Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 13:54, доклад
Рассматривая задачи и содержание организации использования земельных ресурсов, можно сделать следующие выводы:
1. Проблема рационального, полного и эффективного использования земли широка и многогранна, ее решение требует комплексного, системного подхода.
2. В основу решения проблемы заложены принципы охраны земельных ресурсов, а также гарантии прав собственности и устойчивости землепользования как объекта хозяйствования.
3. Организация использования земли выражается в ее перераспределении по целевому назначению, формам собственности и хозяйствования.
4. Перераспределение земель является неизбежным и целесообразным явлением в условиях социально-экономического развития.
Во-первых, землеустройство есть система государственных мероприятий. Оно выступает в качестве механизма регулирования земельных отношений в соответствии с земельным законодательством и выполняет решения компетентных
государственных органов по распоряжению землями. Реализация прав на землю осуществляется только на основе землеустройства.
Во-вторых, землеустройство является механизмом перераспределения земель между отраслями и сферами деятельности, а также механизмом формирования землевладений и землепользовании предприятий и граждан. Посредством землеустройства устанавливаются границы, производится предоставление и изъятие земельных участков.
В-третьих, землеустройство — это система мероприятий, направленных на организацию рационального, полного и эффективного использования земельных ресурсов. Оно организует государственный контроль за использованием и охрану земель независимо от формы собственности и хозяйствования.
В-четвертых, землеустройство — это система прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов.
В-пятых, землеустройство — это комплексное мероприятие по организационно-хозяйственному обустройству сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающее рациональную систему земледелия. Основываясь на данных землеустроительной науки и практики и исходя из функционального назначения, можно дать следующее определение землеустройства.
Землеустройство — это система государственных мероприятий по перераспределению земельных ресурсов, формированию землевладений, землепользовании и территориальному обустройству сельскохозяйственных предприятий в целях организации рационального использования и охраны земли.
Являясь
по своей сути социально-экономическим
процессом, землеустройство
проводится в единой
системе с правовыми
и техническими действиями,
при этом разрабатываются
различные экономические,
экологические, правовые
и другие вопросы, относящиеся
к организации использования
земли и рациональной
организации территории.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ,
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ТЕХНИКА
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Землеустройство, как и всякое действие, выражается определенным результатом. Внешним результатом землеустроительного действия являются: а) цравовое обоснование землепользования; б) границы землепользования; в) режим (характер и порядок) использования земельного участка.
В силу этого землеустройство обычно воспринимается как техническое мероприятие по закреплению на местности определенных прав владения и пользования землей.
Следует подчеркнуть: техническая и правовая стороны землеустройства очень важны, хотя отражают лишь внешние его проявления. Сущность землеустройства определяется его экономическим содержанием.
Углубление экономического содержания землеустройства наиболее характерно проявляется в развитии новых форм организации территории на многоукладной основе. Конкуренция землепользователей, претендующих на тот или иной участок земли, предполагает повышение экономической эффективности. На передний план землеустроительного решения объективно выдвигаются показатели результативности и эффективности, которые находят выражение в относительном сокращении единовременных и текущих затрат, увеличении производства продукции с единицы площади.
Экономическая сущность землеустройства связана с улучшением использования территории в целом с непосредственным влиянием на социально-бытовые и экологические условия. Реформирование земельных отношений приводит к коренному изменению трех основных звеньев: расселения, размещения производственных предприятий и самой организационно-хозяйственной структуры. Особенно заметно это проявляется в сельском хозяйстве. Очевидно, что насущные вопросы расселения и занятости населения сельской местности не могут быть решены без рационального землеустройства. Организация территории как следствие землеустройства должна соответствовать потребностям и формам организации
производства. С этой целью земельным участкам и отдельным землепользованиям придаются определенные размеры и конфигурация, определяются состав и площади
угодий, обеспечивающие высокую эффективность производства. При этом технические и организационно-правовые факторы (границы, площади, права и обязанности) подчиняются экономическим требованиям. С решением экономических и социальных задач тесно связаны экологические проблемы, также решаемые на основе землеустройства. Рассматривая землеустройство в едином комплексе природоохранной системы, следует выделить два аспекта: технологический и территориальный. В технологическом отношении землеустройство, определяя характер и порядок использования земель, способно
предотвратить экологические нарушения на данной территории.
Нерациональное использование земельного участка в технологическом отношении, напротив, ведет к нарушению экологического равновесия и нанесению ущерба
земле и другим природным ресурсам. Например, неправильное использование земли может привести к снижению почвенного плодородия, эрозии почв, загрязнению
водоемов, уничтожению растительности и животного мира.__ Территориальный аспект проблемы заключается в том, что в процессе землеустройства размещаются и устанавливаются границы территорий природоохранного и защитного назначения, имеющие особый режим использования.
То есть обосновывается целесообразное размещение как предприятий, нарушающих экологическое равновесие, так и объектов охраны окружающей среды.
Существенная сторона землеустройства заключается в том, что оно всегда имеет правовое содержание. Это выражается в отнесении земельного участка к определенной категории, установлении целей, задач и режима землепользования,
определении прав и обязанностей землевладельца, землепользователя (или арендатора), установлении ограничений и обременении (сервитутов). В определенном законом порядке оформляется землеустроительная документация и осуществляется землеустроительный процесс, то есть порядок проведения землеустройства и его регламентация.
Правовой основой землеустройства является Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс, федеральные законы, законы субъектов Федерации, подзаконные
нормативные акты, ведомственные положения, инструкции, методические и технические указания.
Конституция декларирует общий характер земельных отношений: виды и формы собственности на землю, права и обязанности граждан, порядок распоряжения земельными ресурсами и другие фундаментальные основы земельного строя.
Земельный кодекс — это систематизированный свод норм земельного законодательства, регулирующий земельные отношения в целом. Земельным кодексом определяется официальное понятие землеустройства и его содержание,
устанавливаются землеустроительные действия, дается общая регламентация землеустроительного процесса. Помимо Земельного кодекса прямое отношение к землеустройству имеют нормы Гражданского, Лесного и ряда других кодексов Российской Федерации.
Среди законов — нормативных актов, принятых Законодательным собранием, особое значение для осуществления землеустроительных мероприятий имеют законы «О земельном кадастре» (2000) и «О землеустройстве» (2001). Закон «О земельном кадастре», регулируя систему регистрации землепользовании, учета и оценки земель, также непосредственно относится к землеустройству в той его части, которая направлена на осуществление земельного кадастра. Закон «О землеустройстве» определяет основные понятия, задачи и содержание мероприятий,
обязательность и основания проведения землеустройства, условия государственного регулирования, контроля и экспертизы землеустроительной документации, а также другие важнейшие положения.
Все подзаконные нормативные акты должны соответствовать действующим законам. К подзаконным актам относятся: указы Президента Российской Федерации, постановления правительства, распоряжения министерств и ведомств,
приказы, инструкции, методические и технические указания, а также распоряжения местных органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В отличие от законов, устанавливающих общие нормы для всей территории Российской Федерации, подзаконные акты могут иметь временный характер, ограниченность действия на определенной территории или в рамках какого-либо ведомства. Они касаются в основном конкретных землеустроительных мероприятий. Среди подзаконных актов особое место занимают инструктивные
материалы: инструкции, методические рекомендации и др. Инструкция — это руководящие указания, свод правил, устанавливающих порядок и способ выполнения какой-либо работы. Методические указания и технические рекомендации разрабатываются на основе инструкции в целях оказания методической помощи исполнителям работы, обеспечения единообразия ее результатов по форме и содержанию. Инструктивные материалы издаются руководящими организациями в центре и на местах: министерствами, ведомствами, управлениями и др.
Таким образом, правовое содержание землеустроительные действия приобретают в силу того, что производятся во исполнение законов, инструкций и указаний компетентных государственных органов.
Землеустройство проводится в обязательном порядке, если изменились границы землепользования, вновь предоставлен или изъят земельный участок, проводится перераспределение земель в границах сельскохозяйственного предприятия или же
существенно изменяется режим использования части предоставленных земель. Также обязательно проведение землеустройства, если выявлены нарушения земель, заметно проявляются процессы эрозии, подтопления, заболачивания и другие негативные процессы.
В соответствии с законом, основаниями для проведения землеустройства являются решения федеральных или местных органов власти, договоры о проведении работ с
землевладельцами и землепользователями, а также судебные решения. Независимо от этого, утвержденные в установленном порядке землеустроительные решения являются обязательными для всех организаций и граждан (независимо от формы собственности на землю).
Техническое обеспечение процесса землеустройства составляет одну из важнейших его сторон и выражается в следующем:
1.
Изготовление планово-
2. Проведение землеустроительных, почвенных, почвенно-эрозионных, геоботанических, мелиоративных, водохозяйственных, дорожных и других обследований и изысканий для целей землеустройства.
3. Использование технических приемов и методов землеустроительного проектирования и обоснования проектных решений, включая экономико-математические модели и средства автоматизации.
4. Топографо-геодезические методы и средства перенесения в натуру проектов землеустройства, установления границ землепользований и земельных участков на местности.
5.
Технические средства
изготовления
Землеустройство как техническое мероприятие требует высокоточных действий, отображаемых на плакатах и на местности. Оно не только формирует систему землепользования, но и создает основу для ведения земельного кадастра, то есть регистрации землевладений и землепользовании, количественного и качественного учета и оценки земель. Поэтому от технической оснащенности землеустройства,
его точности и оперативности действий зависит достоверность государственного банка данных о земле и землепользовании.
Землеустроительные технические действия изучаются в специальной дисциплине «Геодезические работы при землеустройстве».