Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:39, реферат
Проблема использования цвета – одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных наук.
Цветовому решению интерьеров промышленных зданий в мировой практике уделяется большое внимание. И это не случайно, так как многочисленными исследованиями были установлены и доказаны особенности воздействия различных цветов и их сочетаний на настроение и работоспособность людей.
Введение
1. Изучение цветового воздействия
2. Информационная сущность цвета
3. Психофизиологическое воздействие цвета
4. Цветовое решение производственных помещений
Список литературы
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ ЦВЕТА
Встречающиеся в природе цвета разделяют на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета (белый, серый и черный) отличаются один от другого только светлотой. Хроматические (все цвета, кроме белого, серого и черного) отличаются друг от
друга, кроме того, по цветовому признаку.
Хроматические цвета, расположенные по кругу в спектральном порядке между фиоле товым и красным, образуют цветовой круг (рис. 2).
Цвета, находящиеся в круге рядом, образуют гармоническое сочетание, которое может
состоять из двух, трех или более цветов, а цвета, расположенные диаметрально один против другого,
называют взаимно дополнительными. Оптическое смешение любой пары взаимно дополнительных цветов солнечного спектра в равном отношении теоретически дает белый цвет, а помещенные рядом, эти цвета обладают способностью усиливать друг друга. В природе встречается множество цветов и оттенков, каждому из которых иногда затруднительно найти название и дать словесную характеристику. К тому же один и тот же цвет, рассматриваемый в различных условиях освещения, цветового окружения, времени года, воспринимается по-разному. Для более точного и всестороннего определения любого цвета и оттенка, понятного и равнозначного для всех и в любых условиях, цвет характеризуется тремя параметрами: цветовым тоном (длиной волны), насыщенностью (чистотой) и яркостью (светлотой). Несовпадение любого из этих параметров указывает, что перед нами два различных цвета. Цветовой тон, определяемый длиной волны, является основным свойством каждого хроматического цвета. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты называют насыщенностью цвета, которая зависит от степени «разбавления» спектрального цвета белым. Чем больше примеси белого, тем менее насыщенным становится цвет. Примером цветов одинакового цветового тона, но разной насыщенности может служить неравномерно выгоревшая на солнце окрашенная бумага или материя.
Цветовой тон и насыщенность характеризуют цветность объекта. Яркость цвета зависит от общего светового потока, падающего на объект. Цветовой тон и насыщенность характеризуют цвет с качественной стороны, а яркость – с количественной.
Различие между цветовыми тонами, называемое цветовым контрастом, становится более
заметным с увеличением расстояния между цветами в круге (рис. 2). Максимальный цветовой контраст наблюдается между парой взаимно дополняющих цветов (например, между красным и зеленым). Это свойство цветов используют в отделке интерьеров; так как, при желании создать спокойный цветовой контраст применяют цвета, расположенные в цветовом круге рядом или в одной его четверти, а если хотят оформить интерьер на больших цветовых контрастах, прибегают иногда к взаимно дополнительным цветам.
Цветовые пятна с одинаковой цветностью могут иметь разную яркость, т. е. одни из них могут казаться светлее или темнее других. Этот контраст относят к яркостным. Эффекты яркостного контраста используют в случае
необходимости выделить в помещении детали сигнального назначения. Яркостный контраст может компенсировать такие недостатки зрения у работающих, как неполное цветовосприятие. Использование в интерьере одновременного контраста (и цветового, и яркостного) дает возможность зрительного исправить недостатки конфигурации помещения, например удлиненное помещение будет казаться более коротким. Явление одновременного контраста проявляется тем сильнее, чем выше цветовой и яркостный контрасты, взятые вместе. Любой цвет на фоне своего дополнительного выигрывает в насыщенности, а на фоне одинакового с ним цветового тона, но более насыщенного, теряет в насыщенности. На светлом фоне всякий более темный цвет темнеет, на темном фоне светлый цвет кажется ещё светлее. На восприятие цвета большое влияние оказывает явление так называемого последовательного цветового контраста. Если долго смотреть на какой-нибудь хроматический цвет и затем перевести взгляд на белую бумагу, то некоторое время она будет казаться слегка подцвеченной в цвет, дополнительный к ранее виденному.
3.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ
В проекте
окраски интерьера
цвета связан с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в
которой вырос и сформировался человек, его прошлым опытом, памятью, ассоциативным характером мышления. Особую роль играют природные ассоциации.
Природные ассоциации легли в основу деления цветов спектра на теплые и холодные. Деление это достаточно условно, так как соседние цвета одной группы спектра в свою очередь вступают в отношения "теплый – холодный". И, наконец, один и тот же цвет кажется более теплым или более холодным в зависимости от фона, на котором он воспринимается. Подобные ассоциации весьма устойчивы и явились поэтому основной традиционной символики цветов, известной с давних пор.
Ассоциации вместе с рядом зрительных иллюзий являются причинами того, что различные цвета по-разному участвуют в формировании пространственных представлений
человека. Одинаковые по размерам предметы, имеющие разную окраску, воспринимаются различными по величине. Из двух одинаковых по величине предметов, окрашенных в
светлый и темный тона, светлый предмет кажется больше темного. Из одновременно рассматриваемых равных по величине предметов наибольшим кажется предмет, окрашенный в ахроматический цвет, затем – в один хроматический и наименьшим кажется предмет, в окраске которого использовано несколько цветов. Отсюда вытекает эффект "увеличивающих" и "уменьшающих" цветов. С иллюзией изменения величины предмета связана и зрительная оценка веса предметов. Светлый предмет кажется легче тёмного. Из двух предметов, окрашенных в достаточно светлые хроматические цвета, более лёгким кажется тот, который окрашен в холодный цвет. Из этой иллюзии вытекает деление на "тяжёлые" и "лёгкие" цвета: тёмные, малонасыщенные, теплые цвета оцениваются как тяжелые, а светлые, холодные – как легкие цвета. При сравнении чистых спектральных цветов более легкими принято считать желтые цвета с постепенным утяжелением через оранжевые к красным и через зелёные и синие к фиолетовым. При разной насыщенности более тяжёлыми кажутся насыщенные цвета. Очень важный эффект "выступания" и "отступания" цветов основывается и на ассоциативных представлениях и на объективных закономерностях физиологической оптики. В связи с тем, что вблизи цвет предмета различается лучше всего, а по мере удаления теряет насыщенность и синеет в силу законов воздушной перспективы, предмет насыщенного цвета воспринимается человеком как расположенный более близко, чем малонасы щенного цвета. Сказывается и различное преломление хрусталиком глаза лучей: цветовое излучение с большой длиной волны преломляется хрусталиком под меньшим углом, чем коротковолновое излучение. Таким образом, хрусталик дифференцирует поток в зависимости от волновой характеристики и проецирует изображение в разных точках прямой, перпендикулярной к поверхности сетчатки. Чем короче волны светового потока, тем дальше расположенным от наблюдателя будут казаться предмет или плоскость, окрашенные в холодный цвет. Эффект "выступания" и "отступания" цветов зависит и от таких факторов, как размер рассматриваемого цветного пятна, его отношение к фону по степени контраста, его насыщенность и светлота. Сравнение различных угловых размеров цветного пятна показало, что влияние углового размера скорее сказывается на восприятии холодных цветов. У теплых цветов эффект приближения четче проявляется при большей светлоте и меньшей насыщенности, у холодных – при противоположных показателях. Изменение насыщенности способно перевести цвет из одной группы в другую. Так, жёлтый и оранжевый цвета, доведенные до предельной насыщенности, могут восприниматься уже как отступающие по сравнению с синими малой насыщенности и сравнительно высокой светлоты, которые оценивались как выступающие.
Возможность оценки образцов зеленого цвета то в качестве отступающих, то в качестве выступающих заставляет отнести зеленый цвет в особую группу пространственно нейтральных цветов. Эффект "приближения" и "удаления" сказывается четче при достаточной степени контраста образца с фоном. В группе выступающих цветов эффект сказывался сильнее в тех случаях, когда образцы были значительно светлее фона. Психологический аспект восприятия человеком цветового окружения включает такой фактор восприятия, как "цветовое предпочтение". Психологи считают, что цветовое предпочтение формируется на основе ассоциаций и зависит от пола, темперамента человека, психического склада его характера, социальных установок и национальных традиций. Из вышесказанного можно сделать вывод что, разные цвета вызывают различные рефлекторные реакции. Это связано с тем, что цвета длинноволновых и коротковолновых участков спектра возбуждают различные отделы вегетативной нервной системы. Общий характер психофизиологического воздействия различных цветов представлен в табл. 2.
Цвет | Характер ассоциаций | ||||||||
тёплые | холодные | лёгкие | тяжёлые | выступающие | отступающие | возбуждающие | угнетающие | успокаивающие | |
Спектральные
цвета:
Красный………….. Оранжевый………. Желтый…………... Желто-зеленый….. Зеленый………….. Зелено-голубой….. Голубой………….. Синий……………. Фиолетовый……... Пурпурный………. Ахроматические цвета: Белый…………….. Светло-серый……. Темно-серый…….. Черный…………… |
Х Х Х Х Х |
Х Х Х Х Х |
Х Х Х Х Х Х |
Х Х Х Х Х Х |
Х Х Х Х |
Х Х Х Х Х |
Х Х Х Х |
Х Х Х |
Х Х Х Х |
Из охарактеризованных
здесь закономерностей и
времени.
4. ЦВЕТОВОЕ
РЕШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
Цветовое решение производственных помещений зависит от следующих основных
факторов [5]:
–– общего характера работ;
–– степени точности работ;
–– характера
и интенсивности освещения, в
том числе спектрального
обусловленного типом источника или ориентацией помещения по сторонам горизонта;
–– санитарно-гигиенических условий в помещении;
–– особенностей объемно-пространственной структуры интерьера;
–– требований техники безопасности (сигнально-предупреждающая и опознавательная
окраска, знаки безопасности);
–– наличия поверхностей, не подлежащих цветовой отделке и окраске, или таких, цвет которых назначается исключительно по правилам применения функциональной окраски. Указанные факторы, из которых важнейшими следует считать первые четыре, оказывают наибольшее влияние на цветовое решение производственных помещений, так как
они определяют цветовую гамму интерьера, количество цвета основных поверхностей
интерьера1 и цветовые контрасты между ними. Зависимость цветовой отделки основных
поверхностей интерьера производственных помещений от отмеченных четырех факторов
характеризуется следующей таблице, приведенной в Указаниях СН 181-70.
Естественно, что при одновременном наличии факторов, определяющих противоречивые требования к цветовому решению интерьера, предпочтение отдается тому из них, который в данных условиях имеет наибольшее значение. При этом цвета строительных
Информация о работе Цветовое решение производственных и жилых помещений