Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:51, курсовая работа
Элеваторы предназначены для транспортировки сыпучих и штучных грузов в вертикальном или близком к вертикальному направлениям. Транспортируемый груз размещается в грузонесущих элементах, закрепленных на тяговом органе. Бесконечный тяговый орган охватывает ведущий и натяжной барабаны (звездочки). Верхний барабан – приводной, нижний – натяжной. Элеватор загружается в нижней части (башмаке), а разгружается в верхней (головке).
Коэффициенты будут равны: коэффициент вращения колец V = 1 (вращение внутреннего кольца), коэффициент безопасности Kб = 1.5 [3, табл. 7.2], температурный коэффициент Kт = 1 [3, табл. 7.1].
Для ведущего вала можно взять подшипники средней серии 1320 с диаметром внутреннего кольца 100 мм и динамической грузоподъемностью C = 110900 Н. Для оси натяжного барабана – средней узкой серии 2312 с диаметром внутреннего кольца 60 мм и динамической грузоподъемностью C = 10000 Н.
Расчетная долговечность подшипников будет равна:
Параметр | Верхний вал | Нижняя ось |
Эквивалентная нагрузка, Н | ||
Расчетная долговечность, млн. оборотов | ||
Долговечность, часов |
Долговечность
достаточна.
Натяжное устройство: Винты натяжного устройства работают на сжатие и кручение, и дополнительно подвергается продольному изгибу. Главным критерием работоспособности является износостойкость резьбы, из расчета на которую определяются основные размеры с последующей проверкой на прочность и устойчивость.
Ходовая резьба пусть будет прямоугольной (ГОСТ 10177-82), материал винтов – сталь 40Х с допускаемым напряжением на срез Н/мм2 и пределом текучести Н/мм2.
Материалом гайки пусть служит бронза Бр. АЖ9-4 с допускаемыми напряжениями на разрыв Н/мм2, на срез Н/мм2, на смятие Н/мм2.
Средний диаметр резьбы из условия обеспечения необходимой износостойкости, определяется по формуле:
где: P – нагрузка на один винт;
– отношение высоты гайки к среднему диаметру резьбы, выбирается из диапазона 1.2...2.5; пусть ;
[p] – допускаемое давление в резьбе, зависящее от трущихся материалов: сталь по бронзе [p]=9.5 Н/мм2.
Нагрузка на один винт, с учетом коэффициента неравномерности нагрузки натяжных винтов K=1.3, определяется исходя из определенного ранее усилия на натяжном барабане:
Н
Таким образом, средний диаметр равен:
мм
Учитывая,
что длина винта большая и
потребуется большая
Шаг резьбы равен:
мм
Теперь среднее значение резьбы равно:
мм
Наружный диаметр резьбы:
мм
Угол подъема резьбы равен:
Необходимо сделать проверку надежности самоторможения, для чего необходимо, чтобы угол подъема резьбы был меньше угла трения j, который зависит от материалов при нормальной смазке (сталь по бронзе f=0.1), не меньше чем на 1°:
- условие выполняется.
Проверка винта на устойчивость.
Расчетный момент инерции сечения винта:
мм4
Радиус инерции:
мм
Гибкость винта, учитывая коэффициент приведения длины и расчетную длину винта мм (рассчитанный ранее ход натяжного устройства равнялся 1 м):
Гибкость больше 200, значит расчет на устойчивость с помощью коэффициента снижения основного допускаемого напряжения невозможен. Можно воспользоваться формулой Эйлера и определить величину критической силы, зная модуль упругости стали 40Х Н/мм2:
Н
– устойчивость гарантирована.
Проверка винта на прочность: по условию прочности эквивалентное напряжение должно быть меньше допускаемого напряжения сжатия
Напряжение сжатия равно:
Н/мм2
Крутящий момент, передаваемый винтом, состоит из суммы моментов трения в резьбе и в пяте (упоре диаметром мм):
Н×мм
Н×мм
Н×мм
Напряжение кручения равно:
Н/мм2
Эквивалентное напряжение равно:
Н/мм2
А допускаемое напряжение сжатия равно:
Н/мм2
– условие прочности выполняется.
Высота гайки равна:
мм
Количество витков резьбы на гайке:
шт.
Проверка прочности резьбы гайки на срез:
Можно еще определить размеры рукоятки, с помощью которой будет производиться вращение винтов.
При усилии, прикладываемом к рукоятке, равном Н, длина рукоятки должна быть не менее
мм
Для удобства пользования пусть мм. Диаметр рукоятки, при допускаемом напряжении изгиба для стали 45 улучшенной Н/мм2, должен быть не менее
мм
Стандартным
значением этого диаметра будет
14 мм.
Останов. Для предотвращения движения ленты в обратную сторону, что приводит к поломке ковшей и обрыву ленты, на приводной вал устанавливается роликовый останов. Кроме нагрузочных параметров в данном случае на размеры останова оказывают влияние два размера: диаметр вала 95 мм, определенный по условию его прочности, и длина шпонки, которую можно узнать по допускаемому усилию смятия:
мм
Пусть длина шпонки, как и ширина останова, и будет 140 мм. А внутренний диаметр останова, для обеспечения прочности ступицы, пусть будет D = 200 мм. Количество роликов пусть будет z = 5.
Диаметр ролика определяется из приблизительного соотношения:
мм
Но, учитывая большой внутренний диаметр останова, лучше принять d = 20 мм. Длина ролика пусть будет равна l = 40 мм.
Для работы останова необходимо, чтобы угол заклинивания ролика был меньше угла трения (рис. 7).
рис. 7
Это условие можно выразить таким образом:
Тогда угол a при коэффициенте трения f = 0.07 можно определить из соотношения:
Пусть угол a равен 8°. Тогда высоту опорной поверхности ступицы можно найти из соотношения:
мм
Необходимо проверить останов на смятие. Для этого надо определить приведенный модуль упругости и допускаемые контактные напряжения .
Материалом обоймы и ступицы будет сталь 45 ГОСТ 1050-88 (закалка на твердость 59.5...65.5HRC) с модулем упругости E = 200000МПа, роликов – сталь У8 ГОСТ 1435-99 с такой же точно термообработкой и модулем упругости. Значит приведенный модуль упругости, вычисляемый по формуле:
тоже равен 200000МПа. А допускаемое контактное напряжение равно [3, табл. 3.2]:
МПа
Нормальное давление на ролик равно:
Н
А максимальное контактное напряжение равно:
МПа
Литература
1. Барышев
А.И., Стеблянко В.Г.,
Хомичук В.А. – Механизация ПРТС работ.
Курсовое и дипломное проектирование
транспортирующих машин: Учебное пособие
/ Под общей редакцией А.И. Барышева – Донецк:
ДонГУЭТ, 2003 – 471 с., ил.
2. Барышев
А.И. – Механизация погрузочно-разгрузочных,
транспортных и складских работ в пищевой
промышленности: Учебное пособие для студентов
специальности 7.090221 «Оборудование пищеперерабатывающих
производств». – Донецк: ДонГУЭТ, 2000. в
3-х частях.
3. Курсовое проектирование
деталей машин: Учеб. пособие для техникумов
/ С.А. Чернавский, Г.М.
Ицкович, К.Н. Боков и
др. – М: Машиностроение, 1979. – 351 с., ил.
4. В.И. Ануфриев – Справочник конструктора-машиностроителя в трех томах. – М.: Машиностроение, 2001.