Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:46, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей состава земель лесного фонда Республики Беларусь, рассмотрение правового регулирования, определение функций и значения государственного управления землями лесного фонда.
Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- понятие и состав земель лесного фонда;
- право пользования землями лесного фонда;
- правовая охрана земель лесного фонда;
- особенности государственного управление землями лесного фонда;
- ответственность за нарушение законодательства земель лесного фонда.
• выделение средств из республиканского и местного бюджетов для восстановления земель;
• освобождение от платы
за земельные участки, находящиеся
в стадии сельскохозяйственного освоения
или улучшения их состояния в период, предусмотренный
проектом работ;
• поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и другие меры.
§2 Правовая охрана и защита лесов
Охрана лесов представляет собой комплекс организационных, правовых и других мероприятий по предупреждению пожаров в лесах, своевременному их обнаружению и тушению, а также по охране лесов от самовольных порубок, загрязнения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, хищений и иных негативных воздействий.
Для обеспечения охраны и защиты лесов, животного мира, осуществления государственного контроля в рассматриваемой сфере организуется государственная лесная охрана, а также авиационная охрана, осуществляемые специализированными подразделениями Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. Перечень должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, определен Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства». [7]
Лесное законодательство
предусматривает ряд
лесное хозяйство, лесопользователей, иных юридических и физических лиц, деятельность которых может оказать негативное воздействие на состояние лесов, направленных на охрану и защиту леса.
Местные исполнительные и
распорядительные органы в целях
охраны и защиты лесов организуют
ежегодно разработку и выполнение юридическими
лицами, ведущими лесное хозяйство, и
лесопользователями мероприятий по
предупреждению пожаров и подготовке
к пожароопасному сезону в лесах;
утверждают оперативные противопожарные
мероприятия; предусматривают на периоды
особо высокой опасности
Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, организуют ежегодно разработку и выполнение мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах; проводят противопожарное и санитарное благоустройство лесов, принимают меры по предотвращению и пресечению лесонарушений; проводят мероприятия по профилактике и своевременному выявлению вредителей и болезней леса и борьбе с ними; оказывают содействие лесопользователям в проведении работ по противопожарному обустройству участков лесного фонда, переданных им в пользование; обеспечивают своевременную ликвидацию очагов возгорания леса, координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса; осуществляют другие мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров, борьбе с вредителями и болезнями леса, предусмотренные законодательством. [3].
Лесопользователи обязаны проводить работы способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния лесов; осуществлять мероприятия по защите лесного фонда от вредителей и болезней леса, предусмотренные договорами и разрешительными документами; разрабатывать, утверждать и реализовывать в установленные сроки планы противопожарных мероприятий; в случае обнаружения очагов возгорания леса обязаны срочно сообщить об этом юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, и принять меры по ликвидации очагов возгорания леса; соблюдать санитарные правила в лесах.
Юридические и физические
лица при осуществлении
защите лесов.
Законодательство
осуществляется с учетом их биологических и иных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер, в частности:
• организацию авиационной охраны лесов;
• проведение мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах, профилактике и своевременному выявлению вредителей и болезней леса и борьбе с ними;
• осуществление противопожарного и санитарного благоустройства лесов;
• своевременную ликвидацию очагов возгорания леса;
• ограничение пребывания
граждан в лесах и
• осуществление работ в лесу способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния лесного фонда;
• предоставление лесопользователями своевременной информации юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, о появлении в лесном фонде вредителей и болезней леса.
ГЛАВА 4
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ ЛЕСНОГО ФОНДА
Особенности государственного
управления использованием и охраной
этой категории земель обусловлены
естественно-биологической
Указанное выше организационно-хозяйственное
единство земель лесного фонда и
лесов проявляется в
Взаимность земель и лесной растительности проявляется в наличии некоторых единых органов управления использованием и охраной земель и лесов, их взаимодействии при осуществлении различных функций управления в этих областях. Это взаимодействие складывается на уровне общего управления ( Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы), специального управления землями (органы по земельным ресурсам) и ведомственного управления (органы лесного хозяйства).
Предусмотрено совместное участие этих органов в осуществлении таких функций, как планирование использования земель лесного фонда, распределение и перераспределение, территориальное устройство этих земель, контроль за их использованием и охраной.
Полномочия органов общей
компетенции по управлению землями
в определенной степени подчинены
задачам ведения лесного
Земли лесного фонда предоставляются и изымаются в порядке, установленном земельным законодательством. Лесной кодекс не регулирует этот порядок специально, затрагивая только вопрос о переводе земель лесного фонда в другие категории для использования не по целевому назначению. Предоставление земель лесного фонда и внутрихозяйственное устройство этих земель осуществляется в процессе лесоустройства, порядок которого определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Определение лесохозяйственного
назначения земельных территорий проводится
в процессе лесоустройства, а предоставление
соответствующих земельных
Организация земельной территории
на землях лесного фонда включает
межхозяйственное и внутрихозяйственное
землеустройство. Когда эта функция
затрагивает непосредственно
Внутрихозяйственное лесоустройство
проводится с целью определения
границ участков лесного фонда, переданных
юридическим лицам для ведения
лесного хозяйства, внутрихозяйственной
организации территорий лесного
фонда этих юридических лиц. Объектом
данного вида лесоустройства, которое
проводится государственной
Компетенция исполнительных и распорядительных органов, предоставляющих земельные участки для лесохозяйственных нужд, не совпадает с полномочиями по распределению лесного фонда. Решение о передаче участков лесного фонда юридическим лицам для ведения лесного хозяйства и об их изъятии принимает Совет Министров Республики Беларусь.
При проведении лесоустройства
разрабатываются проекты
Перевод земель лесного фонда
в другие категории земель для
использования их в целях, не связанных
с ведением лесного хозяйства, производится
в порядке изъятия для
Потери лесохозяйственного производства, вызванные изъятием или временным занятием земельных участков, относящихся к землям лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, ограничением прав юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, уничтожением или ухудшением качественного состояния лесного фонда в результате временного воздействия, вызванного деятельностью юридических и физических лиц, возмещаются в установленном порядке.
Размеры потерь хозяйственного производства, подлежащие возмещению, определяются по специальным нормативам, учитывающим защитные, водоохранные и другие природоохранные функции лесов.
Юридические и физические лица, которым отводятся земли лесного фонда для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства, а также юридические и физические лица, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением земель лесного фонда из оборота или переводом их в менее ценные земли, до отвода им земельного участка в натуре (на местности) перечисляют средства, предназначенные на возмещение потерь лесохозяйственного производства, в доход республиканского бюджета. Средства, предназначенные на возмещение потерь лесохозяйственного производства, используются для проведения мероприятий по улучшению качества земель лесного фонда, в том числе:
- освоение переувлажненных, малопродуктивных и закустаренных сельскохозяйственных земель, а также земель, передаваемых для облесения, песков и других неиспользуемых земель, улучшение их качества, строительство лесохозяйственных дорог;
- повышение продуктивности земель лесного фонда.
Потери лесохозяйственного производства не возмещаются при изъятии земель лесного фонда только в случаях, предусмотренных законодательством.
Лесной кодекс разграничивает
полномочия по изъятию и предоставлению
земель лесного фонда между
Имеется определенное несовпадение между земельным и лесным законодательством по определению земель данной категории, для которых установлен особый режим изъятия. Лесное законодательство несколько расширенно подходит к установлению ограничений по переводу земель лесного фонда в другие категории. В соответствии со ст.27 Лесного кодекса изъятие и предоставление (передача) земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, занимаемых лесами первой группы для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляются по решению Президента Республики Беларусь. [4,97].
Эти положения не соответствуют в полной мере земельному законодательству. Включение таких норм в лесное законодательство представляется излишним, поскольку выходит за пределы предмета правового регулирования данной отрасли.
Вместе с тем земельное
законодательство недостаточно учитывает
деление лесов на группы и категории
защитности, в соответствии с которыми
устанавливается порядок
Следует отличать перевод земель лесного фонда в другие категории от перевода этих земель из одного вида в другой внутри категории без изменения целевого назначения, которое осуществляется без участия органов управления землями.