Физический фактор жилой среды (свет, шум, вибрация, ЭМП) и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Стремительно растущая урбанизация изменяет интенсивность и спектральный состав солнечной радиации y поверхности Земли — вследствие загрязнения атмосферного воздуха, снижающего его прозрачность, и существенного затенения территории плотной многоэтажной застройкой. Ограниченная прозрачность остекления светопроемов, их затеняемость, а зачастую несоответствие размеров площади окон глубине помещений вызывают повышенный дефицит естественного света в помещениях. Недостаток естественного света ухудшает условия зрительной работы и создает предпосылки для развития у городского населения синдрома "солнечного (или светового) голодания", снижающего устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов химической, физической и бактериальной природы, а по последним данным — и к стрессовым ситуациям.

Содержание

1. Обеспечение полноценной световой среды в жилых помещениях.………………………………………………………………………2
2. Шумы в жилой среде: источники, влияние на организм и меры защиты.……………………………………………………………………..……..7
3. Вибрация в условиях жилищ, ее влияние на организм человека.…….….13
4. Электромагнитные поля как неблагоприятный фактор среды жилых и общественных помещений (ЭМП)……………………………………………...17
Список использованной литературы…………………………………..……….24

Работа содержит 1 файл

к.р..docx

— 93.57 Кб (Скачать)

             Транспортный шум по характеру  воздействия является непостоянным  внешним шумом, так как уровень  звука изменяется во времени  более чем на 5 дБ.

             Уровень различных шумов зависит  от интенсивности и состава  транспортных потоков, планировочных  решений (профиль улиц, высота  и плотность застройки) и наличия  отдельных элементов благоустройства  (тип дорожного покрытия и проезжей  части, зеленые насаждения). Наблюдается  зависимость уровней звука на  магистралях от фактических режимов  движения транспорта.

             Диапазон колебаний между фоновыми  и максимальными (пиковыми) уровнями  звука, характеризующими шумовой  режим примагистральной территории, в дневное время составляет  в среднем 20 дБ.

             В ночной период суток размах  колебаний максимальных уровней  звука относительно фона увеличивается.  Это связано с изменением интенсивности  движения, которая в периоды между  часами пик, как правило, снижается  в 2-2,5 раза.

             Влияние шума на организм. Субъективная  оценка влияния различных факторов  внутрижилищной и окружающей  среды на комфортность проживания  подтверждает существенную роль  шума в создании неблагоприятных  условий в жилых домах. Воздействие  шума может вызвать следующие  реакции организма: 

    • органическое расстройство слухового  анализатора;

    • функциональное расстройство слухового  восприятия;

    • функциональное расстройство нейрогуморальной регуляции;

    • функциональные расстройства двигательной функции и функции чувств;

    • расстройства эмоционального равновесия.

             Общая реакция населения на  шумовое воздействие — чувство  раздражения. Отрицательно воздействующий  звук способен вызвать раздражение,  переходящее в психоэмоциональный  стресс, который может привести  к психическим и физическим  патологическим изменениям в  организме человека. С повышением  уровня звука возрастает чувство  неприятности.

             Субъективная реакция человека  на шумовое воздействие зависит  от степени умственного и физического  напряжения, возраста, пола, состояния  здоровья, длительности влияния  и уровня шума.

             Воздействия шума на человека  можно условно подразделить:

    • на специфические (слуховые) — воздействие  на слуховой анализатор, которое выражается в слуховом утомлении, кратковременной  или постоянной потере слуха, расстройствах  четкости речи и восприятия акустических сигналов;

    • на системные (внеслуховые) — воздействие  на отдельные системы и организм в целом (на заболеваемость, сон, психику).

             Уровни коммунального шума почти  всегда значительно ниже предела,  установленного для рабочей зоны (85-90 дБ). Однако имеются коммунальные  шумы, максимальные значения которых  достигают указанного верхнего  предела (от телевизора, ударных  музыкальных инструментов, мотоциклов). Снижению остроты слуха может  способствовать и длительное  воздействие на человека транспортного  шума. Неблагоприятное воздействие  на слух оказывается в тех  случаях, когда человек подвергается  действию шума как на производстве, так и дома.

             В настоящее время лиц, обладающих "отличным" слухом, среди молодежи  и взрослых намного меньше, чем  20 лет назад. Изменения в органе  слуха происходят уже в период  полового созревания, причиной чего  является насыщенная техникой  жизненная среда, а у молодежи, кроме того, громкая музыка.

             Одной из специфических особенностей  шума является его маскировочный  эффект — воздействие на восприятие  звуковой и в особенности речевой  информации.

             Под влиянием шума у людей  изменяются показатели переработки  информации, снижается темп и  ухудшается качество выполняемой  работы.

             Изучение влияния шума на жителей  разного пола и возраста показало, что более чувствительны к  нему женщины и лица старших  возрастных групп. Данные категории  населения, проживающие в шумных  районах, чаще жалуются на раздражение,  нарушение сна, головные боли, боли в области сердца. Объективно  выявлены тенденции к повышению  артериального давления, изменения  отдельных показателей электрокардиограммы,  функциональные нарушения центральной  и вегетативной нервной системы,  снижение слуховой чувствительности.

             Установлена зависимость между  повышением уровня шума в квартире  с 35 до 50 дБ и значительным увеличением  как периода засыпания, так  и коэффициента двигательной  активности.

             Уровень шума в ночное время  не должен превышать 35 дБ. На  шум 35-40 дБ реагируют 13% спящих, а на 45 дБ — 35%. Пробуждение  наступает обычно при уровне  шума 50,3 дБ (изменение стадии сна  — при 48,5 дБ).

             Оздоровление жилой среды городов  и других населенных пунктов  тесно связано со снижением  отрицательного воздействия на  человека шума от внешних источников.

             В Российской Федерации превышение  допустимых санитарными нормами  уровней звука на территории  жилой застройки составляет 15-25 дБ, а в помещениях жилых зданий — 20 дБ и более, что требует разработки и проведения эффективных шумозащитных мероприятий.

             Снижение шума в источнике  его возникновения является действенным  и самым эффективным путем  борьбы с ним. Поэтому мероприятия  по снижению шума должны проводиться  в процессе конструирования машин  и оборудования.

             Существенное влияние на шумовой  режим микрорайонов оказывают  также ширина защитной территориальной  полосы до источника интенсивного  внешнего шума, степень ее озеленения. На каждое удвоенное расстояние  от точечного источника понижение  уровня шума составляет 3 дБ.

             Большое значение имеет использование  рациональных планировочных приемов  градостроительства, обоснованное  решение объемно-пространственной  композиции жилой территории, учет  особенностей рельефа местности  и т. д. 

             За счет использования конфигурации  местности можно достичь большого  эффекта в защите от шума  при относительно невысоких затратах.

             Для снижения шума на жилой  территории необходимо соблюдать  следующие принципы:

    • вблизи источников шума размещать малоэтажные  здания;

    • строить параллельно транспортной магистрали шумо-защитные объекты;

    • группировать жилые объекты в  удаленные или защищенные кварталы;

    • здания, не требующие защиты от шума (склады, гаражи, некоторые мастерские и т. д.), использовать в качестве барьеров, ограничивающих распространение  шума;

    • экранирующие объекты, используемые для  борьбы с шумом, должны располагаться  как можно ближе к его источнику, причем большое значение имеют непрерывность  таких объектов по всей длине, их высота и ширина;

    • поверхность противошумовых экранов, обращенная к источнику, должна быть выполнена по возможности из звукопоглощающего  материала.

             В условиях плотной городской  застройки и дефицита свободной  территории целесообразно осуществлять  строительство специальных шумозащитных (барьерных) зданий-экранов (жилого  и нежилого назначения), фронтально  размещаемых вдоль магистралей  и образующих акустическую тень  за зданием. 

             В качестве экранов для защиты  от шума кроме протяженных  зданий могут использоваться  специальные сооружения типа  стенок, выемок, насыпей, эстакад  и т. п. Экраны, выполненные  в виде вертикальной защитной  стенки, получили применение в  условиях сложившейся застройки  как более компактные по сравнению  с остальными типами экранов. 

             Уровень шума в жилой среде  можно снизить за счет звукопоглощающей  облицовки лоджий и балконов  и применения плотных (без отверстий)  перил, особенно на более высоких  этажах.

             Транспортный шум уменьшают (до 25 дБ) типовые конструкции окон  с повышенной звукоизоляцией  за счет увеличения толщины  стекол и воздушного пространства  между ними, тройного остекления, уплотнения притворов, использования  звукопоглощающей прокладки по  периметру оконных рам. 

             Разработаны и внедрены в практику  специальные конструкции оконных  блоков с устройством вентиляционных  клапанов-глушителей ("шумозащитное  окно"), обеспечивающих естественную  вентиляцию помещений при одновременном  снижении транспортного шума.

             Создание конструкций с высокоэффективными  клапанами-глушителями (снижение  уровня звука составляет 25-35 дБ) позволяет  оборудовать ими жилые здания, расположенные на магистралях  с интенсивным движением транспорта  и уровнями звука 80 дБ и более,  при условии обеспечения нормативных  параметров микроклимата и воздухообмена  в жилых помещениях.  
 

    3. Вибрация в условиях жилищ, ее влияние на организм человека.  

    Вибрация  как фактор среды обитания человека наряду с шумом относится к  одному из видов ее физического загрязнения, способствующего ухудшению условий  проживания городского населения.

             Вибрация, воздействуя на живой  организм, трансформируется в энергию  биохимических и биоэлектрических  процессов, формируя ответную  реакцию организма. 

             При длительном проживании людей  в зоне воздействия вибрации  от транспортных источников, уровень  которой превышает нормативную  величину, отмечается ее неблагоприятное  влияние на самочувствие, функциональное  состояние центральной нервной  и сердечно-сосудистой систем, повышение  уровня неспецифической заболеваемости.

             Колебания в зданиях могут  генерировать внешние источники  (подземный и наземный транспорт,  промышленные предприятия).

             Вибрация в квартире часто  вызвана эксплуатацией лифта.  В некоторых случаях ощутимая  вибрация наблюдается при строительных  работах, проводимых вблизи жилых  зданий (забивка свай, демонтаж и  ломка зданий, дорожные работы).

             Источником повышенной вибрации  в жилых домах могут служить  промышленные предприятия. 

             Проблема борьбы с вибрацией  в жилых зданиях приобрела  особую актуальность в связи  с развитием в крупных городах  метрополитенов, строительство которых  осуществляется способом мелкого  заложения. Линии метрополитена  прокладывают под существующими  жилыми районами, а опыт эксплуатации  подземных поездов показал, что  интенсивные вибрации проникают  в близлежащие жилые здания  в радиусе до 40-70 м по обе  стороны от тоннеля метрополитена  и вызывают серьезные жалобы  населения. 

             Изучение распространения вибрации  по этажам здания показало, что  в пятиэтажных домах уровни  виброускорения снижаются в направлении  от первого до пятого этажа  на частотах 8—32 Гц на 4~6 дБ. В многоэтажных  зданиях отмечается как уменьшение  величин колебаний на более  высоких этажах, так и увеличение  их из-за резонансных явлений. 

             Интенсивность вибрации в жилых  домах зависит от расстояния  до источника. В радиусе до 10 м превышение уровня вибрации  над фоновыми значениями в  октавных полосах частот 31,5 и  63 Гц в среднем составляет 20 дБ, в октавной полосе 16 Гц уровни  вибрации от поездов превышают  фон на 2 дБ, а в низкочастотном  диапазоне соизмеримы с ним.  С увеличением расстояния до 40 м уровни вибрации снижаются  до 27-23 дБ соответственно частотам 31,5 и 63 Гц, а на расстоянии свыше  50 м от тоннеля уровни виброускорения  не выходят за пределы колебания  фона.

Информация о работе Физический фактор жилой среды (свет, шум, вибрация, ЭМП) и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека