глиной, с тканью, а также на учебно-опытном участке, организованные в соответствии с требованиями гигиены, оказывают положительное влияние на функциональное состояние организма детей.
Специальные исследования Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР (Д. Л. Усищева) показали, что после уроков ручного труда, на которых учащиеся работали творчески, выполняли различные задания с интересом и большим эмоциональным подъемом, у них отмечалось повышение работоспособности. Последующий урок по одному из общеобразовательных предметов проходит более продуктивно. Совсем не оказывают положительного влияния на работоспособность учащихся уроки ручного труда, мало отличающиеся от общеобразовательных, где даются длительные объяснения, а дети лишаются инициативы, самостоятельного творчества.
Задания, которые дети выполняют без интереса, без положительных эмоций, а также задания, ке сообразующиеся с возрастными особенностями детей, оказывающиеся для них трудными, влекут за собой прогрессивное снижение работоспособности. Об этом говорит уменьшение производительности и качества выполняемой работы, нарастание числа ошибок и изменение других показателей, отражающих функциональное состояние организма.
Указанное свидетельствует об огромном значении содержания уроков ручного труда и методов их проведения, хотя эти уроки и принято относить к числу легких. Сдвоенные уроки ручного труда, так же как любого другого предмета, приводят учащихся к быстрому утомлению.