Авария на Чернобыльской АЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе мною была использована литература, которая обозревает данную проблему с разных сторон: социальной, исторической, экологической, политической, экономической, международной, национальной, хронологической, научной.

Цель автора состоит в том, чтобы раскрыть данную тему, а также свободно владеть материалом. Задача автора состоит в том, чтобы изучить литературу и научиться с ней работать.

Содержание

Введение

Глава I. Припять и Чернобыль………………………………………………………………..4

1.1. Город Чернобыль…………………………………………………………………..4

1.2. Город Припять…………………………………………………………………......6

Глава II. Чернобыльская катастрофа и ее характеристика…………………………………..9

2.1. Предпосылки к катастрофе………………………………………………………..9

2.2. Особенности реактора РБМК-1000……………………………………………..10

2.3. Хроника Чернобыльской катастрофы…………………………………………...11

2.4. Расследование причин Чернобыльской аварии…………………………............15

2.5. Суть проблемы…………………………………………………………………….16

2.6. Последствия катастрофы на ЧАЭС.......................................................................20

2.7. Предпринятые меры...............................................................................................22

Глава III. Экоэкономика чернобыльского экологического феномена..................................25
Глава IV. Социальная сфера.....................................................................................................27
Глава V. Чернобыльская катастрофа: международный аспект.............................................29

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Чернобыльская АЭС.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

  Первые  оперативные меры Политбюро ЦК КПСС и Правительство приняли буквально через несколько часов после аварии на ЧАЭС. С тех пор вопросы ликвидации последствий аварии находились под контролем партийных и государственных органов.

  Предусматривались серьёзные меры материальной помощи населению, пострадавшему в результате аварии. В частности, выделялись средства на единовременные пособия, приобретение одежды и других предметов первой необходимости для переселяемых граждан, на оплату их питания и проезда.

  В октябре 1986 года вновь заработал 1-й  энергоблок, а в ноябре того же года — 2-й. И оба вышли на проектную нагрузку 1 миллион кВт. 4 декабря 1987 года в 14 часов 28 минут был включён в сеть 3-й энергоблок. 4-й реактор в октябре 1986 года был запечатан в “Укрытие”, так называемый “Саркофаг”. 

ГЛАВА III. ЭКОЭКОНОМИКА ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

  В результате Чернобыльской катастрофы 104 200 км2 территории было загрязнено радионуклидами с плотностью 1 Ки/км2. Здесь проживало около 4 млн. человек. Экономические потери трех республик в 1986-1989 гг. составили 9,2 млрд. руб. Эта сумма включает 900 млн. руб. потерь основных производственных и непроизводственных фондов, расположенных на этой территории; 1200 млн. руб. составили потери в сельском хозяйстве и других производственных сферах; 2940 млн. руб. ушло на постройку жилья и социальное, культурное и коммунальное обустройство, строительство дорог, защиту лесов и вод, очистку территорий и развитие газового хозяйства в загрязненных населенных пунктах, 1250 млн. руб. было затрачено на социальную защиту населения и 180 млн. руб. -- на ограничение потребления пищевых продуктов местного производства. Страховые агентства выплатили населению и предприятиям 274 млн. руб. за их потери, было также израсходовано 532 млн. из общественных фондов5.

  Экономическое бремя Чернобыльской катастрофы отрицательно повлияло на развитие народного  хозяйства трех особо пострадавших стран. Экономические потери включают:

  -- долговременное изъятие из нормального  пользования основных природных ресурсов (144 тыс. га сельскохозяйственных земель и 492 тыс., га леса);

  -- ограничение многих видов производственной  деятельности человека на загрязненных  территориях;

  -- стоимость переселения людей  и создания для них рабочих  мест, смена местожительства и обеспечение населения жильем (в 1986 г.-- 116 тыс. чел.; план на 1990--1995 гг. -- около 800 тыс. чел.).

  -- стоимость мероприятий на менее  загрязненных территориях (мониторинг, очистка, снабжение "чистой" пищей, дополнительные выплаты и т.д.);

  -- стоимость медицинского обслуживания  на пораженных территориях (около  4 млн. чел.);

  -- потери валового национального  продукта, вызванные негативными  явлениями в социальном развитии  и связанные с перемещением  населения.

  Потери  Беларуси составляют около 100 млрд. руб. (в ценах 1989 г.) и включают:

  -- экономические потери более чем  3 млрд. руб. в течение первых  трех с половиной лет после  катастрофы;

  -- долгосрочные потери в национальном  доходе, равные 55 млрд. руб.;

  -- потери, связанные с программой реабилитации и восстановления на 1990--1995 гг., -- 25 млрд. руб.;

  -- потери людских ресурсов в  результате негативных демографических  тенденций и неблагоприятных  экономических факторов -- около  17 млрд. руб.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА 
 

  Анализ  современного состояния социально-культурной и бытовой сферы загрязненных территорий за послеаварийный период показывает, что несмотря на некоторые  положительные сдвиги в развитии отдельных отраслей, обстановка в  этой сфере остается сложной и требует эффективных мер по ее улучшению.

  Можно выделить следующие основные социальные проблемы на загрязненных территориях6:

  -- ухудшилось качество медицинского  обслуживания в регионах с  высокой плотностью радиационного  заражения.

  --во  всех зонах, загрязненных радионуклидами, средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов в сельской местности достаточно высокая. Однако сельский жилищный фонд, преимущественно деревянный, с печным отоплением и необустроенными домовыми территориями, наименее приспособлен для проживания в загрязненных зонах. Кроме того, в сельских поселениях есть много ветхих строений и бесхозных крестьянских дворов, что создает пожароопасную обстановку для жилищного фонда.

  --в  системе образования и культурного  обслуживания в радиологически грязных районах республики сложилась неблагоприятная обстановка с обеспечением кадрами.

  --сокращается  действующая сеть бытового обслуживания  населения.

  Нынешнее  состояние отрасли обусловлено  двумя основными причинами:

  * разрушение сложившейся инфраструктуры загрязненных районов;

  * либерализация цен и тарифов,  начатая в отрасли в 1991 г.

  Существующая  система налогообложения и удорожание затрат привели к формированию непомерно  высоких цен, тарифов и вызвали  сокращение объемов реализации бытовых  услуг и потребительского спроса на них. Наблюдается тенденция закрытия химчисток, бань и прачечных, что для районов с высоким уровнем радиоактивного загрязнения недопустимо.

  Соответственно  сокращается и численность промышленно-производственного  персонала. За 1991 - 1992 гг. количество работающих уменьшилось на 2,4%. Основные причины: вынужденный отъезд жителей из загрязненных территорий и высокий уровень цен и тарифов на платные услуги, обусловивший убыточность многих предприятий. Эффективность финансовой поддержки на развитие бытового обслуживания со стороны территориальных органов власти крайне незначительна.

  Радиационная  обстановка отрицательно сказывается  прежде всего на состоянии здоровья населения, проживающего на загрязненных территориях, где не снижаются темпы прироста заболеваний эндокринной системы, системы кровообращения и появления новообразований. Регистрируемая заболеваемость населения, пострадавшего в результате катастрофы на ЧАЭС, почти по всем классам болезней выше, чем в целом по республике. В структуре детской заболеваемости растет удельный вес врожденных и наследственных патологий, которые связаны с наличием в окружающей среде дополнительных мутагенных факторов, обусловленных последствием катастрофы на ЧАЭС. Начался рост патологий и на территориях с низким уровнем загрязнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА V. ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ КАТАСТРОФА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ 
 

  Чернобыльская катастрофа - беда не только белорусского, русского или украинского народов, это беда всего человеческого  рода. И подобная, а, может быть, более масштабная катастрофа может повториться. Потенциальная опасность новой атомной беды кроется прежде всего в причинах чернобыльского взрыва.

  Как отметил доктор Шелби Т. Брауэр в  выступлении в подкомитете ядерного регулирования сената США в 1992 г., « ... большинство экспертов согласилось с тем, что авария была вызвана очень плохой конструкцией в сочетании с очень плохим и небрежным управлением станции. Не было дисциплины выполнения последовательности процедур на станции. Все это, в сочетании с дефективной и нелогичной конструкцией, было коренными причинами аварии"

  Было  ли это известно должностным лицам, ответственным за работу АЭС? Безусловно - злополучный чернобыльский реактор  РБМК - 1000 по 23 пунктам не соответствовал требованиям: правил ядерной безопасности и общих правил ядерной безопасности атомных станций, действовавших в период разработки и ввода в эксплуатацию РБМК. Это отражалось в приемо-сдаточных документах, однако не было принято во внимание. В настоящее время на территории бывшего Союза имеется 16 реакторов РБМК, в том числе в России-- 11, на Украине - 3 и в Литве - 2. Тиражированию такой взрывоопасной технической суперсистемы способствовали политизация и монополизм в науке, отсутствие независимой экспертизы, преступная безответственность и обезличенность государственных чиновников, принимавших драматические решения, и антигуманность всей государственно-политической системы. Рядом с Чернобыльской АЭС находятся Игналинская (ближайшее расстояние - 4 км), Смоленская (80км) и Ровенская АЭС (70км). В том же выступлении Брауэр подчеркивал: "Большинство экспертов также согласны с тем, что эти конструкторские дефекты (реакторов РБМК-СК) такие фундаментальные по своей природе, что нет пути устранения путем модификации. Нет такого набора модификаций или переконструирования оборудования, которые можно было бы сделать на этих реакторах, чтобы довести их до западных стандартов". Следовательно, существующие РБМК представляют огромную потенциальную угрозу всему мировому сообществу. В связи с этим необходим строгий международный или межгосударственный контроль над безопасностью работы действующих реакторов РБМК.

  Как известно, Чернобыльская АЭС была построена на таких грунтах, где  ее нельзя было размещать. Она расположена  на водоразделе, откуда берут начало множество рек. Уже сейчас радионуклиды прошли не только плотину Киевской ГЭС, но достигли устья Днепра и начали поступать в Черное море.

  Под бетонным саркофагом, покрывающим развалины  четвертого чернобыльского реактора, содержится 35 т ядерного топлива с общей активностью 1 млн. 700 тыс. Ки. В стенах саркофага обнаружено 1500 м трещин. В июне 1990 г. нейтронный детектор зафиксировал появление потока нейтронов, что явилось сигналом возможного развития цепной реакции - пришлось даже применять специальный нейтронный поглотитель. Саркофаг - очень сложное техническое сооружение, возводился он в предельно короткие сроки, без комплекса знаний, ибо человечество с таким явлением столкнулось впервые.

  Проблема  саркофага должна решаться незамедлительно, при участии мировой общественности. Существует три концепции на этот счет: демонтаж его до "зеленой лужайки"; сооружение над ним второго шатра - нового саркофага; заполнение существующего бетоном и превращение его, таким образом, в своеобразный памятник Чернобыльской эры.

  Проблема  эта - не национального или регионального, а мирового значения, и решать ее должны все специалисты мира, все  страны. Обсуждая международные аспекты Чернобыля, нельзя не сказать о том, что это не обычная, пусть и супермасштабная, авария или катастрофа, не великая беда одного народа и его ближайших соседей; апрельский взрыв 86-го года принес с собой чувство хрупкости, уязвимости, это вызов устойчивому развитию человечества. Чернобыль предупреждает, что и в результате вполне непреднамеренных действий, возможно, погубить и среду обитания, и род человеческий.

  Не  будет преувеличением сказать, что  чернобыльский взрыв был одним  из детонаторов изменения карты  мира, агонии тоталитарного суперядерного  гиганта. Именно Чернобыль ярче всего  показал истинное лицо правящих верхов. Потребовались четыре - пять постчернобыльских лет, чтобы усилиями неформальных организаций, отдельных ученых, писателей, ликвидаторов катастрофы сорвать завесу строжайшей секретности с. Чернобыля и маски с преступного руководства. Необходимо было пройти через сотни митингов, демонстраций, встреч, конференций, забастовок, обращений и запросов народных депутатов, голодовки ликвидаторов в больницах, массовые протесты против замалчивания причин и последствий чернобыльской катастрофы.

  Вряд  ли сегодня на европейском континенте можно найти регион, население  которого в той или иной степени  не испытывало бы последствий чернобыльской  катастрофы. Зловещее облако Чернобыля  затронуло Финляндию, Норвегию, Швецию, Данию, Польшу, Чехославакию, Венгрию, Румынию, Австрию, Германию, Швейцарию, Болгарию, Югославию, Грецию, Италию. По сравнению с северной, центральной и южной частями Европы западная ее часть (Франция, Голландия, Бельгия, Люксембург, Великобритания, Ирландия и Португалия) пострадала значительно меньше , но и здесь последствия Чернобыля ощутимы.

  Из  других стран вне бывшего СССР и Европы чернобыльская катастрофа имела негативные экономические  последствия в Турции, где подверглись  загрязнению радиоцезием плантации  чая и ореха; в допустимых уровнях по нормативам ВОЗ. Обширные исследования чернобыльских выпадений проводились во многих странах вне Европы - в Японии, США, Канаде, Китае и др.

Информация о работе Авария на Чернобыльской АЭС