Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:34, курсовая работа
Целью данной работы является попытка осветить ключевые моменты существования ренты в сельском хозяйстве, а именно ее формы. Большое внимание уделено динамике дифференциальной земельной ренты, понятию цены земли, а также теории извлечения ренты и т. д.
1. Сущность земельной ренты.
2. Земельный рынок:
2.1. Предложение земли.
2.2. Спрос на землю.
2.3. Взаимодействие спроса и предложения земли.
3. Виды земельной ренты.
3.1. Абсолютная земельная рента.
3.2. Дифференциальная рента:
3.2.1. Дифференциальная рента I.
3.2.2. Дифференциальная рента II.
3.3. Монопольная рента.
3.4. Квазирента.
4. Проблемы формирования ренты в современных условиях
В последние годы идет процесс акционирования и приватизации землеустроительных организаций. Повышенный спрос на такие услуги связан с постановкой земельных участков на кадастровый учет, а также с необходимостью переоформить в сжатые сроки прежние права на землю для подавляющего большинства юридических лиц. В этой связи следовало бы дифференцировать степень регулирующего участия государства землеустроительных услуг в зависимости от категории лиц, которым такие услуги оказываются.[15, с 15]
Можно выделить три принципиально различные группы потребителей землеустроительных услуг.
Во–первых, органы власти, привлекающие землеустроительные организации для выполнения работ, связанных с разграничением государственной земельной собственности. Как правило, заказы на такие работы распределяются на конкурсной основе. Соответственно землеустроительные организации, конкурируя между собой за возможность получить крупный контракт, не должны диктовать свои условия заказчику.
Во – вторых, юридические лица, переоформляющие прежнее право бессрочного пользования землей на право собственности или аренды. В данном случае стоимость землеустроительных услуг, как правило, включается в выкупную цену, поступающую затем в государственные или местные бюджеты.
В – третьих, граждане, сталкивающиеся при оказании им таких услуг с «диктатом» одной или нескольких землеустроительных организаций. При этом со стороны последних вполне возможны: завышение цен на услуги; навязывание дополнительных услуг, в том числе связанных с необоснованно высокой точностью работ.
Заключение
На основе рассмотренного мною материала можно придти к ряду выводов, позволяющих охарактеризовать сельское хозяйство как специфическую отрасль народного хозяйства, где законы рынка действуют не в полной мере в силу ряда особенностей. Главной особенностью экономических отношений, связанных с использованием земли как не воспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, собственник земли получают за это определенную плату – ренту. Существует несколько видов земельной ренты. Рента, возникающая вследствие разности плодородия земельных участков и разности местоположения участков по отношению к рынку, называется дифференциальной рентой первой формы. Дифференциальной рента 2 – это рента, которая возникает из различной производительности последовательных вложений капитала, приложенного на одном и том же участке ввиду ограниченности земли. Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю.
Монопольная рента - это особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и не воспроизводимые в других местах продукты земледелия и полезные ископаемые. Прежде всего этот вид ренты в сельском хозяйстве возникает в силу разной принадлежности земельных участков кокой-либо климатической зоне.
Земля является предметом не только аренды, но и купли – продажи, и она имеет иррациональную цену, основанную на доходе, который приносит использование земли владельцу. Земля как фактор производства имеет товарный характер, она продается и покупается, и ее цена на рынке зависит от спроса на нее. Качественная оценка земли есть определение в относительных цифрах степени пригодности почв для сельскохозяйственного производства.
Рента как экономическая категория, помимо номинальной функции прироста богатства, создает еще и стимул к постоянному перераспределению ресурсов в сферы наиболее прибыльного приложения.
Приложение.
Распределение земельного фонда Волгоградской области
По угодьям
На 1 января 2005 года.
(гектаров)
| Общая Земельная площадь | Сельхоз. угодья, всего | Земли под поверхностными водами | Болота | Земли под лесами | Земли под кустарни-ками
|
Волгоградская Область | 11287700 | 8761105 | 489855 | 35216 | 591719 | 130693 |
Урюпинский Округ | 1034195 | 880074 | 9677 | 2823 | 82282 | 17983 |
Новоаннинский Округ | 1273140 | 1103864 | 18926 | 5321 | 80248 | 15280 |
Михайловский Округ | 1452188 | 1135297 | 16985 | 7154 | 133952 | 17176 |
Фроловский Округ | 1195686 | 980023 | 7983 | 3173 | 106809 | 15829 |
Иловлинский Округ | 1624641 | 1313197 | 106139 | 2016 | 70528 | 29442 |
Калачевский Округ | 1480400 | 1174111 | 138396 | 3075 | 38277 | 14495 |
Палласовский Округ | 2588458 | 1743000 | 130702 | 8915 | 27464 | 13692 |
Камышинский Округ | 364103 | 272795 | 30119 | 293 | 29358 | 5180 |
Волжский Округ | 218346 | 146914 | 25631 | 2107 | 13975 | 572 |
Таким образом, в стране созданы необходимые организационно – правовые условия для формирования регулируемых государством рыночных отношений во всех секторах сельскохозяйственного землепользования. Вместе с тем в отношении сектора товарного производства окончательно урегулированными эти вопросы можно считать только после принятия в регионах законодательных актов, конкретизирующихся с учетом местной специфики положения федерального законодательства. Так, к настоящему времени более чем в половине субъектов Федерации уже действуют региональные законодательные акты.
Список литературы.
1. Андерсен, Т. Приватизация общедоступных ценностей / Т. Андерсен, П. Хилл..–М., 1995. – 310 с.
2. Андрюшин,С. Экономика рентных отношений в условиях современной России //Российский экономический журнал – 2006. - № 7 – С. 45-57.
3. Волков, С.Н. Институциональные преобразования и развитие земельных отношений в сельском хозяйстве России //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий – 2009. - № 6 – С.8 – 29.
4. Государственное регулирование земельных отношений / А. А. Варламов, В. С. Шаманаев. – М.: Колос, 2008. – 261 с.
5. Закон Российской Федерации «О купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения». 25 октября 2001 г. // Российская газета. – 2001. - № 136 - ФЗ.
6. Захаров, В.А. Экономическая теория. Выпуск 1. Микроэкономика / В.А.Захаров, З.Н.Козенко, С.А.Попова. – Волгоград, ВГСХА, 2009. – 340 с.
7. Захаров, В.А. Рынки факторов производства. / В.А.Захаров, З.Н.Козенко, М.А.Христенко. - Волгоград, ВГСХА, 2007. – 120 с.
8. Курс экономической теории. Под общей редакцией: проф. Чепурина М. И., проф. Киселевой Е. А. Издательство «АСА» Киров, 2009 г.
9. Камаев, В. Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ, 2006.
10. Маршалл, А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 1993.–414 с.
11. Макконнелл, К.Р., Ценообразование и использование ресурсов : рента, ссудный процент и прибыль / К.Р.Макконнелл, Брю С.Л. - Экономикс: принципы, проблемы и политика. / Иванова Е.Е., Лаврова И. Ю. – М.,1992.- Т.2 –С. 176-178.
12. Петриков, А. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. – М., 2006. –215 с.
13. Серова, Е.В. Аграрная экономика. – М.: Высшая школа экономики, 2007. – 476 с.
14. Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика, 1992 .- 371 с.
15. Черняков, Б. Развитие и регулирование аграрной экономики США на рубеже веков // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - №4. –С. 65-69.
16. Экономическая теория: Учебник для вузов / А. И. Добрынин, Л. С. Тарасевич– СПб. : Питер, 2008. – 480 с.
2