Закон как источник земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Порядок принятия федеральных законодательных актов установлен Федеральным законом. Этот закон предусматривает, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Работа содержит 1 файл

контрольная по земельному.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
    1. Закон как источник земельного права

Общая характеристика

          Порядок принятия федеральных законодательных актов установлен Федеральным законом. Этот закон предусматривает, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Федеральные конституционные законы, федеральные  законы подлежат официальному опубликованию  в течении семи дней после дня  их подписания Президентом РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления и в силу.

«Специальные» законодательные  акты как источники земельного права

          Центральное место среди специальных источников земельного права, основной целью которых является регулирование главным образом земельных отношений, занимает Земельный кодекс РФ, принятый 25 октября 2001 г.

          В земельном кодексе особое внимание уделено правовому регулированию охраны земель. Кодекс разрешил проблему разграничения публичной собственности на землю. В нем предусмотрены критерии и принципы разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Конкретизированы и развиты нормы, определяющие содержание таких прав на землю, как постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, сервитут, аренда земельных участков и безвозмездное срочное пользование земельными участками. Урегулированы вопросы перехода прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение; определен порядок приватизации земельных участков.

          В земельном кодексе отражены особенности совершения купли-продажи и мены земельных участков. Детально проработаны вопросы прекращения и ограничения прав на земельные участки, а также платы за землю и оценки земли. Кодекс закрепил основы проведения государственного мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра и земельного контроля.

          Источник земельного права - Градостроительный кодекс РФ 1998 г. Кодекс регулирует земельные отношения в связи с градостроительным планированием, застройкой, благоустройством городских и сельских поселений, развитием их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Для решения этих задач в Кодексе закреплены требования, предъявляемые к градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

          К числу специальных источников земельного права относится Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ, в нем урегулированы полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; закреплены меры государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и государственной поддержки деятельности в этой области и некоторые другие. В Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ, закреплены понятия различных типов и видов мелиорации земель; урегулированы вопросы права собственности на мелиоративные системы и гидротехнические сооружения; определена система государственного управления в области мелиорации земель; установлен порядок мелиорации земель и финансирования таких работ. В Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ, закреплена компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра; определены состав сведений и документов государственного земельного кадастра и порядок ведения государственного земельного кадастра. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ регулирует порядок землеустроительных работ в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.17 июля был принят Федеральный закон, определивший правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Вопросы реализации права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ. 

Законодательные акты, регулирующие отношения в сфере  природопользования и охраны окружающей среды, как источники земельного права

           Использование природных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды тесно связано с регулированием земельных отношений. В связи с этим законодательные акты, регулирующие указанные вопросы, содержат большое число земельно-правовых норм и соответственно являются источниками земельного права.

          Ряд земельно-правовых норм содержится в Законе РФ от 21 февраля1992 г. «О недрах». Согласно статье 11 этого Закона лицензии на пользование недрами предоставляются при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Статья 19 Закона регулирует вопросы использования недр собственниками, владельцами земельных участков. Закон предусматривает комплекс мер по охране недр. Один из способов обеспечения охраны недр - регулирование застройки площадей залегания полезных ископаемых.

          Источником земельного права является Лесной кодекс РФ 1997 г. В нем урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда.

16 ноября 1995 г. был принят Водный кодекс  РФ. В нем содержится довольно  большое число норм, регулирующих  земельные отношения.

          Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» также относится к числу источников земельного права. Закон устанавливает различного рода ограничения в сфере хозяйственной деятельности, в том числе связанной с использованием земли в интересах охраны среды обитания животного мира. Также источниками земельного права являются: Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон направлен на обеспечение сохранности земли как природного объекта, однако некоторые нормы этого акта специально регулируют такие вопросы и непосредственно связаны с земельным законодательством. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в нем содержатся санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», урегулирован порядок применения пестицидов и агрохимикатов. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Эти нормы касаются главным образом требований охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности. Федеральные законы от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Иные  законодательные  акты как источники земельного права

          Среди этой группы источников земельного права особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. В Гражданском кодексе закреплены общие положения, касающиеся режима земельных участков как объектов права собственности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. Гражданский кодекс РФ предусматривает также принципиальные положения относительно регулирования различных сделок, в том числе с земельными участками. Однако следует иметь в виду, что нормы Гражданского права должны применяться с учетом положений Земельного кодекса, внесших в них соответствующие изменения.

          Вопросы реализации права застройки земельного участка отражены в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регулирует вопросы зонирования территорий и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков; закрепляет права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, отражает особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков; определяет правила организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В Федеральном законе от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» урегулированы вопросы права собственности на земельные участки. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определяет правовой режим земельных участков, используемых для ведения фермерского хозяйства, а также Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». Закон определяет систему правового регулирования взимания платы за землю, устанавливая формы платы за землю. Некоторые вопросы использования земель регулирует Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве». Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил предметы ведения органов местного самоуправления, регулирует планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» посвящена правовому регулированию землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» регулирует порядок принятия решений о месте размещения и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Вопросы использования земель при размещении объектов почтовой связи регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи». Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» регулирует вопросы правового режима земель, предоставленных для нужд железнодорожного транспорта. Условия использования земель при проведении работ по развитию сетей связи урегулированы в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» закрепляет право федеральной собственности на земельные участки, занятые государственной наблюдательной сетью, определяет порядок установления охранных зон вокруг таких объектов. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки, иных прав на землю и сделок с земельными участками. В Законе РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» отражены особенности использования земель в закрытом административно-территориальном образовании.

          Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ 2001 г. Вопросы использования земель, занятых аэродромами и аэропортами, отражены в Воздушном кодексе РФ 1997 г. 
 
 
 
 
 
 
 

II. Правовой режим земель населенных пунктов

        Общая характеристика правового режима земель населенных пунктов           Земли   населенных   пунктов   используются    преимущественно    как территориальный  базис  и  предназначены  для  размещения  жилых   строений, промышленных  и  сельскохозяйственных  предприятий,  объектов  социальной  и транспортной  инфраструктуры,  органов  государственной  власти  и  местного самоуправления. Часть земель выделяется для организации  отдыха  граждан  на природе и поддержания благоприятного экологического микроклимата.

       По общему правилу, земли   населенных  пунктов  не  ограничиваются  по

формам  собственности.  Приватизация  федеральных  земель  осуществляется  с учетом  действующих  требований  для  отдельных  категорий   земель   (зон).

        Приватизация  осуществляется  за  плату  в   порядке   купли-продажи   права собственности,  установленном   для  приватизации  земель  при   приватизации государственных   и  муниципальных  предприятий.  При  .этом  не  допускается приватизация земель общественного пользования, занятых  площадями,  улицами, дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами,  садами,  бульварами, водоемами,  пляжами,   земель,   предоставленных   для   ведения   сельского хозяйства,  использования  и  охраны  недр,  земель,   зараженных   опасными веществами  и  подверженных  биогенному   заражению,   земельных   участков, находящихся во временном пользовании. Также не подлежат  приватизации  земли особо охраняемых территорий, земли, занятые объектами обороны.  Приватизация может быть также ограничена  законодательством субъектов РФ  и решениями органов самоуправления  применительно   соответственно   к   субъектным   и муниципальным землям.

       На основании общих правил  допускаются  передача  земельных участков гражданам и организациям  в пользование на  праве аренды,  постоянного и временного  пользования,  пожизненного  наследуемого  владения.  Допускается пользование земельными  участками на   праве   публичного   или   частного сервитутов. Особые условия установлены для права аренды, которое  передается гражданам и организациям в порядке купли-продажи.

Информация о работе Закон как источник земельного права