Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:44, контрольная работа
Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Аварии на железнодорожном транспорте 2
Автомобильные аварии и катастрофы 3
Аварии на водном транспорте 5
Авиационные аварии и катастрофы 5
Аварии на гидротехнических сооружениях 6
Аварии на АЭС 8
Основные мероприятия по предупреждению аварий 11
Литература 13
Оглавление
Основными
причинами аварий и катастроф
являются неисправности путей подвижного
состава, средств сигнализации и
блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность
и халатность машинистов.
Чаще
всего происходит сход подвижного состава
с рельсов, столкновения, наезды на
препятствия на переездах, пожары и
взрывы непосредственно в вагонах.
Не исключаются размывы
Вспомним
Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала
взорвались три вагона с промышленной
взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11
вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал
и 185 близлежащих зданий. После взрыва
образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром
53 м.
Ровно
через год в июне в Башкортостане
произошла страшная железнодорожная катастрофа.
Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила
с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью
сгорели.
В
октябре 1988 г. на станции Свердловск-
К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.
Причины
дорожно-транспортных происшествий могут
быть самые различные. Это, прежде всего,
нарушение правил дорожного движения,
техническая неисправность
Всем
памятен случай, который произошел
в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе,
когда бензовоз врезался в стоящий
троллейбус. Бензин разлился по мостовой,
вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей. Многие
выскакивали из троллейбуса и бежали как
горящие факелы. Другие сгорали здесь
же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем
не повинные люди. А всему виной халатность,
пренебрежение элементарными правилами.
Другой
причиной дорожных аварий является неудовлетворительное
состояние дорог. Иногда на проезжей
части можно видеть открытые люки,
неогороженные и неосвещенные участки
ремонтных работ, отсутствие предупреждающих
об опасности знаков. Все это в
совокупности приводит к огромным потерям.
Только
в Москве на дорогах ежегодно погибают
до 80 детей, это три полных класса.
Травмы получают 1000 - целая школа. В
России за год под колесами машин
и в дорожных авариях погибают
до 40 тыс. человек. Это почти в
три раза больше, чем за девять лет войны
в Афганистане.
По
данным Всемирной организации
При
автокатастрофе главное - своевременно
оказать первую ме-дицинскую помощь пострадавшим.
И должно быть это сделано не позднее 20-30
мин. Иначе будет уже поздно.
Что
делать? Каждый водитель проходящей машины,
каждый пешеход обязаны немедленно
принять все возможные меры по спасению
людей, оказанию им самой первой медицинской
помощи, особенно остановки кровотечений.
К месту происшествия вызываются работники
ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая
помощь. Место катастрофы ограждается
предупредительными знаками.
Пострадавшие
после оказания им первой медицинской
помощи доставляются в ближайшие
лечебные учреждения.
Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.
Большинство
крупных аварий и катастроф на
судах происходят под воздействием
ураганов, штормов, туманов, льдов, а
также по вине людей: капитанов, лоцманов
и членов экипажа. Многие аварии происходят
из-за промахов и ошибок при проектировании
и строительстве судов. Половина из них
является следствием неумелой эксплуатации.
Например, часты столкновения и опрокидывание
судов, посадка на мель, взрывы и пожары
на борту, неправильное расположение грузов
и плохое их крепление.
К
работе по ликвидации последствий аварий,
катастроф и спасению утопающих
привлекаются все члены экипажа,
при необходимости капитан
К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.
При
авиационных авариях происходит
разрушение самолета различной степени,
при катастрофах имеются человеческие
жертвы. А происходит их достаточно много.
Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф
в Росси погибло около 400 человек.
К
тяжелым последствиям приводят разрушения
отдельных конструкций
Спасательные
и аварийные работы можно разделить
на два вида: первые - проводимые членами
экипажа, вторые - организуемые наземными
службами. Экипажу для принятия мер,
как правило, не хватает времени.
Все происходит крайне быстротечно.
Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется
в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой
открываются все входные двери и люки,
освобождаются проходы к ним. Как только
самолет остановился, организуется немедленная
эвакуация людей на безопасное расстояние.
Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.
Опасность
возникновения затопления низинных
районов происходит при разрушении плотин,
дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность
представляет стремительный и мощный
поток воды, вызывающий поражения, затопления
и разрушения зданий и сооружений.
Высота
и скорость волны прорыва зависят
от того, где происходит - в верхнем
или нижнем бьефах. Для равнинных районов
скорость движения прорыва колеблется
от 3 до 25 км/ч, в горных местностях доходит
до 100 км/ч.
Значительные
участки местности через 15-30 мин.
обычно оказываются затопленными слоем
воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время,
в течение которого территории могут находиться
под водой, колеблется от нескольких часов
до нескольких суток.
По
каждому гидроузлу имеются
В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте следует находиться до тех пор, пока не спадет вода или будет получено сообщение о том, что опасность миновала.
Радиоактивность
- совсем не новое явление, как до
сих пор считают некоторые, связывая
ее со строительством АЭС и появлением
ядерных боеприпасов. И радиоактивность,
и сопутствующие ей ионизирующие излучения
существовали на Земле задолго до зарождения
жизни.
Однако
радиацию как явление человечество
открыло всего сто лет тому
назад.
В
1896 г. французский ученый Анри Беккерель
положил несколько
Чуть
раньше в 1895 г. немецкий физик Вильгельм
Рентген открыл лучи, которые и были названы
его именем - "рентгеновские".
Ученые
стремились разгадать одну из самых
волнующих загадок всех времен, стремясь
проникнуть в тайны материи. К
великому сожалению, последующие их
работы привели к созданию в США атомной
бомбы (1945 г.) и только потом в СССР - атомной
электростанции (1954 г.). Через три года
со стапелей сошло первое в мире судно
с атомной энергетической установкой
- ледокол "Ленин". Сегодня в мире
действует большое количество объектов
с ядерными установками,вырабатывающими
электрическую и тепловую энергию, приводящими
в движение надводные и подводные корабли,
работающими в научных целях.
Меньше
чем за полувековую историю развития
ядерной энергетики произошли три
крупных аварии на АЭС с тяжелыми последствиями.
Первая - в 1957 г., вторая - в 1979 г. и третья
- в 1986 г. А всего в 14 странах мира произошли
более 150 инцидентов и аварий различной
степени сложности и опасности.
Если
такая частота катастроф
Для
аварий на АЭС характерно следующее:
во-первых, происходит радиоактивное
заражение атмосферы и
В
Уиндскейле (Англия) в октябре 1957 г.
во время профилактических работ на одном
из реакторов АЭС произошел пожар, вызвавший
повреждение тепловыделяющих элементов
(твелов). На дне реактора и по сей день
лежит около 1700 т ядерного топлива. В атмосферу
были выброшены радионуклиды, образовалось
облако, часть которого достигла Норвегии,
а другая двигалась в Австрию. Это была
первая авария в атомной энергетике, которая
коснулась населения. Ее последствия тщательно
скрывались. Только по истечении 30 лет
стали известны некоторые подробности.
В
марте 1979 г. на втором блоке атомной электростанции
"Три Майл Айленд" в Гаррисберге (США)
произошла авария,последствием которой
явился выброс радиоактивных веществ
в окружающую среду. Почти 10 т расщепляющегося
материала из 100 т вышли за пределы активной
зоны. Произошел выброс в атмосферу.
Событием
века стала чернобыльская катастрофа
(26 апреля 1986 г.), результаты которой
почувствовали не только в России,
на Украине, в Белоруссии, но и в
других странах. Следы радиоактивного
загрязнения достигли даже Польши,
Швеции, Финляндии, Болгарии, Румынии и
Венгрии.
А
почему, собственно говоря, произошла
эта авария? Летом 1987 г. на суде выяснилось:
на АЭС отсутствовал элементарный порядок
трудовой дисциплины и была низка
ответственность персонала. Даже после
взрыва на энергоблоке не была организована
радиационная разведка, нужных приборов
для ее ведения не имелось, противогазы
у личного состава отсутствовали. Но что
еще хуже - не было информации об аварии.
Ее попросту поначалу скрывали. Население
понятия не имело о случившемся. Эвакуация
началась лишь спустя 36 часов после аварии.
Следует отметить неумелые и нерешительные
действия персонала в чрезвычайной ситуации.