Земельный кодекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:40, реферат

Описание работы

Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только в России, но и в других странах. Со времен Киевской Руси существовало поземельное феодальное право, во все времена государство регулировало поземельные отношения. Во второй половине ХIХ в. существовало крестьянское земельное право, являвшееся основной частью крестьянского обычного права. После революции 1917 г. возникло советское земельное право.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….…..3

2.1.Принятие ЗК РФ………………………………………………………….…..4

2.2.Мотивы принятия нового ЗК РФ………………………………………..….5

2.3.Основные положения ЗК РФ…………………………………………….…..7

2.4.Изменения в законодательстве связанные с принятием ЗК РФ………..…12

2.5.Недостатки ЗК РФ…………………………………………………………....15

3.Заключение………………………………………………………………….…..16

4.Список используемой литературы……………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Зем кодекс готовый реферат!.docx

— 38.70 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ 
 
 
 
 

     Кафедра землепользования и кадастров

     РЕФЕРАТ

     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА

     На  тему : «Земельный кодекс РФ» 
 
 
 
 

     Выполнила:

     Студентка 22к группы                       Крец Анастасия Вадимовна

     Проверила:               
 
 
 

                                

Москва 2011 

     Оглавление:

1.Введение…………………………………………………………………….…..3

2.1.Принятие  ЗК РФ………………………………………………………….…..4

2.2.Мотивы  принятия нового ЗК РФ………………………………………..….5

2.3.Основные  положения ЗК РФ…………………………………………….…..7

2.4.Изменения  в законодательстве связанные  с принятием ЗК РФ………..…12

2.5.Недостатки  ЗК РФ…………………………………………………………....15

3.Заключение………………………………………………………………….…..16

4.Список  используемой литературы……………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  1. Введение.
 

     Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только в России, но и в других странах. Со времен Киевской Руси существовало поземельное  феодальное право, во все времена  государство регулировало поземельные  отношения. Во второй половине ХIХ в. существовало крестьянское земельное право, являвшееся основной частью крестьянского обычного права. После революции 1917 г. возникло советское земельное право.

     Прошло  почти десятилетие с начала 90-х  гг., когда началась земельная реформа  в нашей стране. С тех пор  земельное законодательство сильно изменилось. Государственная собственность  на землю перестала быть исключительной. Ныне существует частная и публичная (государственная и муниципальная) собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом, она стала  предметом купли-продажи, совершения иных сделок. Формирование рыночных отношений, экономические реформы не могли  не отразиться на содержании земельного законодательства.

     За  последние годы приняты Градостроительный  кодекс Российской Федерации, Федеральные  законы «О государственном регулировании  обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного  назначения»,

     «О  мелиорации земель», «О государственном  земельном кадастре».

Но основным источником земельного права является Земельный Кодекс РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1. Принятие ЗК РФ. 
 

     28 сентября 2001 года Государственной  думой был принят в третьем  чтении проект Земельного кодекса  РФ. Тогда же в третьем чтении  был принят проект федерального  закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» . 10 октября проект Земельного кодекса РФ и законопроект о введении в действие Земельного кодекса РФ были одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ и переданы на подпись Президенту РФ.

     Как утверждается, был принят сверхкомпромиссный правительственный вариант Земельного кодекса. Во время обсуждения на заседаниях Госдумы главы 17 Гражданского кодекса  РФ, касающейся сделок с землей, правительственный  вариант Земельного кодекса РФ практически единодушно был назван рамочным. Самый проблемный вопрос, связанный с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, новым кодексом не решается и должен быть урегулирован отдельным федеральным законом, проект которого только предстоит внести в нижнюю палату Парламента.  
 
 
 
 
 
 

     2.2. Мотивы принятия  нового ЗК РФ.  

     Земельный кодекс крайне необходим, чтобы привести земельное законодательство в соответствие с новыми социально-экономическими условиями для более успешного решения задач в сфере земельных правоотношений и создания предпосылок для обеспечения экономического роста.

Поскольку устаревшее земельное законодательство 90-х годов осложняет процесс  правоприменения и тормозит рыночный оборот земельных участков и расположенных  на них объектов недвижимости, снижает  эффективность налогообложения  и уменьшает налоговые сборы, крайне неотложно коренное обновление земельных отношений, требующее  существенного повышения всесторонней социальной эффективности и рациональности использования и охраны земельных  ресурсов страны, а также максимальной активизации человеческого фактора  в этом направлении.

Конечно, издание такого закона может иметь не только кодификационную. Такой узкий односторонний подход к решению этой проблемы не согласуется с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, в котором особо обращается внимание на то, что «настало время решения вопроса о земле. Государство не должно мешать развитию земельных отношений там, где они уже закреплены местным законодательством. Понятно, что земли несельскохозяйственного использования не подлежат ограничению гражданского оборота. Для закрепления этой нормы необходимо принять соответствующий федеральный закон».

На рубеже тысячелетий, независимо от того, какие  бы текущие задачи ни решала законодательная  и исполнительная власть, крайне необходимо создать отраслевой правовой механизм реализации конституционных положений  о многообразии форм собственности и равной правовой защите частной, государственной и муниципальной форм собственности. Для Российской Федерации таким основополагающим Федеральным законом, регулирующим условия и порядок использования земли, должен быть Земельный кодекс Российской Федерации, призванный выполнять роль своеобразного « билля о правах» на землю крестьян, предпринимателей, горожан, всех граждан, заинтересованных в успехе реформирования земельных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3.Основные положения ЗК РФ. 

     В целом новый Земельный кодекс урегулировал оборот сравнительно небольшой  части земельного фонда. В первую очередь это городские земли.

Вся земля  разделена на семь категорий: земли  населенных пунктов, предприятий, лесов, сельхозназначения, водного фонда, особо охраняемых территорий и земли запаса. Принадлежность земель к той или иной категории определяется территориальным зонированием. Отнесение земельного участка к определенной категории земель означает распространение на режим его использования общих требований и ограничений, предъявляемых к землям указанной категории. Собственник, арендатор или иной землепользователь может выбрать по своему усмотрению любой из предусмотренных территориальным зонированием видов разрешенного использования этого земельного участка без дополнительных разрешений и согласований.

Одно  из принципиальных положений Кодекса  то, что земельный участок рассматривается  как основа объекта недвижимого  имущества. Предполагается, что недвижимость (здания, строения, сооружения, в том  числе и промышленного комплекса) отныне нельзя будет приватизировать  без находящихся под ней земельных  участков, если только такие участки  не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.  Земля как объект общественных отношений является одновременно природным ресурсом, недвижимым имуществом, объектом права собственности и  иных прав. Наряду с правом собственности  Кодекс предусматривает право аренды, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования и ограниченного  пользования чужим земельным  участком, а также безвозмездное  срочное пользование. Таким образом, каждый вправе самостоятельно выбрать  наиболее выгодную для себя форму  землевладения или землепользования.

К имущественным  отношениям по владению, пользованию  и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с  земельными участками применяется  гражданское законодательство, если иное не установлено земельным, лесным, природоохранительным и иным специальным  законодательством. Земельным кодексом РФ также определен субъектный состав земельных правоотношений, в который  входят граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются в Российской Федерации  правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором Российской Федерации. Например, если иностранные граждане и юридические лица являются собственниками зданий или сооружений, находящихся на чужом земельном участке, то они, как и российские граждане, имеют преимущественное право аренды или покупки этого участка. В отношении указанной категории лиц введены следующие ограничения: до установления Президентом РФ перечня приграничных территорий в соответствии с законом о государственной границе иностранные граждане и юридические лица не могут приобретать в собственность земельные участки указанных территорий и иных особых территорий в соответствии с федеральными законами. В то же время названные лица могут иметь земельные участки на праве аренды за исключением случаев, предусмотренных в кодексе.

Вмешательство государства в деятельность юридических  лиц и граждан по использованию  земли может осуществляться только в случаях и способами, указанными в Земельном кодексе. При этом обеспечиваются гарантии каждого гражданина на свободное владение, пользование  и распоряжение принадлежащим ему  земельным участком. Земельный кодекс также урегулировал государственную  собственность на землю. Земли разграничиваются на федеральные, собственность субъектов федерации и муниципальные.

К полномочиям  Российской Федерации в области  земельных отношений относятся  разработка основополагающих принципов  и норм, на основании которых будут  осуществляться земельные отношения. В том числе: установление основ  федеральной политики в области  регулирования земельных отношений, установление ограничений оборотоспособности земельных участков, установление порядка изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд и другие полномочия. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять: изъятие (выкуп) земель для нужд субъекта РФ, разрабатывать и реализовывать региональные программы по использованию и охране земель, находящихся в границах субъектов РФ, а также осуществлять иные полномочия. Органы местного самоуправления в области земельных отношений имеют аналогичные с субъектами Российской Федерации полномочия в отношении муниципальных земель.

В отношении  таких земель органами местного самоуправления определяется порядок использования  отдельных видов земель сельскохозяйственного  назначения, а также устанавливаются  зоны с особыми условиями использования. Субъекты Российской Федерации и  муниципальные образования осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.

В целом  в Земельном кодексе осуществлена систематизация правовых норм, регулирующих порядок предоставления земельных  участков с учетом последних изменений  законодательства, установлены процедуры  предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, установлены права и обязанности  лиц, не являющихся собственниками земельных  участков, закреплен исчерпывающий  перечень оснований и способов ограничения  и прекращения прав на землю. Учитывая, что по данным земельного учета на 2000 год в собственности граждан, их объединений и юридических лиц находилось 7,6% земельного фонда страны, Земельный кодекс, несомненно, должен сыграть стимулирующую роль в развитии рынка земли и ее инвестиционной привлекательности. Однако по большей части частные собственники это владельцы земельных долей из числа земель реорганизованных сельскохозяйственных предприятий (по данным опять же на 2000 год они составляют около 90%). Таким образом, пока права сегодняшних земельных собственников обойдены детальным правовым регулированием. Вместе с тем необходимо отметить, что юридически вопрос об обороте земли (в том числе и сельхозугодий) был решен еще до принятия Земельного кодекса РФ. Еще в союзном законодательстве земельный участок был объявлен недвижимым имуществом и объектом гражданских прав, а затем Закон РСФСР О собственности закрепил право частной собственности на землю. А в принятой в 1993 Конституции РФ было прямо указано, что собственник земельного участка свободно им владеет, пользуется и распоряжается. Кроме того, даже до введения в действие главы 17 Гражданского кодекса РФ, регулирующей право собственности на землю, действовали, например, такие статьи Гражданского кодекса как: ст. 549 «Договор продажи недвижимости», ст. 553 «Право на недвижимость при продаже земельного участка» , ст. 552 «Права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на нем недвижимости» , которые допускают куплю-продажу земельных участков. Ст. 607 ГК РФ рассматривает земельный участок и как объект договора аренды. То есть нормы, регулирующие обязательства и сделки по отношению к земле существовали и ранее. Проблема заключалась в том, что не были определены механизмы реализации прав собственности на землю и порядок оборота, существовали противоречия в федеральном законодательстве. Например, федеральным законом об ипотеке (залоге) недвижимости запрещен залог сельскохозяйственных угодий. В то же время закон «О сельскохозяйственной кооперации» предоставляет сельскохозяйственным кооперативам право закладывать земельный участок. Действовавших норм было недостаточно для того, чтобы решить вопрос с оборотом земельных участков. Должна быть определена оборотоспособность земель, установлены ограничения на оборот земли, определено государственное вмешательство в реализацию правомочий собственника. Новый Земельный кодекс уточняет понятия передачи земельных участков, положения о необходимости соблюдения определенного порядка при передаче земельных участков в частную собственность, о гласности проведения земельных торгов, об основаниях для прекращения права на владение земельным участком. Кодексом также введена норма о том, что только суд может лишить гражданина права аренды на землю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Земельный кодекс