Единая система оповещения при ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Современный уровень развития промышленности как в нашей стране, так и за рубежом не исключает возможности возникновения аварий и катастроф на различных объектах.

Наибольшую опасность представляют аварии на АЭС и химически опасных объектах, аварии с выбросом бактериологических и биологических веществ, взрывы на объектах и транспортных коммуникациях, авиационные катастрофы, аварии на железнодорожном транспорте и нефтепроводах.

Работа содержит 1 файл

ОБЖ.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

- определение  основных направлений международного  сотрудничества в области предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решения этой комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в состав Межведомственной комиссии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию). 

 

2. Цели  и задачи  Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

     Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:        

— разработка и исполнение законов и других важных документов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 
        — осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение надежности функционирования предприятий, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях; — обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации по защите населения и территорий от ЧС;

— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

— реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

3. Силы и средства РСЧС

В состав сил и средств РСЧС входят:

  • силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
  • силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, ПО ОЭ и ликвидации ЧС.

      В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом работы в автономном режиме в течение  не менее 3-х суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (силы постоянной готовности).

      Силы  постоянной готовности могут привлекаться МЧС РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в случае возникновения ЧС.

      Решениями руководителей организаций и  объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться  нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

 

4. Информационное обеспечение РСЧС

     Для информационного обеспечения управления в РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведению мероприятий гражданской обороны и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности МЧС России и органов управления единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях создана автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС РСЧС). Ее основными функциями являются:

  • сбор от абонентов (пользователей) системы и обработку оперативной информации о состоянии потенциально опасных объектов экономики и инфраструктуры, природной среды, сил и средств РСЧС о наличии и состоянии запасов и резервов;
  • подготовку рекомендаций и вариантов решений по прогнозу чрезвычайных ситуаций и действиям при их ликвидации;
  • сопряжение с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти, входящих в РСЧС;
  • передачу необходимой информации органам управления РСЧС всех уровней и обмен информацией между различными подсистемами и звеньями РСЧС.

     АИУС  РСЧС построена как территориально распределенная система расположенных  по всей стране региональных, республиканских, краевых, областных информационно-управляющих центров, городских и районных абонентских пунктов, объединенных государственными и ведомственными каналами связи и передачи данных. Такая структура обеспечивает возможность управления действиями в чрезвычайных ситуациях на уровне республик, краев, областей, городов и районов Российской Федерации, не исключая возможности рационального сочетания централизованного и децентрализованного управления.

     Функционально АИУС РСЧС состоит из основной, резервной  и дублирующей подсистем, в состав которых включены:

  • функционально-ориентированные комплексы средств автоматизации (КСА), размещаемые на стационарных пунктах управления;
  • мобильные КСА (МКСА) подвижных пунктов управления (ППУ) и других объектов;
  • абонентские комплекты пользователей (АКП);
  • КСА взаимодействия с внешними (по отношению к МЧС России) структурами (КСАВ);
  • сеть связи и передачи данных (ССПД), обеспечивающая телефонную, телеграфную, факсимильную, селекторную связь, передачу сигналов оповещения, обмен данными (формализованными и неформализованными сообщениями; доступ к удаленным файловым или WEB-серверам и базам данных). При переходе на цифровые каналы ССПД федерального, регионального и территориального уровней РСЧС будет обеспечиваться передача видеоинформации.

     На  основе перечисленной номенклатуры средств автоматизации обеспечивается создание объектовых комплексов (ОК) АИУС РСЧС различного назначения и необходимой конфигурации.

     Создание  АИУС РСЧС на федеральном и региональном уровнях финансируется из средств  федерального бюджета, а на территориальном и местном уровнях — из бюджетов субъектов Российской Федерации и средств муниципальных образований.

     В настоящее время на федеральном, региональном, территориальном и  местном уровнях управления РСЧС функционируют объектовые комплексы, созданные в рамках первой очереди этой системы и по целевым территориальным программам субъектов Российской Федерации.

     Одними  из основных объектов федерального уровня являются комплексы центрального аппарата МЧС России на различных его территориях.

     На  региональном уровне созданы региональные информационно-управляющие центры в городах Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Хабаровск, Красноярск.

     На  территориальном уровне в соответствии с территориальными целевыми программами  создаются информационно-управляющие центры органов управления ГОЧС в субъектах Российской Федерации, на местном уровне — абонентские пункты при органах управления ГОЧС в городах и районах.

     Ведутся работы по созданию единых дежурно-диспетчерских  служб (ЕДДС) в городах Российской Федерации, сопряженных с АИУС РСЧС и призванных повысить оперативность реагирования городских служб на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации.

АИУС  РСЧС функционирует как в мирное время (в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации), так и в особый период (при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение). При этом возможности комплексов средств автоматизации в зависимости от режима функционирования меняются.

     В режиме повседневной деятельности объектовые комплексы средств автоматизации всех уровней АИУС РСЧС обеспечивают работу органов управления ГОЧС на подведомственной территории. Контролируется состояние объектовых комплексов и системы в целом, организуются тренировки и учения органов управления, сил и средств РСЧС, разрабатываются и совершенствуются планы действий в экстремальных условиях, перспективные планы профилактики чрезвычайных ситуаций, дальнейшего развития и совершенствования РСЧС.

     Решаются  задачи кадрового, материально-технического и финансового обеспечения деятельности МЧС России и подчиненных ему органов. При этом учитываются данные, выдаваемые системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, осуществляющей повседневный контроль состояния природной среды и потенциально опасных объектов, в том числе и авиационно-космический контроль.

     В этом режиме выполняется первичный  ввод и ведение баз данных нормативно-справочной информации, создание новых и совершенствование  имеющихся функциональных задач, развитие программно-технических средств АИУС РСЧС.

     В режиме повышенной готовности комплексы  средств автоматизации обеспечивают деятельность МЧС России, региональных центров ГОЧС и органов управления ГОЧС по приведению в готовность к  возможным действиям органов  управления и сил РСЧС, принятию оперативных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, снижению возможного ущерба. Уточняются причины, вызвавшие ухудшение обстановки, осуществляется прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций и их развития. Усиливается контроль над состоянием природной среды и потенциально опасными объектами. Для обоснования мер по ликвидации угрозы чрезвычайных ситуаций осуществляются расчеты по привлечению сил и средств, приведению их в высшие степени готовности. При необходимости доводятся команды (распоряжения) на выдвижение части сил в район предполагаемого бедствия и осуществляется контроль их действий, проводится оповещение населения. Усиливаются дежурные службы эксплуатационного персонала АИУС РСЧС. Программно-технические средства приводятся в рабочее состояние для решения соответствующих задач, в том числе подготавливаются к выводу в ожидаемый район бедствия мобильные средства.

     В режиме чрезвычайной ситуации комплексы  средств автоматизации обеспечивают управленческую деятельность МЧС России, региональных центров ГОЧС и органов управления ГОЧС по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации. Собираются данные о факте аварий, катастроф, стихийных бедствий и сложившейся обстановке, оповещаются соответствующие органы управления и силы РСЧС. АИУС РСЧС обеспечивает решение задач по управлению выдвижением сил и средств в зону бедствия, мероприятиями по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. Эксплуатационный персонал объектовых комплексов средств автоматизации переходит на круглосуточный режим работы. В случае необходимости мобильные средства АИУС РСЧС выдвигаются в район бедствия для непосредственного обеспечения работы оперативных групп.

 

Заключение

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство  чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение  задач в области гражданской обороны.

 

Список  используемой литературы

1. Гражданская  защита. Понятийно-терминологический  словарь /под общей редакцией  Ю.Л.Воробьева/, М.: Флайст, 2001, 240 с. 
2. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (68-Ф3), 1994. 
3. Природные опасности России. Природные опасности и общество/ под редакцией В.А.Владимирова, Ю.Л.Воробьева, В.И.Осипова/, М.: Крук, 2002, 245 с. 
4. Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера /под редакцией С.К.Шойгу/, М.: МГФ "Знание", 1999, 592 с. 
6. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. /под общей редакцией Фалеева М.И./, Калуга, ГУП "Облиздат", 2001, 480 с. 
9. Безопасность России. Функционирование сложных технических систем /рук.авторского коллектива Фролов К.В./, М.: МГФ "Знание", 1998, 444 с. 
10. Владимиров В.А., Измалков В.И. Катастрофы и экология. М.: Контакт-Культура, 2000, 380 с. 
12. Измалков В.И., Измалков А.В. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском. М-Спб, НИЦЭБ РАН, 1998, 482 с. 
13.Москалец А.П. Становление и развитие законодательства в области регулирования отношений, связанных с чрезвычайными ситуациями, М., ВНИИ ГОЧС, Информиздатцентр, 2000, 123 с. 
15.Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области рисков чрезвычайных ситуаций, М., Деловой экспресс, 2000, 248с. 
17. Конституция Российской Федерации, М., Юридическая литература, 1993.

Информация о работе Единая система оповещения при ЧС