Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:27, реферат
Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
◊ по поводу незаконных требований (или законных требований) досрочного прекращения договора аренды земли в связи с нарушением договорных обязательств арендатором.
4. Земельные споры, возникающие из негаторных (владельческих) исков. В случае нарушения земельных прав собственников или других землепользователей они вправе обратиться в суд о прекращении неправомерных действий со стороны нарушителя и о возмещения причиненных им убытков.
5. Земельные споры, возникающие
в связи с земельно-планиро
6. Споры по поводу возмещения
убытков, причиненных в ходе
осуществления земельных
а) взыскание по суду убытков,
причиненных правомерными
~ на
взыскание убытков,
~ взыскание
убытков, причиненных иными
б)
взыскание убытков,
Порядок рассмотрения земельных споров |
Согласно
ст. 64 Земельного кодекса РФ, земельные
споры рассматриваются в В соответствии
с процессуальным законодательством
РФ при подаче искового заявления
в суд предъявляются Применительно к земельным спорам досудебная (претензионная) стадия установлена в следующих случаях: рассмотрение встречных требований к границам приватизируемых садовых, огородных и дачных земельных участков специально создаваемой комиссией по подготовке материалов для приватизации, включая формирование предложений об урегулировании спора (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.04.98 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»); рассмотрение споров между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю (ст. 7 Федерального закона от 17.07.02 г. «О разграничении государственной собственности на землю»). рассмотрение споров о местоположении выделяемого земельного участка в счет земельной доли и размере компенсации оставшимся участникам долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается Правительством РФ (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.02 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);
За последнее время законодательство, регулирующее земельные отношения не претерпело значительных изменений. Однако до настоящего момента при реализации норм земельного законодательства возникают вопросы. Обязанность по решению этих вопросов возложена на арбитражные суды.В связи с этим решения судов при разрешении споров относительно земли остаются достойными внимания даже на сегодняшний день. Поэтому в данной статье будут рассмотрены последние решения судов по земельным спорам. Начнем
с Постановления Основанием для рассмотрения данного вопроса стало Решение Арбитражного суда Кировской области от 6 июня 2008 года, которым в пользу Управления (Комитета) по делам муниципальной собственности города Кирова с В.П. Минина как собственника нежилого помещения в многоквартирном доме взысканы задолженность по арендной плате за пользование земельным участком, на котором расположен данный дом, и соответствующие пени. При этом, суды исходили из того, что приобретение права общей долевой собственности на сформированный до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимости, должно осуществляться по правилам земельного, а не жилищного законодательства. Заявители, в свою очередь считают себя участниками общей долевой собственности на земельные участки под домами, собственниками помещений в которых они являются, в силу прямого указания закона без каких-либо дополнительных условий, в том числе без государственной регистрации такого права. Следовательно, они должны уплачивать не арендную плату, а земельный налог, размер которого определяется пропорционально их доле в праве собственности на соответствующий земельный участок. Кроме того, заявители утверждают, что оспариваемые нормы Жилищного и Земельного кодексов ставят получение собственниками помещений в многоквартирных домах права собственности на земельные участки под этими домами в зависимость от того, когда сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет соответствующий земельный участок - до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года), т.е. устанавливают недопустимые различия в правах граждан, находящихся в сходной правовой ситуации, и потому нарушают их конституционные права, гарантированные в том числе статьями 19 (часть 1), 35 (часть 2) и 36 Конституции Российской Федерации. По мнению Конституционного суда, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства. Как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4). Поэтому,
в отличие от порядка приобретения
гражданами и юридическими
лицами прав на земельные
участки, находящиеся
в государственной или муниципальной
собственности, который установлен
Земельным кодексом Российской
Федерации, для бесплатного
перехода земельного участка, на котором
расположен многоквартирный дом
и иные входящие в состав такого
дома объекты недвижимого имущества,
в общую долевую собственность
собственников помещений в В силу части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, не могут без проведения общего собрания собственников потребовать формирования земельного участка и тем самым - реализации права, вытекающего из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, хотя они фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Таким
образом, Конституционный суд решил,
что собственники помещений в
многоквартирных домах, земельные
участки под которыми не сформированы,
вправе в индивидуальном порядке
обращаться в уполномоченные
органы государственной власти или
органы местного самоуправления с заявлениями
о формировании этих земельных участков.
Такие заявления являются основанием
для осуществления Не
менее интересно и При рассмотрении спора судами нижестоящих инстанций в удовлетворении иска было отказано, поскольку на основании представленных материалов лесоустройства отнесли земельный участок к землям лесного фонда. Руководствуясь Лесным кодексом Российской Федерации, пришли к выводу, что данный участок является федеральной собственностью (статья 8 Кодекса) и правом на заключение договора аренды обладает Российская Федерация или уполномоченный ею государственный орган субъекта Российской Федерации (статья 83 Кодекса), а не мэрия. Кроме
того, суды сочли, что при заключении
договора аренды земельного участка
не были соблюдены правила части
1 статьи 74 Лесного кодекса Российской
Федерации, предусматривающей, что
договор аренды лесного участка,
находящегося в государственной
или муниципальной Президиум
Высшего Арбитражного Суда РФ отменил
данные решения на том основании
что нижестоящие суды при решении
спора исходили из того что спорный
земельный участок является участком
лесного фонда и, следовательно,
распоряжаться им как находящимся
в федеральной собственности
предусмотренными законом способами
могла только Российская Федерация
или уполномоченный ею на основании
статьи 83 Лесного кодекса Российской
Федерации орган Суд
подтвердил в данной ситуации приоритет
правил статьи 36 Земельного кодекса
Российской Федерации перед нормой
части 1 статьи 74 Лесного кодекса
Российской Федерации и установил,
что в тех случаях, когда на
лесных участках, находящихся в государственной
или муниципальной Таким
образом, договор аренды лесного
участка, находящегося в государственной
или муниципальной Так
же весьма интересный случай представлен
Постановлением Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2009 г. N 2147/09,
где рассматривался спор хозяйственного
общества о признании права Спорная
ситуация была помимо этого осложнена
происшедшей приватизацией и
реорганизацией заявителя в ходе
которой ответчики и Первоначально суд склонялся к мнению, что данный спор возможен только при обращении с виндикационным иском, срок подачи которого уже истек. Однако суды вышестоящих инстанций обратились к пункту 16 «Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», утвержденного постановлением N 708, согласно которому владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив, продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев). Суд пришел к выводу, что по смыслу данного Положения при выборе второго способа члены трудового коллектива колхоза должны внести в качестве взноса в создаваемое акционерное общество как имущественные паи, так и принадлежащие им земельные доли. Реализуя свое право выбора формы собственности на землю, трудовой коллектив колхоза на общем собрании принял решение о создании хозяйственного общества и распределении его акций между учредителями. Таким образом, члены трудового коллектива колхоза и иные лица, имеющие право на имущественные паи и земельные доли, добровольно распорядились своим правом собственности, внеся имущественные паи и земельные доли в качестве взноса в уставный капитал хозяйственного общества. С момента внесения имущественных паев и земельных долей в уставный капитал общества оно стало их собственником, а бывшие члены колхоза и иные учредители - его акционерами в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР". Таким образом, ответчики были не вправе распоряжаться спорными земельными участками. Итак,
обзор судебной практики показывает,
что в земельном |
Информация о работе Защита прав на землю и разрешение земельных споров