Земля и ее ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение земельных споров, рассмотрение земельных споров в суде, разграничение дел по земельным спорам по подведомственности и подсудности.
Для того чтобы выяснить все наиболее существенные вопросы, связанные с темой курсовой работы, я поставила следующие задачи перед собой.
Во-первых, необходимо дать общее понятие земельного спора, сложившееся в законодательстве РФ. Для решения данной задачи важно дать характеристику земельным спорам, их классификацию по различным основаниям, понятие предмета и сторон в земельных спорах, причин появления споров.

Содержание

Введение ………………………………………………………………
3
1 Понятие и классификация земельных споров …………………….
5
2 Разрешение земельных споров …..…………………………….…..
13
2.1 Претензионная стадия разрешения споров .....……………….…
14
2.2 Порядок рассмотрения споров. Особенности доказательств по земельному спору …………………………………………………………….

15
2.3 Разграничение дел по земельным спорам ……………………….
21
2.4 Разрешение споров в третейском суде …………………………..
28
2.5 Административный порядок разрешения земельных споров: плюсы и минусы законодательства ………………………………………….

31
3 Судебная практика по земельным спорам …………………………
34
Заключение …………………………………………………………….
43
Библиографический список …………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Разрешение земельных споров.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

- об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

- об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статьей 30 АПК РФ определяется подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность дел  об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов установлена ст.31 АПК РФ.

Арбитражные суды рассматривают  в соответствии с гл.31 АПК РФ дела:

а) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

б) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 32 АПК РФ определяет подведомственность арбитражным судам  дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных  судов и иностранных арбитражных  решений. Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл.32 АПК РФ дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Специальная подведомственность дел арбитражным судам установлена в ст.33 АПК РФ.

От подведомственности дел необходимо отличать подсудность, т.е. относимость определенного гражданского дела к ведению конкретного суда (общей юрисдикции или арбитражного суда), управомоченного рассмотреть его по первой инстанции и принять по нему решение (разрешить дело по существу). В настоящее время подсудность споров определяется статьями гл.3 ГПК РФ, гл.4 АПК РФ.

Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, в т.ч. экономические споры между РФ и субъектами РФ, а также между субъектами РФ.

Как и в гражданском  судопроизводстве, по общему правилу  территориальной подсудности, иски предъявляются в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. В исключение из правила иски о правах на земельные участки и другое недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

 

2.4 Разрешение споров в третейском суде

 

Возможность рассмотрения земельного спора в третейском суде прежде была предусмотрена ст.123 ЗК 1991г. Согласно п.2 ст.64 ЗК РФ передача земельного спора на рассмотрение третейского суда возможна только до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом в зависимости от подведомственности конкретного дела14).

Порядок образования  и деятельности третейских судов, находящихся на территории РФ, за исключением международного коммерческого арбитража, в настоящее время регулирует Федеральный Закон от 24.07.2002г. №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Третейский суд - это негосударственный юрисдикционный орган. Согласно ст.2 указанного Федерального закона третейский суд может быть постоянно действующим или образованным сторонами для решения конкретного спора. В третейский суд по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Постоянно действующие  третейские суды образуются торговыми  палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах. Такие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий  третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо: приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда; утвердила положение о постоянно действующем третейском суде; утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Порядок образования  третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон. Данное соглашение не может противоречить положениям п.1, 2, 4 и 5 ст.8, п.1 ст.9, ст.11, п.1 и 2 ст.13, ст.14 данного Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения ст.8-14 указанного Федерального закона.

Согласно ст.5 Федерального закона спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

Третейское соглашение заключается в письменной форме. Такое соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в  постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

Федеральный закон «О третейских судах в РФ» регламентирует также состав третейского суда (ст.8-14), расходы, связанные с разрешением спора (ст.15-16), порядок третейского разбирательства (ст.17-30), а также устанавливает правила: принятия решения третейского суда (ст.31-39), оспаривания такого решения (ст.40-43) и его исполнения (ст.44-46).

 

 

2.5 Административный порядок разрешения земельных споров: плюсы и минусы законодательства

 

Ранее, до принятия нового ЗК РФ, многие земельные споры решались в административных органах. Но сейчас, в соответствии с п.1 статьи 64 ЗК РФ действует исключительно судебная процедура по земельным спорам. А первичной целью административного порядка разрешения осталось всего лишь выявление нарушений требований сегодняшнего законодательства о земле.

Согласно Указу Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» все споры, связанные с приобретением земельных участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Однако из этого, в принципе, правильного положения едва ли обоснованно делать вывод о полном исключении участия местных органов власти в решении тех или иных земельно-правовых вопросов. Ранее в ст. 121 ЗК был довольно подробно урегулирован порядок разрешения земельных споров в местных органах исполнительной власти. Были определены: срок их рассмотрения (один месяц со дня поступления заявления), порядок их рассмотрения (в присутствии сторон, за исключением случаев, когда одна из сторон уклоняется от участия в рассмотрении спора), порядок извещения сторон о времени и месте рассмотрения спора и др. Представляется, что и в новом ЗК РФ административному порядку разрешения земельных споров также должно быть уделено соответствующее внимание и место, что соответствовало бы реальному положению дел в данной сфере. Местные органы исполнительной власти, земельные комитеты, особенно районные, решают множество земельных вопросов. Регламентация сроков и порядка их разрешения в административных органах восполнило бы имеющийся пробел и способствовало бы укреплению законности на селе.

Можно выделить три способа административного разрешения земельных споров15):

а) инициативный, при котором одна из сторон земельного спора обращается в соответствующий орган с заявлением о проведении проверки действующего земельного законодательства другой стороной;

б) сторонний, при котором обращаются в государственный орган третьи лица, с просьбой осуществить проверку на предмет соблюдения земельного законодательства между спорящими сторонами;

в) плановый, при котором на основании решения государственного органа, осуществляется проверка земельного законодательства лиц, у которых возник спор.

Из вышеуказанных способов разрешения земельных споров в административном порядке наиболее распространенным и зависящим от воли одной из конфликтующих сторон является инициативный. Другие способы отличают такие характеристики, как: выборочность, случайность, отсутствие в качестве косвенной цели разрешения земельного спора.

В настоящее время в связи большим количеством поступающих дел в суд по разрешению земельных споров назрело рассмотрение вопроса о том, чтобы часть земельных проблем переложить с судов на административный порядок разрешения земельных споров. Он предполагает обращение заинтересованного лица не в суд, а в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а так же к должностным лицам.

Многие споры могли бы быть разрешены в административном порядке. Тем более что, такая процедура может быть применена как до рассмотрения дела в суде, так и после вынесения судом решения и вступления его законную силу.

Кроме того, для ведения земельных споров нужна высокая квалификация в земельном и смежных отраслях права, необходим опыт ведения земельных дел. Таким образом, при разрешении дела в суде, обычно приходиться прибегать к услугам адвоката по земельным вопросам. А это дополнительные финансовые вложения, и такие дела обычно тянуться довольно долго.

Заявитель, обратившийся в государственные органы или органы местного самоуправления, в своем заявлении может указать не только суть нарушения земельного законодательства, но и высказать свое мнение, какие пути есть, для разрешения назревшего конфликта, к примеру, между ним и соседом.

Таким образом, к плюсам административного разрешения конфликта по земельным спорам можно отнести:

- обязательное рассмотрение  уполномоченным органом земельных  споров по заявлению заинтересованного лица, а также, в случае выявления нарушений земельного законодательства, привлечении виновного лица к административной ответственности;

- данное рассмотрение  земельного спора происходит  бесплатно;

- конкретно даны сроки,  рассмотрения того или иного  правонарушения, касающегося земли;

- заявитель вправе  предоставить дополнительные доводы нарушения земельного законодательства с просьбой истребования необходимых документов;

- заявитель вправе  подать жалобу на принятое  решение, если оно его не  устроило;

- так же он может  подать заявление с просьбой  прекратить рассмотрение земельного дела.

Однако, высказываются  различные мнения не в пользу применения административного порядка разрешения земельных споров. В частности, высказывалось мнение16), что административный порядок порождает бесправность, субъективизм и тенденциозность при рассмотрении подобных ситуаций. Поэтому необходимо активное участие суда, тем более в настоящее время, когда всем известна та криминогенная ситуация, которая сложилась с рынком земли. Необходимо учитывать и всевозрастающее самоуправство местных властей.

Информация о работе Земля и ее ресурсы