Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:44, реферат
Известно, что любая деятельность потенциально опасна, а сами опасности носят перманентный характер (перманентный - постоянный, непрерывно продолжающийся, от латинского permaneo - остаюсь, продолжаюсь).
Потенциальная опасность - это опасность скрытая, неопределенная во времени и пространстве. Реализуется потенциальная опасность через причины и в случае, если нежелательные последствия будут значительные, то это событие классифицируется как чрезвычайная ситуация.
ведение
1. Понятие, источники и причины техногенных чрезвычайных ситуаций
1.1. Понятия и определения
1.2. Причины техногенных чрезвычайных ситуаций, негативные факторы при их возникновении
2. Классификация чрезвычайных ситуаций
2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций (в том числе и техногенного характера) по масштабу распространения
2.2. Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития
2.3. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
3. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
Заключение
1.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:
· аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
· аварии на тепловых сетях в холодное время года;
· аварии в системах снабжения населения питьевой водой;
· аварии на коммунальных газопроводах.
1.9. Аварии на очистных сооружениях:
· аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
· аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.
1.10. Гидродинамические аварии:
· прорывы плотин (дамб, шлюзов и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;
·
прорывы плотин с
образованием прорывного
паводка и др.
Анализируя классификацию чрезвычайных ситуаций по происхождению, следует отметить следующие особенности:
1. На транспорте аварии и катастрофы могут быть различными.
· Во-первых, это авиационные катастрофы, влекущие за собой значительное количество человеческих жертв. Они, как правило, требуют поисковых и аварийно-спасательных работ.
· Во-вторых, аварии и крушения поездов на железнодорожном транспорте, взрывы и проявления агрессивных свойств перевозимых грузов. В этих случаях наблюдаются не только разрушение транспортных средств, гибель и увечья людей, но и загрязнение местности.
· И, наконец, аварии на водных коммуникациях, сопровождающиеся значительными человеческими жертвами и загрязнением акваторий портов и прибрежных территорий нефтепродуктами и сильнодействующими ядовитыми веществами.
2. Аварии на промышленных объектах возможны без загрязнения окружающей природной среды вне санитарно - защитной зоны, но при этом зачастую загрязняются и разрушаются производственные помещения и другие сооружения, находящиеся на территории предприятия.
3. Окружающая природная среда часто загрязняется при авариях с выбросом радиоактивных веществ. К ним относятся:
· аварии на АЭС с разрушением производственных помещений, инженерных сооружений и радиоактивным загрязнением территории за пределами санитарно - защитных зон;
· утечка радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла;
· аварии на ядерных суднах, падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности.
4. Аварии с выбросом химических или бактериологических веществ сопровождаются групповым поражением обслуживающего персонала и населения на прилегающей к объекту территории. Такие аварии требуют проведения дегазационных и других специальных мероприятий на значительной территории.
5.
Под водохозяйственными
катастрофами имеются
в виду затопления,
образующиеся в
результате разрушения
гидротехнических
сооружений. К авариям
на системах жизнеобеспечения
населения относятся
аварии на трубопроводах,
при которых транспортируемые
вещества выбрасываются
в окружающую среду,
аварии на энергосетях,
а также на прочих инженерных
сооружениях. Все они,
так или иначе, нарушают
нормальную жизнедеятельность
населения.
3.
Мероприятия по предупреждению
возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций
Предупреждение чрезвычайных
ситуаций как в части
их предотвращения (снижения
вероятности возникновения),
так и в плане уменьшения
потерь и ущерба от них (смягчения
последствий) проводится
по следующим направлениям:
•
мониторинг и прогнозирование
чрезвычайных ситуаций;
•
рациональное размещение
производительных сил
и поселений на
территории страны с
учетом природной
и техногенной
безопасности;
•
предотвращение в
возможных пределах
некоторых неблагоприятных
и опасных природных
явлений и процессов
путем систематического
снижения накапливающегося
разрушительного потенциала;
•
предотвращение аварий
и техногенных
катастроф путем
повышения технологической
безопасности производственных
процессов и эксплуатационной
надежности оборудования;
•
разработка и осуществление
инженерно–технических
мероприятий, направленных
на предотвращение возникновения
источников чрезвычайных
ситуаций, смягчение
их последствий, защиту
населения и материальных
средств;
•
обучение производственного
персонала и повышение
технологической
и трудовой дисциплины;
•
подготовка объектов
экономики и систем
жизнеобеспечения населения
к работе в условиях
чрезвычайных ситуаций;
•
декларирование промышленной
безопасности;
•
лицензирование деятельности
опасных производственных
объектов;
•
проведение государственной
экспертизы в области
предупреждения чрезвычайных
ситуаций;
•
государственный
надзор и контроль
по вопросам природной
и техногенной
безопасности;
•
страхование ответственности
за причинение вреда
при эксплуатации опасного
производственного
объекта;
•
информирование населения
о потенциальных
природных и техногенных
угрозах на территории
проживания;
•
подготовка населения
в области защиты
от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного
времени.
Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания. Главной целью мониторинга является предоставление данных для точного и достоверного прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся наблюдением за отдельными видами опасностей. Мониторинговая информация служит основой для прогнозирования, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого–либо объекта, явления, процесса.
Прогнозирование чрезвычайной ситуации – это опережающее предположение о вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения и ее источника в прошлом и настоящем. Главным в этом процессе является информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежат эвристический и математический подходы. Суть эвристического подхода состоит в изучении и использовании мнений специалистов–экспертов. Этот подход применяется для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя. Математический подход заключается в использовании данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта после их обработки математическими методами для получения зависимости, связывающей эти характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени. Этот подход предполагает активное применение моделирования или экстраполяции.
Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения таких ситуаций: их место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики. При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется возможное развитие обстановки, эффективность тех или иных мер по ликвидации ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным является прогноз вероятности возникновения чрезвычайной ситуации. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения многих аварий и катастроф.
Рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны является эффективной совокупностью мер, обеспечивающих предотвращение значительной части чрезвычайных ситуаций (снижение вероятности их возникновения) и уменьшение в определенных пределах возможных потерь и ущерба от них (смягчение их последствий). Это размещение представляет собой меры по распределению и перераспределению по территории страны объектов экономики и хозяйственной инфраструктуры, а также населенных пунктов в соответствии с критериями их защищенности от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Важной частью этих мероприятий является рациональное размещение потенциально опасных объектов и мест утилизации отходов. Объекты экономики размещают таким образом, чтобы они не попадали в зоны, в которых возможные техногенные воздействия на них превышают допустимые нормативные. Объекты экономики должны находиться на таком расстоянии от жилых зон и друг от друга, которое обеспечивает их безопасность. Взрыво–и пожароопасные объекты и их элементы размещают с учетом защитных свойств и других особенностей местности. Потенциально опасные элементы радиационно опасных объектов размещают на таком расстоянии, которое обеспечивает изоляцию реакторных блоков атомных станций друг от друга. Химически опасные объекты возводят на безопасном расстоянии от рек, водоемов, морского побережья, подземных водоносных слоев и размещают с подветренной стороны населенных пунктов и жилых зон. Биологически опасные объекты и их элементы располагают с учетом розы ветров в данной местности. Вокруг радиационно, химически и биологически опасных объектов создают санитарно–защитные зоны и зоны наблюдения. В санитарно–защитных зонах не допускается размещение жилых домов, детских дошкольных учреждений, учебных заведений и некоторых других объектов. Гидротехнические сооружения возводят таким образом, чтобы в зоны возможного катастрофического затопления попадало минимальное число объектов социального и хозяйственного назначения. Размещение населенных пунктов и объектов важного экономического значения в этих зонах не допускается.
В техногенной сфере работу по предотвращению аварий ведут в соответствии с их видами на конкретных объектах. В качестве мер, снижающих риск возможных ЧС, наиболее эффективными являются совершенствование технологических процессов; повышение качества технологического оборудования и его эксплуатационной надежности; своевременное обновление основных фондов; использование технически грамотной конструкторской и технологической документации, высококачественного сырья, материалов и комплектующих изделий; наличие квалифицированного персонала, создание и применение передовых систем технологического контроля и технической диагностики, безаварийной остановки производства, локализации и подавления аварийных ситуаций и многое другое.
Одним из направлений эффективного уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним следует отнести гидротехнические защитные сооружения, предохраняющие водотоки и водоемы от распространения радиоактивного загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от некоторых других поверхностных загрязнений. Плотины, шлюзы, насыпи, дамбы и укрепление берегов используют для защиты от наводнений. Важная роль в деле снижения ущерба окружающей природной среде отведена коммунальным и промышленным очистным сооружениям. Для уменьшения негативного воздействия оползней, селей, обвалов, осыпей и лавин в горной местности применяют защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населенных пунктах. Для смягчения эрозивных процессов используют защитные лесонасаждения. Для защиты персонала объектов экономики и населения от опасностей военного времени, а также от чрезвычайных ситуаций техногенного характера используются защитные сооружения гражданской обороны.
Одним из направлений уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является проведение мероприятий по повышению физической стойкости объектов во время стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. К этим мероприятиям, прежде всего, следует отнести сейсмостойкое строительство в сейсмоопасных районах и сейсмоукрепление на этих территориях зданий и сооружений, построенных ранее без учета сейсмичности, а также повышение физической стойкости особо важных объектов, защита уникального оборудования, культурных, исторических, государственных ценностей, резервов наиболее важных ресурсов.
Эффективно содействует уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) создание и применение систем оповещения населения, персонала и органов управления, прежде всего системы централизованного оповещения на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Благодаря этой системе можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности большую часть населения страны или отдельных территорий. Своевременное оповещение позволяет принять меры по защите населения и тем самым снизить потери. На потенциально опасных объектах функционируют локальные системы оповещения, управляемые дежурным персоналом объекта или специалистами централизованной системы оповещения города. Задачей локальной системы оповещения является своевременное оповещение об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта. На случай, если дежурный персонал не сможет своевременно привести в действие систему оповещения, создают локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных техногенных факторов и оповещения о них. Такие автоматизированные системы контроля радиационной обстановки уже применяются на некоторых отечественных АЭС.
Информация о работе Чрезвычайные ситуации мирного времени техногенного характера