Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:37, контрольная работа
Современный уровень развития промышленности как в нашей стране, так и за рубежом не исключает возможности возникновения аварий и катастроф на различных объектах.
Наибольшую опасность представляют аварии на АЭС и химически опасных объектах, аварии с выбросом бактериологических и биологических веществ, взрывы на объектах и транспортных коммуникациях, авиационные катастрофы, аварии на железнодорожном транспорте и нефтепроводах.
Введение
Современный уровень развития промышленности как в нашей стране, так и за рубежом не исключает возможности возникновения аварий и катастроф на различных объектах.
Наибольшую опасность представляют аварии на АЭС и химически опасных объектах, аварии с выбросом бактериологических и биологических веществ, взрывы на объектах и транспортных коммуникациях, авиационные катастрофы, аварии на железнодорожном транспорте и нефтепроводах.
Практически во всех регионах Российской Федерации в силу географических и климатических условий возможно возникновение различных стихийных бедствий, основными из которых являются: землетрясения, наводнения, лесные и торфяные пожары, лавины, ураганы и смерчи.
На территории Российской Федерации возможно возникновение крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций остаются актуальной задачей и сегодня. Вопрос по организации спасения людей, сохранению их здоровья, снижению ущерба окружающей природной среде и локализации зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на правительственном уровне был решен в 1992 г. Тогда было принято постановление № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)».
В декабре 1994 г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Закон определил общие для Российской Федерации правовые нормы в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства в пределах страны, а также объектов экономики, социального назначения и окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30 декабря 2003 г. было утверждено новое Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая
государственная система
В целях обеспечения защиты населения России, предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, постановлением правительства в 1993 г. было образованно «Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (МЧС).
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба от ЧС, постановлением правительства №1113 от 5 ноября 1995 г. на территории всей России создана «Единая Государственная Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
ЕГС – специальная структура на территории страны, предназначенная для обеспечения безопасности населения, защите окружающей среды и ликвидации последствий ЧС в мирное время.
ЕГС
объединяет органы управления, силы и
средства федеральных органов
Организационно ЕГС состоит из территориальных (субъекты федерации) и функциональных (министерства и ведомства) подсистем. Эти подсистемы созданы на 5 уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном, объектовом.
Ее деятельность базируется на:
1) признании факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
2)соблюдении принципа превентивности безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
3)приоритете профилактической работы; комплексном подходе при формировании системы, т.е. учете всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
4)построении системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и пяти уровней (федерального, регионального, территориального, местного, объектового).
Система РСЧС функционирует в трех режимах.
1.Режим повседневной деятельности — функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.
2.Режим
повышенной готовности —
3. Чрезвычайный
режим — функционирование
Решение о введении одного из режимов принимают Правительство РФ, МЧС или комиссии по ЧС.
Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Территориальные
подсистемы РСЧС создаются в субъектах
Российской Федерации в пределах
их территорий и состоят из звеньев,
соответствующих
Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя руководящий орган - комиссию по чрезвычайным ситуациям, орган повседневного управления, специально уполномоченный для решения задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (министерства, главные управления, управления, отделы ГОЧС), собственные силы и средства территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, защитные сооружения, а также специальные учебные заведения.
Конкретные
структуры территориальных
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.
Функциональных
подсистем насчитывается более
трех десятков: подсистема наблюдения
и контроля за стихийными гидрометеорологическими
и гелиофизическими явлениями и состоянием
окружающей среды; подсистема охраны лесов
от пожаров; подсистема контроля обстановки
на потенциально опасных объектах; подсистема
сейсмологических наблюдений и прогноза
землетрясений и др., создаваемые на базе
соответствующих федеральных органов
исполнительной власти и организаций
Российской Федерации.
Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному
уровню относятся органы управления, силы
и средства центрального подчинения, действия
и использование которых непосредственно
координирует МЧС России, а также органы
управления, силы и средства, непосредственно
подчиненные федеральным органам исполнительной
власти.
Региональный уровень РСЧС образован путем районирования России по шести регионам. В составе РСЧС образованы Центральный (г.Москва), Северо-Западный (г.Санкт-Петербург), Южный (г.Ростов-на-Дону), Приволжско-Уральский (г.Екатеринбург), Сибирский (г.Красноярск) и Дальневосточный (г.Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации. Его границы совпадают с границами военных округов.
Основным органом управления, ответственным за функционирование сил и средств подсистем РСЧС на территории региона, является соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра - координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, входящих в состав региона, организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководство силами и средствами МЧС России, дислоцирующимися на территории региона
К
территориальному уровню относятся
органы исполнительной власти, силы и
средства территориальных подсистем РСЧС
с элементами функциональных подсистем,
дислоцированных на этих территориях.
Местный уровень охватывает территорию
муниципальных образований (района, города,
района в городе), а объектовый - территорию
предприятия, учреждения и организации.
Основным органом управления, ответственным за противодействие чрезвычайным ситуациям на соответствующей территории, является комиссия по чрезвычайным ситуациям соответствующего органа исполнительной власти (местного самоуправления).
Комиссия
как коллегиальный орган
На федеральном уровне создана и функционирует Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ее состав включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.
Основными
задачами, решаемыми этой комиссией,
являются:
- формирование и проведение единой государственной
политики в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обусловленных
авариями, катастрофами, стихийными и
иными бедствиями;
- координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти по разработке
проектов законодательных актов и других
нормативных правовых актов по вопросам,
отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение
и представление в установленном порядке
проектов указанных документов в Правительство
Российской Федерации;
- подготовка предложений по формированию
системы экономических, организационно-технических
и иных мер, направленных на обеспечение
безопасности и защиту населения, территории
страны от чрезвычайных ситуаций, обусловленных
авариями катастрофами, стихийными и иными
бедствиями;
- определение
основных направлений
- организация
разработки проектов федеральных целевых
и научно-технических программ, направленных
на предупреждение чрезвычайных ситуаций,
защиту населения и территории страны
от чрезвычайных ситуаций и координация
работ по выполнению этих программ;
- координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления
при ликвидации чрезвычайных ситуаций
по вопросам социально-экономической
и правовой защиты, медицинской реабилитации
граждан, пострадавших в результате аварий,
катастроф, стихийных и иных бедствий,
а также лиц, принимавших участие в ликвидации
чрезвычайных ситуаций;