Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:23, контрольная работа
Целью настоящего исследования является проведение комплексного анализа по изучению правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
Для детального рассмотрения контрольной работы, представляется необходимым поставить и рассмотреть следующие задачи:
- в первую очередь необходимо определить понятие и общую характеристику земель сельскохозяйственного назначения как объекта земельных отношений;
- раскрыть особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения;
- рассмотреть вопросы реорганизация отношений в сфере владения и пользования землями сельскохозяйственного назначения;
- охарактеризовать субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие и общая характеристика земель сельскохозяйственного назначения как объекта земельных отношений………5
2. Особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения ..8
3. Реорганизация отношений в сфере владения и пользования землями сельскохозяйственного назначения ………………………….…15
4. Субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения………..18
Заключение……………………………………………..………………………...23
Список использованной литературы……………………………………...….24
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и общая характеристика земель сельскохозяйственного назначения как объекта земельных отношений………………………………………………………
2. Особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения ……………………………………......8
3. Реорганизация отношений в сфере владения и пользования землями сельскохозяйственного назначения ………………………….…15
4. Субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения……………………………………………………
Заключение……………………………………………..…
Список использованной литературы……………………………………...….2
Введение
Земля представляет собой прежде всего основу жизни и деятельности человека, важнейший природный объект и природный ресурс, используемый в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, в том числе и в качестве основного средства производства в сельском и лесном хозяйстве.
В экологическом аспекте земля является главным звеном всех наземных биоценозов и биосферы планеты в целом. Важнейшее ее свойство – плодородие – обеспечивает рост и развитие растений. Земля служит питательной средой для растительного и животного мира, сохраняет воду и очищает ее естественным путем.
Согласно Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в частности, вопросы пользования, владения и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными источниками. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование, распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, считаем, что представленная нами тема контрольной работы «Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения» является актуальной.
Объектом изучения в нашей контрольной работе являются общественные отношения, возникающие в процессе установления правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
Предмет исследования включает в себя:
- нормы земельного права, регулирующие режим земель сельскохозяйственного назначения;
- вопросы применения указанных норм на практике.
Целью настоящего исследования является проведение комплексного анализа по изучению правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
Для детального рассмотрения контрольной работы, представляется необходимым поставить и рассмотреть следующие задачи:
- в первую очередь необходимо определить понятие и общую характеристику земель сельскохозяйственного назначения как объекта земельных отношений;
- раскрыть особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения;
- рассмотреть вопросы реорганизация отношений в сфере владения и пользования землями сельскохозяйственного назначения;
- охарактеризовать субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения
Теоретическую основу исследования составили работы следующих авторов: Г.Л. Земляковой[1], А.Г. Нецветаева[2], В.Х. Улюкаева, В.Э. Чуркина[3], А.Ю. Харитонова[4].
1. Понятие и общая характеристика земель сельскохозяйственного назначения как объекта земельных отношений
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Закон, таким образом, установил два основных признака идентификации земель сельскохозяйственного назначения как самостоятельной целевой категории земельного фонда: их правовую оформленность в качестве таковой (предоставление) и предназначенность для использования в сельскохозяйственных целях. Однако отнесение таких земель к категории сельскохозяйственного назначения возможно только в том случае, если они не находятся в пределах черты поселений. Последнее обстоятельство связанно с тем, что в пределах границ поселений могут находиться сельскохозяйственные угодья, оказавшиеся там в связи с установлением или изменением черты поселений. С момента включения их в черту поселений на эти земли распространяется правовой режим земель населенных пунктов. Они могут быть использованы для производства сельскохозяйственной продукции лишь до тех пор, пока не будут востребованы для градостроительных целей. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения такие земли принято называть землями сельскохозяйственного использования. Что касается основных идентифицирующих признаков (предоставленность и предназначенность земель), то последние также нуждаются в некотором пояснении в связи с тем, что закон не содержит их конкретизации[5].
Правомерно предположить, что с юридической точки зрения предназначенность означает некое имевшее место публичное признание земель сельскохозяйственными, но по каким-то причинам не включенными в сельскохозяйственный оборот, т.е. в данный момент не используемыми для этих целей. К таковым, например, относятся земли фонда перераспределения, к которым ст. 80 ЗК РФ относит участки сельскохозяйственных земель, от которых отказались правообладатели, участки, принудительно изъятые у правообладателей, а также участки, оставшиеся без правообладателей вследствие несостоявшегося наследования (отказ от принятия наследства, лишение наследства и т.п.). Возможны и другие случаи предназначенности земель для использования в сельскохозяйственных целях, что свидетельствует о необходимости официального толкования данного признака[6].
В то же время следует иметь в виду, что признак предоставленности земель для сельскохозяйственных целей предполагает указание об этом в правоустанавливающем документе. Поэтому фактическое использование земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции еще не повод для отнесения его к категории земель сельскохозяйственного назначения, если в правоустанавливающем документе не указано это. Например, земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства или для дачного строительства, могут быть использованы для выращивания сельскохозяйственных культур. Однако это право, а не обязанность соответствующих правообладателей. В то же время неиспользование земельного участка по целевому назначению, указанному в правоустанавливающем документе, является правонарушением и влечет применение санкций[7].
Земли сельскохозяйственного назначения являются второй по площади категорией земельного фонда страны. Они занимают более 39% всей территории России и имеют особую значимость в народном хозяйстве, являясь главным средством производства сельскохозяйственной продукции. Именно этим объясняется то обстоятельство, что для земель сельскохозяйственного назначения установлен режим особой охраны.
Земли данной категории по признакам функционального назначения и естественного состояния подразделяются на две группы: сельскохозяйственные угодья (пастбища, сенокосы, пашня, многолетние насаждения) и несельскохозяйственные угодья (лесопосадки, лесопокрытые, водопокрытые территории, дороги, постройки, сооружения и т.п.). Сельскохозяйственные угодья составляют наиболее ценную часть земель данной категории и подлежат особой охране. Земли второй группы имеют обслуживающее сельскохозяйственное производственное значение.
До начала земельной реформы (1990) сельскохозяйственное землепользование характеризовалось деятельностью крупных аграрных кооперативных и государственных хозяйств (колхозов, совхозов и др.), основанных на государственной собственности на землю. Они были основными производителями сельскохозяйственной продукции в стране. Земельная реформа существенно изменила организационно-хозяйственную структуру аграрного сектора. Наряду с государственной введена частная форма собственности на землю. На базе колхозов и совхозов в процессе их реорганизации создана система коммерческих сельскохозяйственных организаций (производственных кооперативов, товариществ, акционерных обществ и т.п.). Часть сельскохозяйственных земель перешла к мелким индивидуальным предпринимательским структурам (крестьянским хозяйствам, личным подсобным хозяйствам и др.)[8].
2. Особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения
В нашей контрольной работе хотелось бы обратить внимание на особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения.
1. В статье 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002г. N 101-Ф[9](далее – Закон «Об обороте земель») установлены принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения:
1) сохранение целевого использования земельных участков;
2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%.
2. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов[10].
3. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
В случае передачи в аренду находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения договор аренды такого земельного участка заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности и удостоверенных должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенных нотариально[11].
Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае если поданы два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка[12].
4. Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации[13].